Индексный метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:10, реферат

Краткое описание

Индекс — это обобщающий относительный показатель, характеризующий изменение уровня общественного явления во времени, по сравнению с программой развития, планом, прогнозом или его соотношение в пространстве.
Наиболее распространена сравнительная характеристика во времени. В этом случае индексы выступают как относительные величины динамики.

Оглавление

Понятие об индексах. Классификация индексов
3
2.
Индексный метод
4
3.
Индивидуальные индексы
6
4.
Общие индексы
10
5.
Основные формулы исчисления сводных или общих индексов

Файлы: 1 файл

статистика2.docx

— 228.99 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 

Факультет Экономики и Управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Статистика

 

на тему: Индексный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

второго курса 

заочного отделения

Уварова Алёна Александровна

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Краснодар

2012


 

Содержание

1.

  1. Понятие об индексах. Классификация индексов

3

2.

  1. Индексный метод

4

3.

  1. Индивидуальные индексы

6

4.

  1. Общие индексы

10

5.

Основные формулы исчисления сводных или общих индексов

12


 

 

 

 

    1. Понятие об индексах. Классификация индексов.

 

Индекс — это обобщающий относительный показатель, характеризующий  изменение уровня общественного  явления во времени, по сравнению  с программой развития, планом, прогнозом  или его соотношение в пространстве.

Наиболее распространена сравнительная характеристика во времени. В этом случае индексы выступают  как относительные величины динамики. 
Индексный метод является также важнейшим аналитическим средством выявления связей между явлениями. При этом применяются уже не отдельные индексы, а их системы.

В статистической практике индексы применяются при анализе  развития всех отраслей экономики, на всех этапах экономической работы. В условиях рыночной экономики особенно возросла роль индексов цен, доходов населения, фондового рынка и территориальных индексов.

 

Статистика осуществляет классификацию индексов по следующим  признакам:

1. В зависимости от  объекта исследования:

  • индексы объемных (количественных) показателей (индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления)
  • индексы качественных показателей (индексы цен, себестоимости, заработной плата)

К индексам объемных показателей  относятся индексы физического  объема: товарооборота, продукции, потребления  материальных благ и услуг; а также  других показателей, имеющих количественный характер: численности работников, посевных площадей и т.п. К индексам качественных показателей относятся  индексы: цен, себестоимости продукции, заработной платы, производительности труда, урожайности и т.п.;

2. По степени охвата  элементов совокупности:

  • индивидуальные индексы (дают сравнительную характеристику отдельных элементов явления)
  • общие индексы (характеризуют изменение совокупности элементов или всего явления в целом)

3. В зависимости от  методологии исчисления общие  индексы подразделяются на:

  • агрегатные (агрегатные индексы являются основной формой индексов и строятся как агрегаты путем взвешивания индексируемого показателя с помощью неизменной величины другого, взаимосвязанного с ним показателя).
  • средние (являются производными от агрегатных)

4. В зависимости от  базы сравнения различают:

  • базисные (если при исчислении индексов за несколько периодов времени база сравнения остается постоянной)
  • цепные (если база сравнения постоянно меняется)

 

    1. Индексный метод

 

Элиминирование, то есть расчет влияния отдельных факторов на обобщающий показатель, может осуществляться так  же индексным методом. Этот метод  применяется для расчленения экономических показателей. Индексы являются разновидностью относительных величин. Индексы применяются в анализе хозяйственной деятельности с целью характеристики экономических явлений, состоящих из элементов, которые не следует суммировать.

Технически любой индекс представляет собой показатель, определяемый как соотношение двух каких-либо величин. Последние являются, по существу, определенными состояниями известного признака. С помощью индексов осуществляются сравнения фактических показателей  с базисными, то есть, как правило, с плановыми и с показателями предшествующих периодов.

 

Различают два основных вида индексов:

  1. простые (частные, индивидуальные);
  2. аналитические (общие, агрегатные).

В первом случае исследуемый  признак принимается без учета  связи этого признака с остальными признаками исследуемых экономических  явлений. Такие индексы могут  быть представлены следующей формулой:

 и   — соответственно сравниваемые состояния какого-либо признака

Во втором случае изучаемый  признак используется не изолированно, а в его взаимосвязи с другими  признаками.

Поэтому любой аналитический  индекс состоит из двух элементов:

индексируемый признак  , то есть тот признак, изменение которого подвергается изучению;

весовой признак  .

С помощью весовых признаков  исследуются изменения экономических  явлений, составляющие элементы которых  являются несоизмеримыми. Следует иметь  в виду, что простые и аналитические  индексы взаимно дополняют друг друга.

Аналитические индексы могут  быть представлены следующим образом:

 или 

где   и   — весовые признаки

 

Использование индексов в  экономическом анализе преследует следующие цели:

  • с их помощью дается оценка относительного изменения какого-либо экономического явления или показателя;
  • применение индексов дает возможность определить влияние отдельных факторов на изменение обобщающего (результативного) показателя (признака).

 

Виды продукции

Количество (штук)

Цена за 1 штуку (рублей)

Стоимость продукции (рублей)

А

10

13

5

5

50

65

65

Б

15

12

3

2

45

36

24

В

20

22

1

2

20

22

44

Итого:

-

-

-

-

115

123

133


 

  • дается оценка влияния изменения структуры какого-либо экономического явления на величину динамики этого явления.

Рассмотрим сущность индексного метода на конкретном примере. Если анализируемая  организация выпускает разнородную  продукцию, то рассчитывается общий  индекс объема продукции.

Информация об объеме и  стоимости выпускаемой продукции.

В рассматриваемом примере  мы исчислим аналитические индексы, где в качестве индексируемого признака беретсяобъем выпускаемой продукции, а в качестве весового признака — цена за единицу продукции. На основе данных, приведенных в таблице, рассчитаем общий индекс объема продукции:

 

На полученный нами результат  оказали влияние два фактора:

  • изменение количества продукции;
  • изменение цен на продукцию. 

Следует отдельно определить:

  • индекс изменения количества (объема) продукции при условии ее оценки в одинаковых ценах;
  • индекс изменения цен на продукцию при условии ее одинакового объема.

Вначале найдем индекс изменения  количества продукции:

Затем определим индекс изменения  цен на продукцию:

В рассматриваемом примере  индекс изменения количества показывает увеличение объема продукции на   или на 8 рублей, то есть (123 — 115). Индекс изменения цен свидетельствует о повышении цен на продукцию на  , что составляет 10 рублей, то есть (133 — 123).

Если сложить влияние  индексов получим общий индекс объема продукции — 18 рублей.

С помощью индексов можно  сравнивать данные за ряд лет, например, путем расчетов темпов роста продукции в сопоставимых ценах.

В условиях анализа динамики показателей следует различать  понятия цепного и базисного  индексов. Базисным называется индекс, рассчитанный по отношению к базисному периоду. Цепным называется индекс, рассчитанный по отношению к предыдущему периоду.

 

  1. Индивидуальные индексы.

 

Способы построения индексов зависят от содержания изучаемого явления, методологии расчета исходных статистических показателей и целей исследования. В каждом индексе выделяют 3 элемента:

  • индексируемый показатель — это показатель, соотношение уровней которого характеризует индекс
  • сравниваемый уровень — это тот уровень, который сравнивают с другим.
  • базисный уровень — это тот уровень, с которым производится сравнение.

Для расчета индекса необходимо найти отношение сравниваемого  уровня к базисному и выразить его в виде коэффициента, если база сравнения приравнивается к единице, или в процентах, если база сравнения  принимается за 100%. Обычно расчеты  индексов производятся в форме коэффициентов  с точностью до третьего знака  после запятой, т. е. до 0,001, в форме  процентов — до десятых долей  процента, т.е. до 0,1%.

Для удобства построения индексов используется специальная символика:

i — символ индексируемого показателя — индекс, характеризующий изменение уровня элемента явления.

I — с подстрочным индексируемым показателем — для группы элементов или всей совокупности в целом.

q — количество проданных товаров или произведенной продукции в натуральном выражении

p — цена за единицу товара

z — себестоимость единицы продукции

w — производительность труда

T — отработанное время или численность работников

l — средняя заработная плата одного работника

0 — базисный период

1 — отчетный период

 

Исходные данные

Расчетные данные

Товары

Базисный 
период

Отчетный период

Товарооборот млн.руб

Индивидуальные индексы

Про-дано 
т.шт

Цена за 1 шт. 
т.руб

Про-дано 
т.шт

Цена за 1 шт. 
т.руб

Базисный период

Отчетный период

Отчетный период по ценам базисного  периода

Физ. объема т-оборота

Цен

Товаро-оборота

А

1

2

3

4

5=1*2

6=3*4

7=3*2

8=3:1

9=4:2

10=6:5

 

q0

p0

q1

p1

q0 * p0

q1 * p1

q1 * p0

Телевизоры

400

3

360

3,3

1200

1188

1080

0,9

1,1

0,99

Видео-

магнито-

фоны

200

2

250

1,8

400

450

500

1,250

0,9

1,125

Итого

х

х

х

х

1600

1638

1580

0,9875

1,037

1,024

Информация о работе Индексный метод