Взаимоотношения личности и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 11:54, реферат

Краткое описание

Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. Личность — это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека.

Файлы: 1 файл

Реферат личности и общества.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Новые шаблоны  поведения развиваются, когда человек, например, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т.д. 

Очевидно, что  наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку  вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т.е. интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась понимать других людей, человек обретает способность жить в обществе. 

На каждом этапе  социализации личность обретает новую  для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происходящие в сознании личности. Усвоение новых норм поведения — это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и внутренняя трансформация сознания, новый взгляд на свою идентичность. Объективно личность входит в новое социальное поле, субъективно же она усваивает новый взгляд на мир. 

С другой стороны, процесс социализации личности, каким  бы он ни был индивидуализированным, происходит в широком контексте  социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную программу  поведения, принятую в обществе, некий социально-структурный порядок. Сможет человек вписаться в существующий порядок — значит социализация прошла успешно. Бывают и такие ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но и сама существенно влияет на него. 

Личность в  системе общественных отношений  

Марксистская  теория.  

Личность предстает  как целостность социальных качеств  человека, «определенным образом  реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение. 

К. Маркс осознавал, что мир человека — это исторически  возникшая и социально заданная объективная действительность. Человек  творит, преобразует ее, ставит перед собой цели и идеалы, формирует и обогащает свою сущность, раскрывающуюся в его личности. Этот предметный мир предстает в качестве «внешнего отношения полезности», «которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека», а, напротив, как опредмеченные сущностные силы человека. Поэтому сущность «особой личности составляет ее социальное качество». Решающими для формирования и развития личности, по Марксу, являются экономические отношения, составляющие реальный базис общества, и уже над ними надстраиваются социальные, политические, социокультурные, семейно бытовые отношения. 

Личность в  марксизме деятельным образом включена в ансамбль общественных отношений. Классовая принадлежность личности детерминирует особенности социальных взаимодействий. Значительное внимание в марксистской теории уделено изучению субъективных свойств и качеств личности. В целом в марксизме личность рассматривается как объект и субъект социальных отношений: с одной стороны, в процессе взаимодействий с людьми она образует структуру общественных отношений, с другой — сама является продуктом исторического развития этих отношений. 

Наиболее известная  теоретическая модель структуры  личности также разработана в  рамках марксистской социально-философской  традиции. Она основана на принципе, согласно которому «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, всестороннем и гармоничном развитии личности нашли понимание у широкого круга общественности, в том числе и научной. Вместе с тем стремление практически реализовать эти идеи путем ликвидации частной собственности и обобществления средств производства через диктатуру пролетариата привело к обратному результату — к деформации социальных отношений. 

Деятельный подход.  

Общественное  отношение к личности всегда дифференцировано по сферам деятельности. Деятельный подход является одним из основных в исследовании личности и общества. Предметно он был развит в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934). Человек рассматривается как преследующее свои цели и задачи деятельное существо, поведение и поступки которого невозможно объяснить только с позиций рациональности. В личности отражаются особенности связи человека с обществом и природой. Они проявляются в общении, когнитивной и предметной деятельности. В.А. Ядов, анализируя личность как объект и субъект социальных отношений, дает следующее определение: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». 

Е.А. Ануфриев полагает, что «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных  и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит человек». Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления социальных качеств, проявляющихся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности, нравственные нормы и принципы, убеждения. 

Любая деятельность личности структурирована. Ее структура  включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, деятельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельности. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры. 

В социологии принято  выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структурирована и дифференцирована. 

В соответствии с характером отношений личности к окружающему миру социологи  подразделяют деятельность на материальную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отношения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная. До сих пор спорным остается выбор критерия отнесения деятельности к прогрессивной или реакционной. В современных условиях проблема революционной и контрреволюционной деятельности теряет актуальность, на первый план выдвигается агрессивная деятельность, прежде всего террористическая. 

Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности. 

Наиболее полно  способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она  становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и  семейно-бытовой. В современных условиях личность может оптимально организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности. 

Социологи полагают, что при формировании, функционировании и развитии личности основными видами деятельности являются игра, образование  и труд. В филогенезе человека главенствующее значение имеет труд. Виды трудовой деятельности многообразны и многогранны, что накладывает отпечаток на личность. Для любой деятельности важны: 

качества личности, требуемые и проявляемые в  деятельности; 

объективные и  субъективные оценки деятельности, выражающиеся в общественном одобрении или порицании; 

мотивы деятельности, стимулирующие ее определенные виды; 

способы и механизмы  деятельности, предлагаемые обществом  и выбираемые личностью; 

результаты деятельности, социально и индивидуально значимые. 

Деятельностный  подход к личности сводится к: 

определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная  и т.д.); 

выяснению принципа осуществления деятельности — вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная; 

изучению характера  связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; 

исследованию  уровня осуществления каждого из видов деятельности. 

Социальная личность, по Ф. Знанецкому, формируется в условиях определенной социальной среды и воспроизводит имеющиеся в обществе модели реальных систем прав и обязанностей. В целом отметим, что человек личностью становится и остается лишь в обществе. 

Ролевая концепция личности  

Социальная роль — совокупность требований, предъявляемых  обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию. При занятии  людьми различных социальных позиций  их поведение определяется главным  образом существующими ожиданиями других людей в отношении этих позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями.  

Роли как результат  опытного и созидательного процесса взаимодействия.  

В рамках теории социальных ролей существуют два  основных подхода к пониманию  роли. Впервые понятие социальной роли было систематически представлено в 1934 г. Мидом. Роли трактовались им как  результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль родителей невозможно представить без роли ребенка, она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения последнего. Процесс взаимодействия означает, что люди в рамках исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения. 

Дж. Морено описывал следующие типы ролей: 1) психосоматические  роли, в которых поведение связано  с основными биологическими потребностями, а их проигрывание носит бессознательный  характер; 2) психодраматические роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями социального окружения; 3) социальные роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (рабочего, прихожанина церкви, матери и т.д.). 

Функционалистский подход.  

Роли рассматриваются  на основе существования предписанных и статичных ожиданий в отношении  поведения и как безусловные  предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания исходят  из культуры общества, которая в  рамках функционалистских концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли. 

Т. Шибутани различает  конвенциальные и межличностные  роли. Конвенциальные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом. 

Соответственно  различаются исполнение роли и принятие роли. 

Исполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли является важной частью исполнения ролей. Оно требует, чтобы действующее лицо представило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека. 

Роль дает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени требуют точного следования инструкциям, т.е. роли различаются по степени формализации. Некоторые роли определены очень четко, например в военной организации, но в обществе есть много ролей, которые определены весьма расплывчато. И тем не менее нельзя забывать, что роль воспитывает, задает типовые образцы и действия. 

Конвенциальным  ролям учатся благодаря участию  в организованных группах. О роли общества в процессе социализации свидетельствует судьба людей, которые оказались в детские годы в изоляции и смогли выжить (так называемые феральные люди). Факты указывают на способность человеческого организма приспосабливаться к требованиям жизни с другими людьми. 

Принятие ролей  облегчается по мере того, как индивид  усваивает язык и жесты группы. О решающем влиянии реакций других людей на индивида говорят случаи со слепыми или глухими детьми. Чтобы научиться говорить, важно  слышать собственную речь. Тот, кто лишен этой возможности, не имеет моделей для создания собственных дубликатов. У глухих людей нюансы значений не передаются интонацией, а голос безжизненный. И точно так же отличается выражение лица у слепых детей, поскольку они не могут видеть выражение лица других людей. 

Информация о работе Взаимоотношения личности и общества