История развития статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 02:22, реферат

Краткое описание

Широко распространенное представление о вседоказанности любого явления с помощью статистики, слишком преувеличено, однако несомненно и то, что статистические методы могут ввести людей в заблуждение. Иногда одно и то же явление даже квалифицированные специалисты, во всех тонкостях знающие статистику, могут объяснить по-разному, принять ложное утверждение и отвергнуть правильное. Принятие утверждения как истинного в известной мере зависит от субъективных особенностей исследователя.

Оглавление

Введение. Понятие статистики………………………………...3

Направление развития статистики как науки…………………5

Заключение……………………………………………………..10

Список используемой литературы……………………………11

Файлы: 1 файл

СТАТИСТИКА. история статистики.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Минский государственный  торговый колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: «Статистика»

На тему: «История развития статистики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Подготовила:  Павловская Наталья

                                                 Учащаяся 3 курса группы К-95

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение. Понятие статистики………………………………...3

 

  1. Направление развития статистики как науки…………………5

 

  1. Заключение……………………………………………………..10

 

  1. Список используемой литературы……………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ  СТАТИСТИКИ

Итак, что же представляет собой термин «статистика»? В настоящее  время насчитывается около тысячи определений статистики. Первое из них относится к 1749 г., его ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. На протяжении 250 лет оно уточнялось и дополнялось.

Дать определение статистики как  науки пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики. Сначала статистику определяли как «Staaten Kunde» - государствоведение (описание достопримечательностей государств). Оставаясь на протяжении многих лет «государствоведением», статистика постепенно отходила от описания достопримечательностей (их текстового изложения). Тем более что с развитием знаний вопросами государствоведения стали заниматься многие науки.

В настоящее время под термином «статистика» чаще всего понимают следующее.

Статистика - одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это вместе с темучение о системе показателей, т. е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях. Статистика - этоэффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика - это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.

Статистикой называют также различного рода числовые или, как часто говорят, цифровые данные,характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство и т. д.

Часто слово «статистика» употребляется  в качестве более короткого эквивалента  для слов «статистические методы». Статистические методы можно охарактеризовать как методы, применяемые при сборе, представлении, анализе и интерпретации данных. В качестве примера можно упомянуть о методах, применяемых при сборе данных о совокупности студентов вузов, обработке этих данных, обобщении и представлении в виде различных итоговых абсолютных, относительных и средних показателей с помощью графиков, таблиц.

Применение статистических методов  особенно важно там, где из больших  массивов данных требуется выделить полезную для нас информацию.

Иногда слово «статистика» может употребляться одновременно в нескольких значениях. Известный английский статистик У. Дж. Рейхман (р. 1920) заметил: «Мы живем в век статистики. Едва ли не в каждом своем аспекте явления природы, а также человеческая и прочая деятельность поддаются сейчас измерению при помощи статистических показателей» (Рейхман У. Дж. Применение статистики. - М.: Статистика, 1969. - С. 11).

Широко распространенное представление о вседоказанности  любого явления с помощью статистики, слишком преувеличено, однако несомненно и то, что статистические методы могут ввести людей в заблуждение. Иногда одно и то же явление даже квалифицированные специалисты, во всех тонкостях знающие статистику, могут объяснить по-разному, принять ложное утверждение и отвергнуть правильное. Принятие утверждения как истинного в известной мере зависит от субъективных особенностей исследователя.

Следовательно, выводы, которые  делаются на основании статистических данных, не всегда однозначны.

Сила статистики и  в том, что она на основе анализа  разрозненных, как бы пестрящих случайностями данных помогает исследователю проникнуть в существо изучаемых явлений.

 

 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ КАК НАУКИ

Статистика имеет древние  корни и многовековую историю  развития.

Она зародилась как результат обобщения  уже достаточно развитой статистической практики, вызванной потребностями развития общества, например: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.д.

Вот лишь некоторые сведения применения числовых данных относящихся к тем  или иным явлениям уже в глубокой древности. В Китае более чем за 2 тысячи лет до н.э. производились исчисления населения по полу и возрасту, а также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. Упоминания о статистических обследованиях встречаются и в библейские времена. В Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан, проводились цензы (учеты) свободных граждан и их имущества. В Европе в конце IX в. проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет жителей, пригодных к военной службе. Первыми и основными учетно-статистическими источниками на Руси были летописи, в которых уже в IХ-ХI вв. упоминается о сборе различной информации. Так, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений. Однако сбор числовых данных в государствах древнего мира был несовершенен. В этот период статистические операции, как правило, проводились в исключительных случаях и в основном в военной и финансовой сферах. Позднее потребность в статистических операциях порождалась необходимостью стимулирования роста народонаселения, производительных сил страны, регулирования потребления.

Развитие общественного производства, внутренней и внешней торговли, торговых и международных товарно-денежных отношений увеличило потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, вело к совершенствованию ее приемов и методов, явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и статистики.

Однако если сбор статистических данных начался в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т.е. зарождение статистики как науки, относятся  к более позднему периоду. Так  со временем многообразная практика учетно-статистических работ стала подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.

Развитие статистики как науки  шло по двум направлениям:

П е р в  о е  н а п р а в л е н и е развития статистики получило название описательного, возникло в Германии во второй половине XVII столетия и известно как государствоведение , или описательная школа. Ее основателем был немецкий ученый Герман Конринг (1606-1681), который разработал систему описания государственного устройства. Он же ввел и преподавание «Государствоведения» как учебной научной дисциплины в университетах

Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических  основ. Предмет и метод этой науки  не были четко определены. Собирался  в основном описательно-информационный материал , который впоследствии почти не анализировался. Описывался, как правило, последний период, иначе, по мнению представителей школы, в статистической работе не было смысла.

В трудах сторонников этого направления  содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения, естественных условий, климата, финансов, армии. Авторы трудов называли их статистическими. С нынешних позиций с этим нельзя согласиться, поскольку они представляли собою словесное описание «достопримечательностей государства». В основном такие описания носили этнографических характер. Содержание , задачи, предмет изучения статистики в понимании ученых того времени были, как видим весьма далеки от современного взгляда на статистику как науку.

Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719 -1 772), который впервые вначале в Марбургском , а затем в Геттингенском университете стал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства. Сам термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в середине века означало политическое состояние государства.

В т  о р о е н а п р а в л е н и е развитие статистики как науки возникло в Англии и известно под названием школа политических арифметиков, это направление гораздо ближе к сегодняшнему пониманию статистики. Оно возникло на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений. Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1678) известный английский политэконом, который как считается, заложил основы статистической науки.В связи с его работами «Политическая арифметика», «Разное о деньгах» и др. К.Маркс назвал их автора отцом политической экономик и и в некотором роде изобретателем статистики. В его трудах преобладало статистико -экономическое направление на основе обработки бюллетеней о естественном движении лондонского населения.

У.Петти, друг и современник  Д.Граунта посвятил статистике ряд  научных работ. Главным в них было стремление конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных. У.Петти больше интересовался хозяйственными процессами, закономерностями в общественной и экономической жизни. Он первым, прибегнув к косвенным расчетам, попытался оценить национальное богатство и национальный доход страны. Круг его интересов отражен в работе, написанной в 1671-1676 гг., но опубликованной уже после его смерти в 1690г. под названием «Политическая арифметика, или рассуждения относительно размеров и стоимости земли, людей, сельского хозяйства, мануфактур, торговли, рыбной ловли. Ремесленников, моряков, солдат относительно государственных доходов, регистрации банков; относительно определения ценности людей, увеличения числа моряков; относительно портов, положения, страны, кораблей, могущества на море и т.п.» В.Петти является фактическим родоначальником экономической статистики.

Последователи У. Петти  Джоан Граунт (1620-1674), Э.Галлей (1656-1742) продолжили развитие этого научного напрвления В их трудах преобладало направление: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни Д.Граунт впервые открыл некоторые закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он исследовал главным образом закономерности воспроизводства населения. В течение многих лет он изучал данные бюллетеней смертности, в которых еженедельно публиковались сведения о числе родившихся и умерших в Лондоне, и сумел выявить ряд закономерностей. Например. Он установил, что соотношение численности родившихся мальчиков и девочек составляло 14:13, что из числа родившихся до 6 лет доживало в то время 64% лондонцев, до 16 лет - 40%, что на 63 умерших приходилось 52 новорожденных и т.д. Д. Граунт составил первую таблицу смертности для стационарного населения и рассчитал кривую дожития.Результаты своих исследований он опубликовал в 1662 г. в работе, название которой по традиции того времени отражало ее суть: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные над бюллетенями смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, болезням и пр.». Это был первый научный труд политических арифметиков.

Теоретическую разработку проблемы смертности продолжил Э.Геллей. Знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

Политические арифметики путем обобщения и анализа  фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики. История показала, что именно школа политических арифметиков явилась истоком возникновения современной статистики как науки. Идеи Д.Граунта, Э.Геллея и В.Петти имели своих последователей не только на их родине, но и в других европейских государствах. Наибольшее развитие эта школа получила в ХVП и ХVШ вв. в Англии, Голландии, Франции. В дальнейшем школа политических арифметиков сосредоточилась в основном на демографии, а особенно , на вопросах страхования жизни, финансовых расчетах.

Заслугой политических арифметиков является то, что они  понимали необходимость использования массовых данных для выявления тех или иных закономерностей, что при сводке и анализе использовали группировки, средние и относительные величины, старались рассматривать многие показатели взаимосвязано, при отсутствии необходимых данных использовали косвенные расчеты и т.д.

Информация о работе История развития статистики