Выборочный метод исследования в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:38, контрольная работа

Краткое описание

Репрезентативностью выборки называют ее способность правильно отражать состояние дел в той совокупности социальных объектов, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена - генеральной совокупности. Репрезентативность обеспечивается двумя классами достаточно строго формализованных процедур: - дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования); - расчетом ее минимального объема, который при выбранном дизайне способен обеспечить приемлемую точность результатов.

Файлы: 1 файл

Контр. по социологии.docx

— 45.89 Кб (Скачать)

Введение

Когда объект социологического исследования насчитывает 500 и более человек, в  основном применяется выборочный метод, теория которого заимствована из математической статистики. Процесс выборки основан:

- на  взаимосвязи и взаимообусловленности  качественных характеристик и признаков социальных объектов;

- на  правомерности выводов в целом  на основании изучения его  части при условии, что по  своей структуре эта часть  является микромоделью целого. Различаются  выборки вероятностные и целенаправленные.

Репрезентативностью выборки называют ее способность  правильно отражать состояние дел  в той совокупности социальных объектов, из которой она извлечена и  для изучения которой предназначена - генеральной совокупности. Репрезентативность обеспечивается двумя классами достаточно строго формализованных процедур: - дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования); - расчетом ее минимального объема, который при выбранном дизайне способен обеспечить приемлемую точность результатов.

Дизайн  выборки определяется характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

Генеральной совокупностью называется полное множество  объектов, имеющих отношение к  изучаемой проблеме. Строгое определение  генеральной совокупности фактически формализует объект социологического исследования.

Генеральные совокупности делят на конечные и  бесконечные, конкретные и гипотетические, однородные и неоднородные.

Наряду  с вероятностной выборкой в социологических  исследованиях используется также и целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятности. Она осуществляется с помощью следующих методов:

- стихийной  выборки;

- метода  основного массива;

- метода  квот;

- серийная (гнездовая или кластерная) выборка;

- простой  случайный отбор; 

- стратифицированная выборка.

И множество  других методов, которые будут описаны  в моей контрольной работе.

Таким образом, выборку необходимо строить  так, чтобы она была репрезентативна  для объекта в момент опроса. Кроме  того, выборка должна быть достаточно универсальной, чтобы обеспечить получение репрезентативной информации об исследуемом объекте.

 
 
Наряду  с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации  исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование  выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности (все элементы, составляющие объект исследования) и подвергается сплошному обследованию. Но проблема возникает, когда объект исследования слишком велик и о сплошном обследовании не может идти и речь социологи прибегают к выборочному методу. Без статистики и выборки, такие масштабные исследования проводить нельзя. Они могут быть страшно затратными, но совершенно неверными.

Есть такая  французская пословица, которая  довольно хорошо передаёт суть выборочного  метода, и основные причины его  широкого распространения: «Чтобы понять вкус супа, не стоит съедать весь котелок – достаточно одной ложки». В этом заключается актуальность изучения выборки и пока будут  проводится социологические исследования, будет возникать проблема построения выборки. Практически ни в одном  исследовании, даже при идеальных  условиях (большой финансовый бюджет, согласия заказчика с длительными  сроками его проведения, относительная  простота цели и задач), не осуществляется стопроцентное изучение генеральной  совокупности, хотя бы потому, что идеальных  условий в жизни не бывает. Подавляющее  большинство исследований строится по следующей стратегии – аналитические  выводы о социальном целом, основанные на изучении лишь части целого. 

 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие  выборки. Выборочный  метод.     

Одной из задач, которые стоят перед  социологом при проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Данные о массовых социальных явлениях и  процессах социолог может получить из двух видов источников:

1.     объективных, к которым относятся официальная государственная статистика, статистика министерств и ведомств, служб социальной защиты, профессиональных союзов, общественных партий и движений и такое прочее. Они обычно представляют собой обобщённые количественные характеристики социальных общностей, явлений, процессов (например, уровень безработицы, численность и состав партий и общественных объединений, национальный валовой продукт, численность населения и другое). Но эти данные не всегда могут гарантировать точность и однозначность. Например, занижены данные о распространённости наркомании или пьянства, так как регистрируются далеко не все такие случаи.

2.      субъективных, к которым и относятся сами люди. Только от них мы можем узнать о настроениях населения или отдельных социальных групп, только с их помощью спрогнозировать результаты выборов и определить рейтинги телепередач. При работе с людьми возникают, как минимум, две методологические проблемы:

- все  данные, которые мы получим от  отдельных людей, должны быть  обобщены, если мы хотим охарактеризовать  изучаемое явление  или процесс;

- наиболее  точные данные мы сможем получить, если изучить всю совокупность  объектов, которые имеют отношение  к изучаемой проблеме (например, перепись населения). Но такие  исследования (сплошные обследования) очень трудоёмки и дорогостоящи, а в информации от субъективных источников общество нуждается постоянно. Поэтому большинство исследований бывают выборочными.     

Как только нужно собрать информацию о некоторой  группе или большой совокупности людей, возникает проблема построения выборки. Её как правило используют в опросах, ориентированных на статистические методы, в исследованиях политических и культурных элит, при отборе «случаев»  для включённого наблюдения и  качественного анализа.     

Считается, что статистические обследования населения  и ресурсов зародились одновременно с первыми формами централизованной социальной и политической организации: информацию такого рода использовали при решении различных управленческих задач – начиная с политики и заканчивая строительством общественных бань еще в развитых аграрных обществах  и древних городах-государствах. Иногда эти обследования принимали  форму сплошных переписей населения, но чаще всего довольствовались «сведениями  о какой-то части совокупности: об урожайности судили по пробному обмолоту, о партии товара – по образцу, а  о прихожанах – по их духовному  наставнику.     

Выборка – это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более  или менее точные выводы относительно совокупности в целом». Но вообще-то термин "выборка" имеет двоякое значение. Это и процедура отбора элементов исследуемого объекта, и совокупность элементов объекта, выбранных для непосредственного обследования.  Причины применения выборочного метода:

a)     экономит силы и средства исследователей;

b)    процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода (рассуждение по схеме «от частных наблюдений – к общей эмпирической закономерности»);

c)     реализует принцип рандомизации (случайного отбора).      

«Представление  о том, что отбор наблюдений должен носить случайный, непредумышленный характер, в общем, соответствует нашему интуитивному знанию об условиях вынесения объективного и непредвзятого суждения». Но стоит  заметить, что теория случайной выборки  не часто использовалась вплоть до конца XIX – начала XX веков профессиональными статистиками, хотя теория вероятностей достигла высочайшего уровня развития уже в XVIII – первой половине XIX веков, так как сложилось убеждение о том, что в основе отбора должна лежать не «игра случая», а поиск типичных, характерных наблюдений. «Применимость выборочного метода для изучения случайно распределённых признаков, например дохода или размера семьи, была впервые обоснована в работах норвежца А. Киэра, англичан А. Боули и К. Пирсона, а также русского статистика А.И. Чупрова.      

Следующий шаг в развитии выборочного метода можно связать с именем Р. Фишера, который разработал технику рандомизации в эксперименте и выборочном наблюдении. Выборочный метод часто используется как «замена» экспериментального метода. Например, мы не можем провести эксперимент, в котором людям в случайном  порядке присваиваются определённые значения переменных «пол» или «цвет  кожи», но выборочный метод помогает справиться с этими ограничениями  и делать выводы о взаимосвязях между  разными переменными, в том числе  и вышеуказанными. На изучаемые переменные оказывают систематическое влияние  посторонние факторы, которые в  свою очередь мешают сделать обоснованные выводы. Единственное средство для  достижения обоснованных выводов –  это абсолютно случайный характер отбора наблюдений. Только равенство  шансов для каждого наблюдения попасть  в выборку (отбор «наугад»), гарантирует  отсутствие намеренных или ненамеренных искажений.     

Поэтому наилучшим способом отбора считается  вероятностная или случайная  выборка, в которой строго соблюдается  принцип равенства шансов попадания в выборку и для всех единиц изучаемой совокупности, и для любых последовательностей таких единиц.     

Определившись с понятием выборки, необходимо определить еще несколько понятий, касающихся выборочного метода.      

«Все  множество социальных объектов, которые  являются объектом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует  генеральную совокупность». Любую генеральную совокупность характеризует какой-либо значимый признак или набор признаков, по которым мы можем отнести конкретный объект к данной совокупности. А «выборочная совокупность – это уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздаёт анкеты, кого называют респондентами. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает».     

Следует различать единицы отбора и единицы  наблюдения. Единицами отбора являются единицы или группы единиц генеральной  совокупности, которые отбираются на каждом этапе формирования выборочной совокупности и выступают единицами  счёта. Единицы наблюдения – это  отобранные единицы генеральной  совокупности, характеристики которых  непосредственно измеряются, то есть элементы сформированной выборочной совокупности. Если выборка проходит в несколько  этапов (многоступенчатая выборка), то единицы отбора и единицы наблюдения могут не совпадать.      

Выборочный  метод позволяет не только сократить  временные и материальные затраты  на проведения исследования, но и повысить достоверность результатов исследования. Это утверждение может вызвать  недоумение: как можно получить более  достоверные данные, обследовав менее  половины генеральной совокупности. Как когда-то сказал Джордж Гэллап: «Если хорошо помешать суп, повар  возьмёт на пробу одну ложку и  скажет, какой вкус у всего горшка!». То есть можно сказать, что достоверность полученной информации может быть не только не ниже, чем при сплошном обследовании, но и выше вследствие возможности привлечения персонала более высокого класса и применения различных процедур контроля качества получаемой информации. 

2.Типы  выборок.     

На сегодняшний  день существует огромное количество классификаций типов выборки, различные  исследователи по-разному классифицируют свои и чужие способы формирования выборочной совокупности. В разных изданиях можно столкнуться с  различными названиями одной и той  же выборки, что затрудняет процесс  их изучения. Рассмотрим одну из этих классификаций, объединяющую в себе все те, которые  встречаются в используемой литературе.

Информация о работе Выборочный метод исследования в социологии