Социальное страхование и деятельность фонда социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:55, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

•определение понятие, сущности, необходимость создания, задачи и правовые аспекты фонда;
•анализ дохода и расхода фонда социального страхования;
•рассмотреть пути совершенствования фонда социального страхования.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.58 Кб (Скачать)

    Введение.

    В последнее время, в организации  и методологии бухгалтерского учета  на предприятиях Российской Федерации  произошли большие изменения  связанные с переходом нашей  страны к рыночным отношениям. В  области бухгалтерского учета расширились  возможности хозяйствующих субъектов. Исходя из действующих правил и особенностей хозяйствования, предприятия стали  разрабатывать свою учетную политику, самостоятельно определяя методики, формы, технику ведения и организации  бухгалтерского учета. Существенно  изменился состав бухгалтерской  отчетности, ее содержание и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной  практике, а сама отчетность стала  доступной для любых сторонних  пользователей. Социальная защита населения, а также страхование от потерь имущества и личное страхование, особо важное значение приобретают  в условиях финансового кризиса. Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные  пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и страхование.

    Социальное  страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа система социальной защиты населения. Институт социального страхования  сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального  регулирования и страхования. Принцип  социального регулирования заключается  в установлении основных социальных ориентиров развития общества, принцип  страхования определяет механизм финансового  обеспечения поставленных целей. В  процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от число страховой, так и от сугубо социальной системы. Государственные внебюджетные фонды (фонды социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, и др.) занимают важное место в социальной защите и поддержке населения. Эти фонды функционируют автономно от государственного бюджета, образуются за счет специальных целевых отчислений, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ. Актуальность данной темы заключается в том, что во всей системе учета организации, по праву занимает учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Знание этого раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации, так как он на прямую связан с интересами каждого.

    Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального  страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.

    Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  • определение понятие, сущности, необходимость создания, задачи и правовые аспекты фонда;
  • анализ дохода и расхода фонда социального страхования;
  • рассмотреть пути совершенствования фонда социального страхования.
 
 

1.Теоретические основы социального страхования и деятельности фонда социального страхования  РФ. 

    
    1. Понятие и сущность фонда  социального страхования

    Социальная  защита населения, а также страхование  от потерь имущества и личное страхование, особо важное значение приобретают  в условиях финансового кризиса.

    Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Государственные пенсии и  социальные пособия устанавливаются  законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  страхование.

    Социальное  страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа система социальной защиты населения. Институт социального страхования  сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального  регулирования и страхования. Принцип  социального регулирования заключается  в установлении основных социальных ориентиров развития общества, принцип  страхования определяет механизм финансового  обеспечения поставленных целей. В  процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную  систему финансового обеспечения  определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от число страховой, так и от сугубо социальной системы.

    Что позволяет социальному страхованию  занимать ведущую позицию в социальной политике? Объяснение заключается в  том, что социальное страхование  представляет универсальную для  рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспорядительных процессов режиме с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого (или за каждого) в общий фонд. В основе социального страхования лежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к экономическим изменениям и подконтрольностью. Социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством. Обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства. Размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни. Социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов. Право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе. 

    Социальное  страхование можно определить как  систему отношений по распределению  национального дохода, заключающихся  в формировании за счет обязательных страховых взносов  работников и работодателей специальных страховых фондов и использование средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков. Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.

    Социальное  страхование обладает рядом существенных признаков, которые принципиально  отличают его от государственного социального  обеспечения и личного страхования. Взятые в совокупности, они определяют место и главенствующую роль социального  страхования в системе управления социальными рисками. Государственное социальное обеспечение основано на принципе солидарности в формировании и использовании финансовых фондов. Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования прежде всего своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от социальных рисков. Социальное страхование представляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. В широком понимании как компонент системы финансов социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения. В узком смысле как элемент финансовой системы социальное страхование является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков. В этом качестве социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти.

    Обязательное  социальное страхование - часть государственной 
системы зашиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» В настоящее время действует Федеральный закон от 5 марта 2004г. № 10-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» в связи с введением единого социального налога». материальное обеспечение граждан, не участвующих в трудовом процессе по независящим от них обстоятельствам. ФСС призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. ФСС стал создаваться в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

    Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию по следствий изменения  материального и (или) социального  положения работающих граждан, а  в случаях, предусмотренных законодательством  РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового  увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получения  медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Действие обязательного социального страхования распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граждан, уплата ими или за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования.

    Обязательное  социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, которое управляет системой обязательного  социального страхования. Средства обязательного социального страхования - федеральная государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС  и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами в Государственной  Думе после внесения их на рассмотрение Правительством РФ.

    Основная  задача ФСС - выплата страхового обеспечения  по следующим видам социальных страховых  рисков.

    - необходимость получения медицинской  помощи;

    - временная нетрудоспособность;

    - трудовое увечье и профессиональное  заболевание;

    - материнство;

    - инвалидность;

    - наступление старости;

    - потеря кормильца;

    - признание безработным; 

    -смерть  застрахованного лица или нетрудоспособных  членов его семьи, находящихся  на его иждивении.

    Каждому виду социального страхового риска  соответствует определенный вид  страхового обеспечения.

    1.2. Необходимость создания и задачи фонда социального страхования РФ

    Основные  задачи ФСС:

    - обеспечение гарантированных государством  пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по  рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение  и оздоровление работников и  членов их семей, а также  на другие цели государственного  социального страхования, предусмотренные  законодательством;

    - участие в разработке и реализации  государственных программ по  охране здоровья работников, осуществление  мер по совершенствованию Фонда  социального страхования, разработка  совместно с другими заинтересованными  ведомствами предложений о размере  тарифа страховых взносов на  государственное социальное страхование;

    - организация работы по подготовке  и повышению квалификации специалистов  для государственного социального  страхования, разъяснительной работы  среди страхователей и населения  о необходимости и целесообразности  страхования;

    - сотрудничество с аналогичными  фондами других государств и  международными организациями по  вопросам социального страхования.

    Для руководства оперативной деятельностью  ФСС правительство РФ назначает  председателя и его заместителей. Кроме того, при ФСС образуется правление, которое возглавляет  председатель ФСС. Членами правления  становятся заместители председателя, а также представители правительственных  органов, профсоюзов, организаций по защите интересов семей. Всего правление  ФСС насчитывает 20 человек.

    Председатель  ФСС руководит деятельностью  фонда и несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между  заместителями, вносит проект бюджета  ФСС на утверждение в правительство  РФ, разрабатывает совместно с  заинтересованными ведомствами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию.

    Правление ФСС концентрирует свое внимание на задачах фонда и совершенствовании  государственного социального обеспечения, формировании и использовании резервных  средств, проекте размера тарифа страховых взносов, проекте бюджета  фонда и его исполнении, рассматривает  отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений, а также о контрольно-ревизионной  деятельности ФСС. Правительство РФ, которому подотчетна деятельность ФСС, утверждает отчет об исполнении его  бюджета.

Информация о работе Социальное страхование и деятельность фонда социального страхования РФ