Женщина в семье. Социологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 02:34, контрольная работа

Краткое описание

Семья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает как социальный институт с присущими ему местом и ролью и выполняется целый ряд специфических функций, в первую очередь таких, как воспитание детей. В то же время семья – это малая социальная группа, которой свойственны такие характеристики, как сплоченность, ценностно-ориентационное единство членов и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей каждого человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

1.Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема

2 Функции семьи и роль женщины в современной семье

3 Домашний труд и его структура

4 Домашнее хозяйство и труд женщины

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

feminolog.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

       ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

       Воронежский государственный технический университет 

       Кафедра политологии и социологии 
 
 
 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

       по  дисциплине «Политология и социология» 

       на  тему: ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ. 
 
 
 
 

       Выполнил: студент группы ЭК-092(у)

       Балабаева Татьяна Вячеславовна 1 курс

       Проверил: доцент Обердяева И.А. 
 
 
 

       Воронеж 2009

 

        СОДЕРЖАНИЕ 

       ВВЕДЕНИЕ

       ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

       1.Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема

       2 Функции семьи и роль женщины в современной семье

       3 Домашний труд и его структура

       4 Домашнее хозяйство и труд женщины

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

        ВВЕДЕНИЕ 

       Процессы  глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины.

       Семья в современных условиях рассматривается  в трех ипостасях. На уровне общества она выступает как социальный институт с присущими ему местом и ролью и выполняется целый ряд специфических функций,  в первую очередь таких, как воспитание детей. В то же время семья – это малая социальная группа, которой свойственны такие характеристики, как сплоченность, ценностно-ориентационное единство членов и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей каждого человека.

       Созданию  семьи предшествует брак как парное отношение, основанное на взаимной привязанности, любви, заботе, интимных отношениях. Брак определяется биологическими (возраст, физическое состояние), нравственными (подготовка к браку), психологическими (интимные отношения) и экономическими (материальное положение, наличие жилья) факторами.

       Брак  – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует отношения между мужчиной и женщиной.

       Брак  регулируется обычаями, традициями, религией, правовыми нормами. В его основе лежит забота, общение, совместное добывание средств для жизни, взаимная материальная и духовная поддержка, ведение хозяйства, организация досуга. Немалую долю из этого выполняет женщина, поэтому хочу поговорить о ее положении в семье.

 

        1 Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема 

       Семья — это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.

       Задачи  семьи — воспроизводство населения, накопление и передача опыта трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных) потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения, формирование конкретных психологических отношений.

       Положение семьи, уровень ее благополучия и  стабильности являются важнейшими социальными  индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. За годы экономических преобразований состав малоимущего населения страны существенно изменился: значительно снизился удельный вес лиц старших возрастов и возросла доля экономически активного населения трудоспособного возраста, т.е. в категорию бедных все более и более попадают семьи с детьми.

       В условиях кризиса обостряется конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно  снижают совокупный семейный доход. В то же время высокая ее занятость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости.

       Социально-экономическая  дифференциация общества приближается к черте, за которой может наступить  резкая социальная поляризация населения, абсолютное обнищание значительной ее части.

       В настоящее время каждого третьего, проживающего в России, можно назвать  неимущим, т.е. его доходы — ниже прожиточного минимума. Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий российских безработных, независимо от их возраста, уровня образования, семейного положения. Особенно велик он среди безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства, безработных одиноких родителей, многодетных родителей.

       Не  остается без внимания и проблема семьи в Российской Федерации, где в Конституции (п. 1 ст. 38) сказано: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства". А в п. 2 четко определены роли родителей: "Забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей".

       Перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономики большинство семей будут проявлять предприимчивость, хотя совершенно четко установлена ориентация на суверенность семьи, опору на собственные силы и самообеспечение, самостоятельность и необходимость женщинам искать выход.

       Вызывает  озабоченность разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работающим женщинам совмещать профессиональную деятельность с работой по дому. Широко распространенные патриархатные взгляды на место женщины в обществе создают дополнительные трудности. Довольно сложными являются отношения между супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы.

       Перед современной семьей стоит проблема нравственного воспитания, но, к  сожалению, средства массовой информации не способствуют решению этой задачи, формированию чувства уважения. Угар секса оборачивается бездуховностью и опустошенностью. Российской ассоциацией "Планирование семьи" предлагается раннее половое воспитание, начиная с первоклашек. Однако известно, что "ранняя половая информированность уже через пять лет обучения технике безопасного секса дала в США рост ранних абортов на 45% (причем нередко с потерей возможности когда-либо иметь детей)".

       Для сохранения семьи и престижа в ней женщины ООН предлагают новую модель семейных отношений, где главным принципом является создание равных стартовых возможностей для всех членов семьи и, в первую очередь, для женщин. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в статье 5, четко определена сущность этой модели. Государства-участники принимают все соответствующие меры для: изменения социальной и культурной модели поведения мужчин и женщин, искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.

       Российская  Федерация также взяла на себя реализацию Конвенции. Принят и опубликован  ряд документов, касающихся женщин, семьи и детей.

       Новая модель предполагает общее участие  в формировании личности ребенка, ответственность  за воспитание детей, одинаковые права и обязанности родителей, преобладание интересов детей в семье, изменение существующих традиций в отношении женщин.

 

        2 Функции семьи и роль женщины в современной семье. 

       Под функцией в семье следует понимать внешнее проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определенные действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность ее деятельности.

       Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья — это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции.

       Можно выделить функции общества по отношению  к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению в семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе.

       Функции семьи глубоко историчны, тесно  связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия.

       Значительную  часть этих функций выполняет  женщина. Рассмотрим ее роль в рамках важнейших функций более подробно.

       Репродуктивная  функция — это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей.

       Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функций деторождения в ее социальном содержании. Необходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую основу. Однако нельзя исключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующим экономическим базисом, а также уровнем духовной культуры.

       В основе экономической функции лежит  материальное обеспечение семьи, экономическая  поддержка несовершеннолетних и  нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Экономическая функция семьи осуществляется по-разному, благосостояние зависит не только от доходов, но и характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.

       Воспитательная  функция, чаще всего выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Теперь, когда ликвидировано значительное количество детских учреждений вся тяжесть воспитания легла на родителей. Воспитание — это, прежде всего, адаптация ко всей совокупности общественных ценностей, формирование жизненных позиций.

       Воспитательная  функция должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек родителей — залог воспитания, при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия. Воздействие осуществляется через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения.

       Хозяйственно-бытовая  функция — удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановление сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье, в основе которого лежит ее подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве. Культура домашних отношений воспитывается на основе общих принципов этики и эстетики нашего общества.

Информация о работе Женщина в семье. Социологические аспекты