Миграционная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение государственной миграционной политики, ее сущности, видов и инструментов.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и содержание международной трудовой миграции рабочей силы 4
2. Миграционная политика, ее цели и методы их достижения 9
2.1. Правовые основы межстрановой трудовой миграции 9
2.2. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов 12
2.3. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов 14
3. Миграционная политика Российской Федерации 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

миграционная политика(контрольная по мир.эк-ке).doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 

 

     

Введение

 

     Международные миграции трудовых ресурсов повлекли за собой крупные изменения как  в странах-реципиентах, так и в  странах-донорах. Перемены носят многоплановый характер, поэтому они привлекают внимание не только экономистов, но и социологов, демографов и т.д. Международные миграции стали актуальными для всех стран, народов и континентов. ООН это явление определяет как «любое перемещение людей за пределы национальных границ с изменением места проживания сроком более 12 месяцев». К началу XXI в. число беженцев в мире превысило 34 млн. человек; видимо, не случайно XX век назван «веком беженцев».

     Западноевропейские  страны стали предпринимать энергичные шаги по установлению контроля за миграционными  процессами и ограничению притока новых иммигрантов. Был принят ряд международных соглашений, состоялось множество международных конференций, встреч и переговоров, в ходе которых обсуждались различные аспекты новой волны миграции групп людей. Тем не менее из-за непростого экономического положения, политической нестабильности, роста межэтнических конфликтов и противоречий в различных странах эта проблема продолжает оставаться достаточно острой, поэтому выбранная тема является актуальной в современных условиях.

     Международная миграция населения стала одной из характерных особенностей социального развития современных государств. Отношение к иммиграции в обществах довольно противоречивое. С одной стороны, ее обвиняют в создании препятствий на пути экономических инноваций, в дестабилизации рынка труда, обременении бюджета и подрыве национальной безопасности. С другой — ей отводится значимая роль в научно-техническом и экономическом развитии принимающих стран, улучшении социального положения местного населения.

     Целью данной работы является рассмотрение государственной миграционной политики, ее сущности, видов и инструментов.

 

     

1. Понятие и содержание международной  трудовой миграции рабочей силы

 

     Факторы производства, в том числе рабочая  сила, обладают способностью к международному перемещению и, таким образом, до определенной степени могут заменять международные торговые отношения. Многие важные аспекты международной миграции рабочей силы и ее последствия схожи с эффектами от внешней торговли стран. Рабочая сила перемешается из стран, в которых существует ее явный избыток, в те страны, где отмечается ее явный недостаток. Такое перемещение, несомненно, повышает эффективность национальной экономики, которая использует иностранных рабочих и их труд. Эта дополнительная рабочая сила расширяет выпуск товаров для мирового рынка и в то же время вызывает эффект перераспределения доходов, что затрагивает интересы отдельных групп населения.

     Международная кооперация на базе международного разделения труда осуществляется в двух главных  формах: а) товарного обмена; б) трудовой миграции. С точки зрения понятийного осмысления проблемы существует миграция рабочей силы «внутренняя», которая происходит внутри страны, между ее разными регионами, и «внешняя» — между двумя или (и) большим количеством стран. Иногда политическая эмиграция трансформируется в трудовую, поскольку политэмигранты трудоустраиваются, превращаясь в работников-мигрантов; это разновидность вынужденной внешней эмиграции.

     Международная миграция рабочей силы — это переселение населения в трудоспособном возрасте из одного государства в другое сроком более чем на год, вызванное экономическими причинами (намерением трудоустройства).

     Эмиграция — выезд трудоспособного населения из данной страны в другие страны; иммиграция — въезд трудоспособного населения в данную страну из других стран. «Утечка умов» — международная миграция высококвалифицированных кадров специалистов.

     Реэмиграция — возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

     Трудовая  миграция — это историческое явление, которое существовало и в отдаленные времена. Поэтому важно знать, в каких формах и видах это явление наблюдалось в предшествующие периоды. Формы социальной мобильности изменчивы, но само это явление органически присуще человеческим обществам.

     История человечества знает множество крупнейших территориальных перемещений, одно из которых получило название «великое переселение народов». На первых этапах население снималось с традиционных мест обитания под воздействием комплекса причин, когда определяющую роль играли естественно-природные обстоятельства. Позже наступил период бесконечных войн, когда основной формой вознаграждения победителей выступали захватываемые в плен люди, предназначаемые для продажи в рабство. Далее основную роль стали играть демографически-экономические причины, а в Новейшее время — в большей степени экономические причины. Отступлением от этого были два периода мировых войн — 1914—1918 и 1939—1945 гг., когда десятки миллионов людей оказались перемещенными из одних стран в другие, и последствия таких перемещении были не менее впечатляющие, чем в эпоху «великого переселения». В конце XX столетия в связи с участившимися региональными конфликтами появилась регионально-международная вынужденная миграция, которая не связана с поисками работы (этот вопрос возникает позже, когда беженец, убедившись в том, что он цел и невредим, начинает искать кров и пищу). Это, например, мигранты из Вьетнама, Кампучии, Чили, Кубы, Гаити, Греции (после переворота «черных полковников» в 1950-1970-х гг.), а также интеллектуалы США во времена фашиствующего сенатора Маккарти (конец 1940-х —начало 1950-х гг.) и т.п.— всех их вынудили бежать из своей страны репрессии. Военные конфликты в Африке и Латинской Америке, которые происходили в 1960—1990-е гг., оборачивались миллионами беженцев. Этническая война в бывшей Югославии, а затем бомбардировки Сербии вооруженными силами НАТО стали огромной трагедией для миллионов людей, многие сотни тысяч из них вынуждены были бежать за пределы своей родины [6, c.114].    

     Отметим, в основе послевоенных международных миграций трудовых ресурсов находятся собственно экономические причины, а не только указанные военно-политические коллизии. Миграционный поток захватил десятки миллионов граждан и намного превзошел «великое переселение народов» прошлых эпох.

     Деструктивный эффект иммиграции в значительной степени  определяется нелегальным характером значительной части ее потоков. Число незаконных иммигрантов достигает, по некоторым оценкам, в европейских странах от 1,3 до 5 млн, в США — до 7—8 млн. Рост не поддающихся планированию, трудно контролируемых спонтанных перемещений населения рассматривается сейчас в контексте угроз национальной безопасности развитых государств, прежде всего угроз терроризма, ухудшения криминогенной, санитарно-эпидемической ситуации и т.п. Вместе с тем прослеживаются общие черты и «тенденции воздействия иммиграции на состояние трудовых ресурсов, экономику, рынок труда и социальную инфраструктуру, безопасность граждан, общественный порядок, внутриполитическую жизнь, внешнюю политику и другие аспекты жизнедеятельности принимающих обществ.

     Одно  из проявлений интернационализации  и демократизации хозяйственной  и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий — крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.

     Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее  непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны — импортеры и страны — экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

     Увеличивая  трудовые ресурсы и заполняя ниши в сфере занятости при устойчивом демографическом спаде и усилении диспропорций на рынке труда, иммиграция выполняет в принимающем обществе важную социально-экономическую функцию. Очевидно, что, учитывая ограниченность своих трудовых ресурсов, развитые страны будут по-прежнему стимулировать иммиграцию определенных категорий мигрантов.

     Производя и потребляя национальную продукцию, выплачивая налоги, делая сбережения и т.п., иммигранты оказывают заметное воздействие на хозяйственное развитие принимающих стран.

     Иммиграция  неквалифицированных работников поддерживает традиционные сектора и общественно  необходимые виды деятельности, которые обеспечивают нормальное функционирование экономики. Кроме того, заполняя пустующие ниши, иммигранты содействуют более эффективному применению квалификации местных кадров и тем самым повышению производительности их труда. Исследования, проведенные в ФРГ, показали, что в отсутствие иммиграции хозяйственное развитие шло бы гораздо медленнее и сопровождалось бы более высокой инфляцией или переводом производства за рубеж.

     Таким образом, общее влияние иммиграции на бюджет и социальную инфраструктуру можно оценить как позитивное. 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

2. Миграционная политика, ее цели и методы их достижения

2.1. Правовые основы межстрановой  трудовой миграции

 

     Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить острые социально-экономические проблемы.

     Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?

     Прежде  всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

     К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

     Для нейтрализации отрицательных последствий  и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

     Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса  мер, регулирующих процессы внешней  трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

     Важная  особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны — экспортера рабочей силы в большей степени входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

     Во  многих аспектах интересы стран — экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 2003 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.

     В настоящее время значительное число  учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Информация о работе Миграционная политика Российской Федерации