Выявление методов управления рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:23, доклад

Краткое описание

Управление риском представляет собой процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для решения стоящих задач. Все это требует выявления инструментария воздействия субъекта на объект.
Этот инструментарий может включать побудительные мотивы, стимулы, организационные меры, а также методы управления рисками.

Файлы: 1 файл

страх1.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

5.3. Выявление методов  управления рисками.

Управление  риском представляет собой процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для решения стоящих задач. Все это требует выявления инструментария воздействия субъекта на объект.  
Этот инструментарий может включать побудительные мотивы, стимулы, организационные меры, а также методы управления рисками.

На основе анaлиза использованных методов управления рисками их можно сгруппировать  и представить схематично

Рис.5.3.1. Методы управления рисками.

Как видно из схемы, эти методы целесообразно  разделить на две большие группы.

1.Методы  минимизации потерь:

  • упреждения;
  • уклонения;
  • локализации;
  • диссипации риска.

2. Методы возмещения  потерь.

Дадим их краткую  характеристику.

Методы  минимизации потерь позволяют уменьшить величину ущерба, когда риска избежать невозможно или он возникает внезапно.  
Методы упреждения риска позволяют уберечься от случайностей при помощи превентивных воздействий.

Эти методы более  трудоемки, требуют обширной, аналитической  работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность  их применения.

К наиболее эффективным  методам этого типа относится  используемый в деятельности предприятия метод стратегического планирования.

Стратегическое  планирование как средство компенсации риска дает эффект, если оно пронизывает все сферы деятельности предприятия. Оно может снять большую часть неопределенности, предугадать появление узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать профиль факторов риска и разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов.

Разновидностью  этого метода может считаться прогнозирование внешней экономической обстановки.  
Суть этого метода заключается:

  • в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования предприятия;
  • в прогнозировании поведения возможных партнеров или действиях конкурентов;
  • в определении (прогнозировании) изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем; в региональном или общеэкономическом прогнозировании.

Главной задачей  метода мониторинга социально-экономической и нормативно-правовой среды является информатизация предприятия. Он подразумевает:

  • приобретение компьютерных систем правовой и нормативно-справочной информации;
  • подключение к сетям коммерческой информации (например, с помощью сети Интернет);
  • проведение собственных прогнозно-аналитических исследований;
  • заказ соответствующих услуг консультационным фирмам и отдельным консультантам и т.д.

Полученные в  ходе мониторинга результаты позволяют

уловить, новые  тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов;

заблаговременно подготовиться к нормативным  новшествам;

предусмотреть необходимые меры для компенсации  потерь от изменения правил ведения  хозяйственной деятельности на ходу, скорректировать стратегию, тактические  планы.

Методы предотвращения убытков позволяют уменьшить ущербы предупредительными мерами и действиями (установкой пожарной или охранной сигнализации и средств пожаротушения и др.).

Методы  минимизации потерь способствуют соблюдению законодательства, условий договоров, соблюдению трудовой и производственной дисциплины и т.д.

Упреждению  риска способствует и сбор, обработка, классификация, анализ финансовой информации (эккаутинг).

Метод активного  целенаправленного маркетинга должен агрессивно формировать спрос на продукцию. Для этого используются маркетинговые методы:

  • сегментация рынка, оценка его емкости;
  • организация рекламной кампании, включая информирование потенциальных потребителей и инвесторов о благоприятных свойствах продукции предприятия;
  • анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы и др.

Методы  уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Ими пользуются те, кто хочет действовать наверняка, не рискуя. Кратко охарактеризуем их.

Отказ от нежелательных  партнеров. Руководители предприятий, идущих по такому пути, отказываются от услуг ненадежных партнеров (как поставщиков, так и потребителей), стремятся не расширять круг партнеров, не вступать в отношения с сомнительными партнерами. Естественно, что такая политика сказывается на поставках предприятия (их объемах, качестве и т.д.).

Отказ от рискованных проектов, т.е. неучастие в договорах и проектах сомнительного (негарантированного) содержания.

Методы  локализации риска используются, когда удается четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Вычислив экономически наиболее опасный этап или участок, необходимо сделать его контролируемым и тем самым снизить уровень риска (ущерба).

Для реализации таких проектов обычно используются дочерние, так называемые венчурные (рискованные) предприятия. Риск, таким образом, локализуется. В дальнейшем его результаты могут использоваться материнской компанией, а для реализации этих проектов используется ее потенциал.

  • Эти методы используются в основном крупными компаниями при внедрении инновационных проектов; освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает сомнение. Они, как правило, используются впервые, на них требуются дорогостоящие НИОКР.  
     

К этой же группе методов относятся различные  варианты диверсификации:

  • диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках (когда неудача на одном компенсируется на другом) и распределение поставок между многими потребителями (желательно равномерно для обеспечения устойчивости производственно-сбытовой деятельности);
  • диверсификация закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие с многими поставщиками. Это позволяет ослабить зависимость предприятия от окружения, от надежности отдельных поставщиков. При нарушении графика поставок даже по объективным обстоятельствам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства) предприятие сможет переключиться на работу с другими поставщиками. Конечно, это усложняет работу отделов материально технического снабжения и сбыта и вызывает их сопротивление. Поэтому руководство предприятия должно контролировать число своих поставщиков и потребителей;
  • диверсификация инвестиций. При формировании инвестиционного портфеля рекомендуется отдавать предпочтение реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта. Если все же приходится работать с одним-двумя партнерами, то желательно распределить или рассредоточить риск. В этом случае в договоре должно быть четко предусмотрено разграничение сфер деятельности и ответственности. Непременным условием должно быть отсутствие этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью;
  • диверсификация деятельности. Под ней понимается увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, предприятия разных регионов и т.д. Все это способствует снижению риска, обретению экономической устойчивости и самостоятельности.  
     
    Риск должен быть фиксирован и по времени, это улучшает наблюдаемость и контролируемость процесса реализации стратегии или проекта и позволяет корректировать свои воздействия, управляя финальным уровнем риска.

 
Вторая группа - методы возмещения потерь.

Они направлены на то, чтобы в случае возникновения  потерь иметь возможность их возмещения (даже частичного) и недопущения  скатывания за критический предел.

Метод создания системы  резервов близок к страхованию, но сосредоточен в пределах самого предприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материала, комплектующих изделий, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания и использования в кризисных ситуациях, устанавливаются впрок новые контакты и связи.

Страхование хозяйственных рисков. Страхование повышает ответственность менеджеров, принуждая их ответственнее относиться к принятию решения, регулярно проводить превентивные, защитные меры в соответствии со страховым контрактом.

Предприятие может  также выступать с инициативой  создания региональной системы страхования  финансово-хозяйственной деятельности, а также использовать системы  перестрахования и т.п.

Однако при  освоении новых видов продукции  или новых технологий использование страхования несколько проблематично, так как страховые компании не располагают статистикой и опасаются страховать неизвестные для них технологии.

Таким образом, в каждом конкретном случае важно  знать, является ли данный фактор объектом страхования.

Страхование риска  имеет свои особенности. Страхуется не риск, а имущественный интерес страхователя, возможность погашения случайных убытков. При данном виде страхования риск должен быть возможен и должен носить случайный характер.

 
Страхование как метод управления рисками

 

Предпринимательская деятельность неизбежно связана  с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам  участника экономической деятельности. Иными словами можно сказать, что это связано с различного рода рисками. Под рисками понимается возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, и имущественный ущерб.

Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском до минимума. Общеизвестны четыре метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение. Среди методов управления рисками значительное место отводится страхованию.

В данной статье речь пойдет о страховании как  методе управления риском.

С экономической точки зрения страхование представляет собой способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью).

Страхование - это  способ побуждения другого лица к принятию на себя риска - взамен получения определенного вознаграждения. Предприниматель, собственник производства, страхуя свои возможные финансовые потери, заключает со страховой компанией своего рода пари – произойдет страховой случай или нет. А страховая компания на основе статистики с математической точностью рассчитывает вероятность наступления риска. Все крупнейшие отечественные страховщики достаточно опытны в проведение процедур оценки риска, располагают развитыми филиальными сетями для территориального сопровождения. Обычно это позволяет компании довольно быстро отгородится от рисков стеной страхового полиса.

Выбор конкретного  метода управления рисками в значительной степени зависит от специфики  предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и других факторов.

Риск может  быть застрахован, если отвечает четырем  критериям:

- риск связан  с угрозой большому количеству  клиентов;

- убытки должны  быть делом случая и не должны  быть подвластны воле предпринимателя;

- убытки должны  поддаваться точному измерению;

- вероятные убытки  должны быть столь серьезными, что предприниматель не сможет  их восполнить.

В целом, преимущества использования страхования как  механизма управления риском сводятся к следующим факторам:

- привлечение  страхового капитала для компенсации  убытков предприятия;

- снижение неопределенности  в финансовом планировании деятельности  предприятия;

- высвобождение  денежных средств для более  эффективного использования;

- сокращение  затрат на управление риском путем использования опыта страховых экспертов для оценки и управления риском.

Привлечение страхового капитала является очень важной задачей. Страховые фонды представляют собой  гарантированный источник денежных средств для компенсации убытков страхователя в случае возникновения неблагоприятных событий, например, когда при возникновении крупных убытков использование собственных денежных ресурсов может быть ограничено. Это также актуально в том случае, если ограничена способность предприятия привлекать внешние кредиты для компенсации убытков.

Информация о работе Выявление методов управления рисками