Контрольная работа по "Статистика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «определенное положение вещей».
Употреблялся он первоначально в значении слова «государствоведение»; впервые был введен в обиход в 1749 г. немецким ученым Г. Ахенвалем, выпустившим книгу о государствоведении.
В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СТАТИСТИКА КАК НАУКА 4
1.1 Понятие статистической науки 4
1.2 Место статистики среди других экономических и общественных наук 8
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 10
2.1 Предмет статистики 10
2.2 Метод статистики 14
2.3 Основные понятия и категории статистической науки в целом 18
3. ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 21
3.1 Основные задачи статистической науки 21
3.2 Задачи статистики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

статистика.docx

— 51.01 Кб (Скачать)

Разные совокупности как некоторое целое состоит  из единиц, которое в свою очередь  могут характеризоваться своими параметрами, свойствами, своим содержанием, что оказывает влияние на содержание всей совокупности, которая объединяет эти единицы в единицах.

Если мы говорим  о промышленности, то статистика рассматривает  ее как совокупность (сумму) предприятий. А каждое предприятие, образуя одну из входящих в нее единицу, в свою очередь характеризуется своим  содержанием по количеству рабочих  мест, оборудования, выпуску соответствующей  статистике.

Специфическая черта  статистики состоит в том, что  во всех случаях ее данные относятся  к сумме факторов, т.е. ко всей совокупности. Характеристика отдельных индивидуальных данных имеет смысл только лишь как  основание, база для получения общих  и сводных характеристик изучаемой  совокупности.

Таким образом, статистика как наука в широком смысле изучает все массовые явления, к  какой бы области они не относились. Изучая массовое явление, статистика характеризует  его не только количественно. С помощью  числовых величин, но и качественно, выявляя его содержание и динамику развития.

Статистика в  узком смысле представляет собой  количественную совокупность связанную с обработкой данных индивидуальных наблюдений, свойственных предметам явлениям, составляющим отдельные параметры единицы совокупности [9, c. 54].

Так, к примеру, средняя урожайность зерновых в  целом по стране отражает общую величину урожайности по всем участкам используемых для выращивания зерна.

Одна статистика. Но урожайность различных участков, которую можно отразить в сравнительном  отношении, друг к другу и обнаружить максимальную и минимальную урожайность, это уже другая статистика.

Статистический  анализ урожайности различных участков земли может явиться основой  для статистики других признаков  и параметров, характеризующих изучаемую  совокупность (урожайность в данном случае), таких параметров как капиталовложения, техническая оснащенность производства по анализируемым участкам и т.д. и т.п.

Во всех этих случаях  речь идет о статистике в более  узком смысле ее определения.

Статистика как  наука представляет собой вид  общественной и государственной  деятельности, направленной на получение, обработку и анализ информации, характеризующей  количественные закономерности жизни  общества во всем его многообразии и неразрывной связи с ее количественным содержанием.

В этом смысле понятие "статистика" совпадает с понятием "статистический учет". Учет, во всяком обществе является средством, с помощью  которого общество обладает необходимой  информацией о состоянии экономики, социальных и других сторонах жизнедеятельности  общества в целом или отдельных  его структур. Этот учет дает возможность  осуществлять соответствующую организацию  и управление экономическими процессами [3, c. 114].

Под статистикой  также понимают процесс ее "ведения", осуществления, т.е. собирания и обработки  данных, фактов, необходимых для  получения статистической информации в ранее указанных смыслах  содержания предмета статистики (в  широком и узком понимании  предмета).

Необходимые сведения могут собираться с целью получения  обобщенных характеристик для массы  случаев данного рода информации.

Таковые, например, сведения, собираемые для проведения переписей населения, когда периодически статистические службы проводят общенациональные компании по учету на определенную дату количественный и качественный состав населения.

В других случаях  статистика (как определенный вид  деятельности) использует сведения, фиксируемые  в процессе выполнения учетных функций  по основному виду деятельности, соответствующих  служб.

Так формируется  статистика рождений, смертей, браков, разводов, дорожных происшествий, количество обучающихся в школах, вузах и  т.д.

Сюда же относятся  использование статистической информации полученной из отчетов работы предприятий, данных бухгалтерами и т.д.

Статистика как  особый вид деятельности с указанным  выше содержанием позволяет на основе научного исследования выявить статистические закономерности. Так спрос на какой-либо товар есть по своей природе явление, определяемое различными факторами: доходами, вкусами населения, модой, сезоном  и т.д.

Можно утверждать, что всякий раз при снижении цен  имеет место рост спроса на соответствующие товары. Но мера снижения цен и мера роста спроса может быть определена только на основе статистической обработки данных о продажах товаров по тем же или иным ценам.

В этом случае пользуются показателями так называемой эластичности спроса и предложения товаров, что находит широкое применение в маркетинговых службах различных фирм.

Статистический показатель - обобщённая количественная характеристика явлений  и процессов в единстве с их качественной определённостью. Численность  населения, удельный вес работающих людей в этой численности - наиболее простой для понимания пример статистического показателя.

Сводные экономические показатели, относящиеся к сложному комплексу  экономических явлений или к  многообразным национально-хозяйственным  процессам и объектам, называют синтетическими (например, валовый национальный продукт, национальный доход, национальное богатство).

Величина показателя определяется в результате измерения объектов (элементов) и меняется в зависимости  от методологических особенностей его  построения, обусловленных в свою очередь степенью охвата изучаемых  процессов.

Показатели называются натуральными, когда они выражены в единицах счета или в различных физических единицах измерения (в мерах линейных, площади, объема, массы и др.), и  денежными, или стоимостными, когда  они представляют собой денежную оценку экономических объектов.

Условно, статистические показатели можно разделить и на объёмные и качественные. Себестоимость единицы изделия - это качественный статистический признак [1, c. 144].

Он даёт представление о возможностях и закономерностях развития событий (сколько будет стоить партия данного  товара и даже возможная прибыль  с его продажи). Показатели, связанные  с изменениями величины совокупности объектов относят к объёмным показателям, т.к. они не влияют на качество.

Совокупность взаимосвязанных  показателей, отображающих процессы общественной жизни в определённых условиях, образуют систему статистических показателей. Эта система постоянно совершенствуется, из-за изменений условий жизни  и системы экономических показателей.

2.2 Метод статистики

Для изучения своего предмета статистика разрабатывает  и применяет разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию.

Применение в  статистическом исследовании конкретных методов предопределяется поставленными  при этом задачами и зависит от характера исходной информации.

Общей основой  разработки и применения статистической методологии являются принципы диалектического  подхода к изучению явлений жизни  общества.

Это, прежде всего  требование рассмотрения фактов, характеризующих  изучаемые явления, в их целостности, во взаимосвязи и взаимообусловленности, что весьма важно при статистическом изучении причинных отношений.

Важнейшим положением диалектического метода познания является рассмотрение изучаемого явления в  развитии, движении от возникновения  до исчезновения. В соответствии с  этим общим гносеологическим требованием  является то, что статистика изучает  динамику социально-экономических  явлений в их исторической обусловленности [7, c. 325].

При статистическом изучении социально-экономических  явлений руководствуются положением материалистической диалектики о переходе количественных изменений в качественные.

Это имеет важное значение при изучении количественных изменений в массовых социально-экономических явлениях для познания глубоких качественных изменений.

Статистика опирается  на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего.

Все многообразие статистических методов изучения коммерческой деятельности в курсе «Общая теория статистики» систематизируется  по их целевому применению в последовательно  выполняемых при этом трех основных стадиях экономико-статистического  исследования:

- сбор первичной  статистической информации;

- статистическая  сводка и обработка первичной  информации;

- анализ статистической  информации.

На первой стадии статистического исследования решается задача получения соответствующих  поставленной задаче значений изучаемых  признаков по отдельным единицам статистической совокупности.

Для осуществления  этой начальной стадии статистического  исследования применяются методы массового  наблюдения. Требование массовости единиц наблюдения обусловливается тем, что  изучаемые статистикой закономерности проявляются в достаточно большом  массиве данных на основе действия закона больших чисел.

Основное содержание закона больших чисел заключается  в том, что в сводных статистических характеристиках действия элементов  случайности взаимопогашаются, хотя они и могут проявляться в признаках индивидуальных единиц статистической совокупности.

В условиях, развитых рыночных отношений каждый покупатель магазина выбирает именно тот товар, который ему в данный момент требуется.

Но в целом  по магазину, возможно, сравнительно точно  предвидеть как общий объем, так  и структуру спроса за год, отдельные  сезоны и даже дни недели. Для  выявления конкретных закономерностей  покупательского спроса необходима статистическая информация, отображающая специфику спроса по дням недели, времени  года и в целом за год.

На второй стадии статистического исследования собранная  в ходе массового наблюдения информация подвергается статистической обработке, включающей получение итогов по изучаемой  совокупности в целом и отдельным  ее частям, систематизацию единиц совокупности по признакам сходства и т.д.

Важнейшим методом  второй стадии статистического исследования является метод статистических группировок, позволяющий выделять в изучаемой  совокупности социально-экономические  типы. Основное содержание второй стадии статистического исследования заключается  в переходе от характеристик единичного к сводным (обобщающим) показателям  совокупности в целом или ее частей (групп).

Отграничение  качественно однородных в существенном отношении групп социально-экономических  явлений -- одно из непременных условий научного применения в статистическом исследовании метода обобщающих статистических показателей.

Нарушение принципа качественной однородности изучаемой  совокупности приводит к получению  нетипичных характеристик, искажению  результата исследования.

На третьей, заключительной, стадии статистического исследования проводится анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных  и средних величин, статистических коэффициентов и др.

Анализ статистической информации позволяет раскрывать причинные  связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимодействие различных  факторов, оценивать эффективность  принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций [6, c. 254].

В сравнении обобщающих статистических показателей изучаемых  явлений определяются количественные оценки их распространенности в пространстве и развития во времени, устанавливаются  характеристики связи и зависимости. Сопоставлением единичного с общим  определяются мера развития индивидуального, его отличие от других единиц изучаемой  совокупности.

При анализе статистической информации широкое применение имеют  табличный и графический методы.

В «Общей теории статистики» рассматриваются основные категории и методы статистической науки, природа статистических совокупностей, познавательные свойства современной  вычислительной техники.

Представляя базовый  курс статистической науки, «Общая теория статистики» основополагающей учебной  дисциплиной, с изучением которой  начинают формироваться необходимые  профессиональные качества экономистов  высшей коммерсантов, менеджеров. Создается  фундамент для усвоения и статистической методологии познания закономерностей социально-экономических в условиях рыночной экономики.

Статистика в  своей сущности призвана определять характер и форму данного явления  по отношению к совокупности в  соответствии с фиксированным количеством  элементов, включаемых в поле исследования, которые оказывают воздействие  на исследуемое явление.

В настоящее время  в статистике имеется большое  количество методов, способов и приёмов  анализа статистических данных.

При этом понятия  «метод», «способ» и «приём» как  инструментарий анализа не имеют  чёткого разграничения. Поэтому  ниже в основном будем пользоваться одним из этих терминов.

При статистическом изучении массового явления большое  значение имеет объективное и  всестороннее количественное выражение  состояния развития в конкретных условиях пространства и времени, выявление  и измерение внутренних и внешних  закономерностей, раскрывающих содержание исследуемых явлений [8, c. 143].

С учётом этих задач  и будем классифицировать, и характеризовать  основные приёмы анализа статистических данных.

а) Состояние статистической совокупности и её основных элементов  характеризуется с применением  абсолютных, относительных и средних  величин, статистических коэффициентов  и др.

б) Изучение изменения (развития) явления во времени в  статистке в основном осуществляются с использованием статистических показателей  рядов динамики, методов выявления  и количественной оценки сезонных тенденции (тренда) развития, методов выявления  и количественной оценки созданных  колебаний, метода параллельных рядов  и др.

Информация о работе Контрольная работа по "Статистика"