Понятие, сущность и виды таможенно-тарифных льгот

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель – выяснить каким образом тарифные льготы влияют на внешнюю торговлю.
В связи с этим выявлены приоритетные задачи:
1. обозначить сущность и назначение таможенных льгот;
2. исследовать отдельный институт таможенных льгот – тарифные льготы;
3. рассмотреть понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
4. проследить какое место тарифные льготы занимают в системе таможенно-тарифного регулирования ВЭД.

Файлы: 1 файл

Общие сведения о таможенных льготах коля.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком.

Меры Единого таможенного тарифа:

  1. рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
  2. поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
  3. создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
  4. защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.
  5. обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

Говоря о применении таможенных пошлин к ввозимым на территорию Таможенного союза товарам, нельзя обойти предоставления льгот в данной сфере.

Именно тарифные льготы являются мощным инструментом в системе  тарифного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Тарифные льготы отвечают принципам: применение в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности; либерализация внешней торговли и межгосударственного сотрудничества в таможенно - тарифной сфере

 В последнее время  в соответствии с принятым законодательством Комиссии Таможенного союза произошло увеличение льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, ранее они были сокращены, в основном эти льготы (в различных формах) были предоставлены в индивидуальном порядке отдельным предприятиям и организациям, что в принципе противоречит основам таможенного и налогового законодательства.

Специфика таможенного дела предопределяет то решающее воздействие, которое оказывает координация таможенной политики на международном уровне на национальный механизм таможенно - тарифного регулирования. 
Международное сотрудничество в таможенно - тарифной сфере развивается:

  1. на двустороннем уровне (например, договоренности о создании Таможенного союза России и Беларуси);
  2. на региональном уровне (различные интеграционные объединения и группировки - ЕС, СНГ, ЛАСТ  и т.д.).

Основными принципами (направлениями) международного сотрудничества в таможенно - тарифной сфере являются:

  1. принцип тарифных уступок;
  2. принцип наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации);
  3. принцип тарифных преференций наименее развитым странам.

Предоставление тарифных уступок касается организации многосторонних переговоров (конференций) по таможенным тарифам. В основе этого принципа лежит механизм ограничения размера таможенной пошлины на конкретные тарифные позиции отдельных государств.          Таможенная пошлина считается "ограниченной", если достигнуто хотя бы одно из следующих соглашений:

  1. соглашение о снижении пошлины до определенного уровня;
  2. соглашение не поднимать пошлину выше существующего уровня;
  3. соглашение не поднимать пошлину выше определенного уровня.

Принцип тарифных уступок непосредственно связан с принципом наибольшего благоприятствования. Эта связь обнаруживается в требовании к странам - участницам тарифных переговоров распространять достигнутые тарифные уступки не только на страны, непосредственно участвовавшие в переговорах и в отношении которых была оговорена такая уступка (за некоторыми исключениями).

Принцип тарифных преференций наименее развитым странам также нашел свое закрепление в тексте ГАТТ. К тексту этого универсального Соглашения было следующее дополнение: "Развитые договаривающиеся страны не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров для торговли от менее развитых договаривающихся сторон". В ходе переговоров в рамках Токио - раунда (ноябрь 1979 г.) было позволено тарифные преференции в пользу развивающихся стран или между ними не распространять на развитые страны, юридически закрепив это исключение из принципа наибольшего благоприятствования.6

Принципы преференциального режима для развивающихся стран представляют собой временное исключение в пользу этих стран из принципов суверенного равенства, не дискриминации и режима наибольшего благоприятствования. Такого рода изъятие из указанных принципов является не только правомерным, но и прогрессивным, поскольку оно является частью общих мероприятий по созданию нового, более справедливого порядка в международных экономических отношениях.

Тарифные льготы являются главным инструментом в стимулировании развития внешней торговли с отдельными странами. Например, льготы устанавливаются в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся системой преференций Таможенного союза, то есть на  один и тот же товар действует несколько различных тарифов.

При этом режиме хозяйствующие  субъекты договорившихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими  привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.

Возможен и беспошлинный ввоз. Так, от пошлины освобождаются  транспортные средства, выполняющие международные гуманитарные перевозки, и „имущество, необходимое для их эксплуатации; товары, ввозимые или вывозимые с таможенной территории РФ для служебного пользования иностранцами; валюта РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами России; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности и т.п. Освобождается от обложения таможенной пошлиной экспорт товаров для государственных нужд (вклю-ая поставки нефти, газового конденсата и продуктов их переработки, осуществляемые предприятиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству).

Заключение

Таможенное дело – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.

Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. 
Таким образом, активная политика в области тарифных льгот является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли Таможенного союза является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения ТС активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

Новые общие или национальные системы тарифных льгот дают существенный эффект только в том случае, если будут проводиться серьезные социально-экономические преобразования в странах развивающегося мира.

Обобщая изложенное, еще раз подчеркнем, что таможенные органы не могут быть изолированы от государственных органов субъектов Российской Федерации в процессе формирования таможенной политики и таможенного законодательства в их практической реализации. И хочется надеяться, что данному вопросу будет уделено больше внимания, как со стороны Правительства Российской Федерации, так и со стороны ФТС.

 

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые источники:

 

Конституция Российской Федерации. «Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.» М. :Юрид. лит., 2011.-64 с.

Таможенный  кодекс Таможенного союза. - М. : ООО «Рид Групп», 2011. – 224.с

Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Решение Комиссии ТС от 27 ноября 2009 г. N 130 « О едином таможенно  – тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации»

Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1

Cоглашение от 12 декабря 2008 года о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран;

  Письмо Федеральной налоговой службы от 16.12.10 № ШС-37-3/17864 "О порядке заполнения налоговых деклараций по акцизам в отношении подакцизных товаров, вывозимых в государства – члены Таможенного союза"

Приказ ФТС  России от 24.05.2006 N 469 «Об утверждении  Административного регламента Федеральной  таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов».

 

Научная и учебная литература по теме курсовой работы:

 

  1. Атаманчук Г.В. / Теория государственного управления: курс лекций М., Омена – Л., 2006
  2. Азарова Ю.Ф. Основы таможенного дела: учебное пособие. 2т – М.: РИО РТА 2005
  3. Воронцов Л.Д. Таможенные пошлины и сборы. Переход к новым правилам / "Главбух", №14, июль 2007.
  4. Ершов А. Д. Международные таможенные отношения. – СПб.: ИВЭСЭП, С-Петербургский филиал РТА им. В. Б. Бобкова: Знание, 2006.
  5. Козырин А.П. Таможенные режимы. – М.: Статут, 2005.
  6. Круглов А. Роль таможенной службы в обеспечении экономической безопасности России / Внешняя торговля. 2006. № 12.
  7. Дзюбенко П. Развитие таможенного дела в Российской Федерации / Основы таможенного дела / Вып. 1. М. РИО РТА. 2006.
  8. Никонов А. Таможенные льготы зависят от страны происхождения товара. / Экономика и жизнь. – М. 2008. № 39.
  9. Быков В.А. Таможенное право: учебник / М.: Бек, 2005.
  10. Платонова Д.И.  Таможенное право России: Конспект лекций в схемах / М.: Приор, 2005.
  11. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. – М.: Дело, 2008
  12. Дралин, А. И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / А. И. Дралин, С. Г. Михнева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006
  13. Молчанов О.В.  Таможенное дело: учебное пособие - 2007
  14. www.customs.ru / сайт таможенного законодательства и таможенных новостей

 

 

 

 

1 Никонов А. Таможенные льготы зависят от страны происхождения товара. / Экономика и жизнь. – М. 2008. № 39.

2 Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1

3 Воронцов Л.Д. Таможенные пошлины и сборы. Переход к новым правилам / "Главбух", №14, июль 2007.

4 Дралин, А. И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / А. И. Дралин, С. Г. Михнева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006

5 Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. – М.: Дело, 2008

6 Ершов А. Д. Международные таможенные отношения. – СПб.: ИВЭСЭП, С-Петербургский филиал РТА им. В. Б. Бобкова: Знание, 2006.

 


Информация о работе Понятие, сущность и виды таможенно-тарифных льгот