Возникновение и развитие социологии религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:26, реферат

Краткое описание

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является
частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких
как история религии или психология религии. В силу специфики своего
предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются
эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить
социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в
контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в
более широком плане — определить соотношение социологии и теологии.

Оглавление

Религия как объект социологии 3
Социология религии и другие науки о религии. 4
Социология религии и теология. 5
Методы социологии религии. 7
Возникновение и развитие социологии религии. 9
Литература 15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.44 Кб (Скачать)

религиозных представлений  и мифов и таким образом  дать  человеку  «разумную

религию»; вместе с  разумным  государством  и  правовым  порядком  разумная

религия поможет человеку стать тем, чем он  является  по  природе  своей  и

вести  добродетельную  жизнь,  быть  толерантным,  преодолеть  догматизм  и

фанатизм,  покончить  с  конфессиональным   диктатом   в   вопросах   веры,

нетерпимостью. Конт считал,  что  к  исследованию  социальной  жизни  должно  привлечь

индуктивные методы познания,  с  таким  успехом  используемые  естественными

науками. Он полагал, что таким  образом сможет создать науку  об  обществе  —

социологию. С помощью  социологии  Конт  искал  пути  преодоления  кризисных

явлений  в  европейском   обществе,   вызванных   потрясениями   Французской

революции, надеялся найти  средства, обеспечивающие стабильность  и  развитие

общества в «нормальном» русле. Тем самым встал вопрос: что  лежит  в  основе

социального порядка и  в этой связи — вопрос о социальной роли религии.

    Учение  Конта   о  социальной  динамике  содержит  эволюционную   модель

общества, построенную с помощью понятий,  почерпнутых из  истории религии.

Это  учение   о   прогрессе   общества,   который   проходит   три   стадии,

соответствующие периодам человеческой жизни — детству,  юности  и  зрелости.

Первая стадия  «теологическая»,  на  этой  стадии  человек  тщетно  пытается

достичь «безусловного познания внутренней  сущности»  явлений  и  причин  их

возникновения. Объяснение строится по принципу аналогии: вещи и  действующие

силы наделяются человеческими  свойствами, например, волей.

    В учении Конта  важны для нас два момента:

    1) религия, по  крайней  мере  на  первой  стадии  представлявшая  собой

неотъемлемую часть  человеческого  общества,  затем  оказывается  изживающей

себя и больше уже не нужной, постепенно преодолеваемой, вытесняемой  научным

знанием. Эта мысль легла  впоследствии  в  основу  концепции  секуляризации,

вытеснения религии из различных сфер жизни общества  и  упадка  ее  влияния.

Развитие человеческого  познания оставляет позади религию  в  ее  исторически

данных,  традиционных  формах.  Общественная  жизнь  организуется  на   иных

основах.

    2) Каждая стадия  в учении Конта  связана   с  определенными  социальными

структурами, властными отношениями. Господству теологических  идей,  которое

охватывает  человеческую  историю   от   ее   начала   до   XIII   столетия,

соответствует доминирующая роль  в  обществе  духовенства  и  военных,  т.е.

классов по преимуществу  непродуктивных  с  точки  зрения  просветительского

сознания  и  позитивизма.  На  философской  стадии  господствующие   позиции

начинает завоевывать  бюрократия,  в  первую  очередь  —  юристы.  Последней

исторической  формой  теологического  порядка  вещей  был,  согласно  Конту,

соответствующий христианскому  монотеизму «католический и феодальный  режим».

Если на этой стадии религиозные  верования служили связующей  силой,  основой

социального порядка, то из-за неизбежного упадка  религии  возникает  угроза

распада социальных связей. Нужны новые  опоры  для  социального  здания.  На

позитивной  стадии,  утверждающейся  в  XIX  в.,  в  обществе  ведущую  роль

начинают играть инженеры, ученые. Задача объединения общества теперь,  когда

религия приходит в упадок, переходит к позитивному синтезу  научного  знания,

которого  добивается  социология,  чтобы  связать  воедино  идеи  порядка  и

прогресса.

    Впоследствии Конт, разочаровавшись в надежде   на  разумную  организацию

общества посредством  просвещения умов, приходит  к  выводу  о  необходимости

«второго теологического синтеза» как духовной опоры  социальных  связей.  Он

предлагает  светский,  рационалистический  вариант  «позитивной  религии»  —

культ человечества как единого  «Великого  существа»,  огромного  социального

организма.  В  этой  религии  социолог,  лучше  других   знающий   механизмы

социальной динамики и  способный руководить обществом,  становится  верховным

жрецом.

    Идея органического   единства  социальной  системы   и  ее  эволюционного

прогресса была центральной  в социологии Г. Спенсера (1820—1903),  властителя

дум европейского  общества,  включая  Россию,  в  конце  прошлого  столетия.

Эволюция  ведет  к  утверждению  промышленного  типа  устройства   общества,

торжеству принципов  индивидуализма  и  утилитаризма.  Вполне  в  духе  этих

принципов, социальная мысль  в Англии рассматривала  религию  не  как  основу

социального  порядка  и  не  как  главную  преграду  на   пути   социального

прогресса, а скорее как  нечто менее важное в деле поддержания  образцов  или

в социальном изменении: с  точки зрения утилитарного  индивидуализма  гораздо

более важными регуляторами жизни  общества  являются  рынок  и  политическая

деятельность, чем религия. Если уж о религии и идет речь, то  как об  одной

из   наиболее   распространенных   и   утонченных    культурных    привычек,

специфической деятельности, не имеющей большого значения  и  самой  по  себе

довольно безобидной. Социология религии, если таковая  вообще  имеет  место,

должна заключаться в  выявлении условий и препосылок организационной стороны

деятельности государственной  Церкви Англии, ее успешности.

    Свойственный  Спенсеру  взгляд  на   религию   был   воспринят   такими

социальными реформаторами,  как  Р.  Тауни,  который  оспаривал веберовский

тезис о роли протестантской этики в  развитии  капитализма  и  полагал,  что

протестантизм скорее мог  быть  результатом,  нежели  причиной  промышленной

революции. Влияние Спенсера было связано с тем,  что  он  воспринимался  как

пророк новой религии, оправдывающей свободу частного  предпринимательства  и

прославляющей XIX век как  новую эру, когда человек  с  помощью  науки  нашел

наконец правильный путь. Он был тем философом викторианской  эпохи,  который

помог ей обрести метафизическое и моральное обоснование и  уверенность, и  он

способствовал выработке  понимания места религии в  промышленном мире.

    В работе «Разделение   труда»  (1893)  Дюркгейм  рассматривает   проблему

возрастного  плюрализма  и  дифференциации   в   современном   обществе.   В

традиционном обществе существует то,  что Дюркгейм  называет  «механической

солидарностью»:  индивиды  мало   отличаются   друг   от   друга;   разделяя

коллективные представления, они испытывают  одинаковые  чувства,  привержены

одним и тем же ценностям. В дифференцированном  обществе  современного  типа

складывается иная, «органическая  солидарность», когда вместе живут  разные  и

менее друг от друга зависимые  люди. Поскольку  индивиды  специализированы  в

своем труде, они нуждаются друг в друге и находят способы совмещать свои

различия. Закон, например, помогает удерживать в должных границах  поведение

нуждающихся в обществе индивидов, тогда как раньше  средствами  были  смерть

или изгнание. Дюркгейм формулирует  в этой  работе  концепцию  интернализации

моральных норм индивидом. Основываясь  на обобщении большого  статистического

материала и других методик  исследования самоубийств  (Дюркгейм  анализировал

причины большего процента самоубийств  у протестантов, чем у  католиков),  он

описывает такой феномен, как социальная солидарность в современном  обществе

и ее аномалии в виде аномии. Это понятие  Дюркгейм  рассматривает  в  работе

«Самоубийство» (1897). Главная  идея  Дюркгейма:  индивид  —  производное  от

общества, а не наоборот. Исторически  первичные коллективистские  общества  с

«механической  солидарностью»,  где  все  похожи  друг  на  друга  и   жизнь

управляется  социальными  императивами  и  запретами,  которые  навязываются

индивиду группой и  которым он повинуется  как высшей  силе.  Следовательно,

нельзя объяснить такие  социальные феномены, как социальная дифференциация  и

«органическая солидарность»  (каждый  волен  думать,  желать  и  действовать

согласно  собственным  предпочтениям),  исходя  «из  индивидов»:  социальная

система несводима к слагающим  ее элементам, целому принадлежит приоритет  по

отношению к частям. Одну   из   отличительных   особенностей   теории   Маркса   составляет

представление об исторической  природе  религии  как  порождении  преходящих

социальных условий,  основу  которых  составляет  присвоение  чужого  труда,

социальное неравенство, когда свобода одних означает порабощение  других.  В

условиях классовой борьбы религия выступает в качестве идеологии  (она  была

ее исторически ранней  формой);  отсюда  ее  социальная  функция  —  функция

идеологическая, ее существо в том, что  религия  оправдывает  и  узаконивает

существующие социальные порядки,  или  осуждает  их,  отрицая  их  право  на

существование.  Она  может  питать  социальный  конформизм,  внушая  иллюзии

(«опиум народа») и тем   самым  выступая  в  качестве  тормоза  общественного

прогресса,  или  стимулировать  социальный  протест,  выступать  в  качестве

революционных  движений.  Если  раннее   христианство   было   революционным

движением  низов  римского   общества,   то   впоследствии   на   протяжении

двухтысячелетней своей  истории, после того  как  оно  стало  государственной

религией  и  таким  образом  сложился  «союз  алтаря  и  трона»,  социальные

принципы христианства  оправдывали  социальное  неравенство  и  эксплуатацию

человека человеком как  богоустановленный порядок.

    Центральную роль  в учении Маркса, так же, как  до него у Л. Фейербаха, а

в последствии у 3. Фрейда, играл тезис о компенсационной функции религии.

Религия —  это  «сердце  бессердечного  мира»:  страдания  в  этом  мире  не

напрасны, они  будут  вознаграждены  в  будущей  жизни,  праведники  обретут

«царство божье». В условиях глубокого социального  раскола  общества,  когда

интересы одной его  части  могут  быть  обеспечены  за  счет  другой,  только

иррациональные факторы  —  верования  и  ценности,  которые  не  могут  быть

рационально обоснованы и не  подлежат  проверке,  которые заданы  извне в

качестве сакральных, способны поддерживать социальный порядок,  обеспечивать

интеграцию  общества  в  интересах  господствующих  классов  и   тем   самым

препятствовать его  революционному  переустройству  в  интересах  трудящихся

масс.  Религия   —   разновидность   «отчужденного   сознания»,   порождение

общественного процесса, развивающегося в отчужденных  формах,  в  силу  чего

обычные, «естественные»  вещи  наделяются  «сверхъестественными»  свойствами

(товарный фетишизм): продукты  человеческой деятельности как  внешняя,  чуждая

сила начинают господствовать над людьми.

    Если религия  — выражение экономического отчуждения, то  с  преодолением

его   (ликвидацией   частной   собственности   на   средства   производства)

устраняются условия, необходимые  для существования религии, она  исторически

изживает  себя,   «умирает   естественной   смертью».   У   Маркса   религии

противостоит идея самоосуществления  человека.  Критика  религии  завершается

категорическим  императивом,  требующим  ликвидации  тех  условий,   которые

мешают человеку в полной мере реализовать себя.

    Во многом был  несогласен  с Марксом М.  Вебер (1864—1920).  Хотя  он

признавал, что религия  может действовать как консервативная  сила,  и  часто

выступает именно как помеха на пути социального развития, в  то же время  она

способна  действовать как один  из  факторов  социальной  динамики.  Вебер

исходил из того, что все  общественные институты, структуры, формы  поведения

фактически  основываются  и  регулируются  тем  смыслом,   который   в   них

вкладывают  люди.  Главная  функция  религии  —   функция   смыслополагания,

рационализация человеческой деятельности. Поэтому  религия  обладает  мощным

потенциалом воздействия  на человеческую деятельность, каким  бы  ни  было  ее

направление.  Вебер  рассматривает   религию   прежде   всего   как   фактор

социального изменения. В  значительной мере  вся  его  концепция  социального

развития основана на двух понятиях — харизмы и пророчества.

    В отличие от  Дюркгейма, Вебера интересуют прежде всего мировые религии,

т.е.  те,  которые  имеют  наибольшее  число  последователей   и   оказывают

наибольшее влияние на ход истории. В  работе  «Протестантская  этика  и  дух

капитализма» (1905)  он  исследует  вклад  христианства  в  историю  Запада,

доказывая, что протестантская  Реформация  и  возникающая  в  ее  результате

новая ветвь христианства —  протестантизм  способствовали  пробуждению  духа

предпринимательства   и    культивировали    аскетический    стиль    жизни,

стимулировавшие развитие современной  экономики,  преобразование  феодальной

Европы  в  общество,  олицетворявшее  достижения  современной  культуры.  Он

делает это  на  серьезной  эмпирической  основе,  анализируя  большое  число

Информация о работе Возникновение и развитие социологии религии