Виды трудных жизненных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Проблема борьбы с трудными жизненными ситуациями приобретает все большую популярность. Этому в немалой степени способствует большая подверженность жизни современного человека различным опасностям, а также высокая мобильность социальных отношений, приводящая его к неординарным ситуациям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Виды трудных жизненных ситуаций……..….………………………..4
Типология трудных жизненных ситуаций……………………………9
Человек в трудной жизненной ситуации …………………………...16
Заключение ..……………………………………………………………...21
Литература………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

виды трудных жизннных ситуаций.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

- могут  существовать реальные объективные  факторы (угроза смерти, опасность  аварии), но человек не знает  об их существовании и не  осознает ситуацию как трудную.  Примером такой ситуации может  служить привычный ритм жизнедеятельности населения г. Припять в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС;

- личность  может осознавать трудность ситуации, но оценивать ее как незначимую  для себя. Не значимость ситуации  делает ее чисто субъективно  «нетрудной» (например, «не удается, ну и ладно», «не получается - ничего страшного, в другой раз получится»);

     Ситуация  может быть очень значима для  личности, но, не находя выхода из нее  или потеряв веру в ее конструктивное разрешение, человек уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;

     Ситуация  может быть объективно сложной, но наличие  знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации  своих ресурсов. Например, трудность  боевой операции будет различна для  новичка и для бывалого воина. Таким образом, личность реагирует на ситуацию в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение.

     Ряд специалистов (В. Небылицын, Б. Шведин, Ю. Ткаченко) отмечают роль свойств нервной системы в определении поведения человека в трудной ситуации. Так, В. Небылицын отмечает, что только в экстремальных условиях, ситуациях, а не в привычных жизненных, происходит редукция выработанных способов поведения и обнажаются закрытые наслоениями опыта природные качества индивидуальной нервной организации, среди которых главное - это основные свойства нервной системы.

     Трудные ситуации представляют собой особый случай психологических ситуаций. О  трудной ситуации можно говорить тогда, когда система отношений  личности с ее окружением характеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Психологическая ситуация, в том числе трудная, воздействует на поведение человека главным образом через отражение (перцептивное, понятийное и эмоциональное) соотношений между ее различными элементами и их значения с точки зрения стремлений, ценностей, целей и планов субъекта. Личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как она воспринимает данную ситуацию и интерпретирует ее значение.

     Таким образом, трудные ситуации, даже объективно аналогичные, по-разному воздействуют на разных людей. Способность совладать  с фрустрирующим и стрессогенным  воздействием трудных ситуаций в  значительной мере зависит от уровня психического развития индивида.

     Все мы время от времени оказываемся  в сложной ситуации. Естественно, решать каждую отдельно взятую проблему нужно. Но иногда в том психологическом  состоянии, в каком мы оказались  в результате случившегося, делать это невозможно. В состоянии кризиса люди чувствуют, что они потерялись в лабиринте событий, которые они не могут сопоставить между собой. Переживание боли и вызванное этим замешательство могут отразиться на способности принимать решения и справляться с проблемами. Утрата способности к решению проблем усиливают тревожность. Наблюдаемые в кризисных состояниях искажения восприятия необходимо отделять от психических расстройств. Но разрешение трудной ситуации приводит к быстрому восстановлению. Поведение людей определяется тем, что они думают и чувствуют. Одним из признаков кризиса является неспособность выполнять свои профессиональные обязанности обычным для него способом.

     Человек может начать избегать привычного общения  или прилагать усилия к тому, чтобы не остаться в одиночестве. Также человек может стать слишком требовательным. Оказавшись в такой ситуации, человек может быть вспыльчив, могут предприниматься попытки самоубийства. Бывает так, что, находясь в трудной ситуации, люди ведут себя не в соответствии с их чувствами.

     В каждом возрасте человек обладает определенными  ресурсами, которые помогают справляться  с трудностями, наиболее оптимально выстроить стратегию преодоления.

     Под ресурсами понимаются «сильные стороны» личности, которые увеличивают вероятность преодоления кризиса.

     По  классификации С. Хобфолла ресурсы  включают:

     1) материальные объекты (доход,  дом, одежда, материальные фетиши) и нематериальные (желания, цели); 

     2) внешние  (социальная поддержка,  семья, друзья, работа, социальный  статус) и внутренние, интраперсональные,  переменные (самоуважение, профессиональные умения, навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера,   оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); 

     3) психические и физические состояния;

     4) волевые, эмоциональные и энергетические  характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления  трудных жизненных ситуаций или  служат средствами достижения лично значимых целей.

    Переживания людей в трудную минуту, зависят  от того, как они воспринимают ситуацию. Этого достаточно, чтобы не стричь всех людей со схожими проблемами под одну гребенку. Субъективное восприятие во многом определяет, станет ли некоторое событие для человека кризисом, или нет. 

    Заключение.

     В современный период развития общества приходится констатировать небывалый динамизм всей социальной жизни, для которого характерны, с одной стороны, интегративные процессы (развитие технико- технологических систем, информационно- коммуникативных средств и т.д.), сближение людей, а с другой – наблюдается изоляция, автономизация человека.

     Проблемы, стоящие перед человеком, напряженность  жизни, высокая степень динамичности требуют как повышения активности, так и инициативы, самостоятельности, ответственности.

     В связи с этим современная социальная ситуация выдвинула на передний план решение проблемы, связанной с возникновением трудных жизненных ситуаций.

     У термина «трудная жизненная ситуация»  нет четкого определения, авторы, использующие его в своих работах, подчеркивают содержательность, а именно: нарушение привычного образа жизни; рассогласование между потребностями человека, его возможностями и условиями деятельности; необходимость серьезной внутренней работы и внешней поддержки для адаптации в новой жизненной ситуации.

    Переживания людей в трудную минуту, зависят  от того, как они воспринимают ситуацию. Этого достаточно, чтобы не стричь всех людей со схожими проблемами под одну гребенку. Субъективное восприятие во многом определяет, станет ли некоторое  событие для человека кризисом, или нет.

    Важно отметить, что любая трудная ситуация для человека ситуация – это индивидуальный феномен, так как определение  ее трудности задается самим человеком  в зависимости от его восприятия, оценки и интерпретации, субъективной значимости данной ситуации для человека.

    Литература

  1. Александрова А.Л. Особенности использования нарративной терапии в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодёжи: Материалы международной научной конференции (6-8 декабря 2005 г) Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005г.
  2. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие – 7-е изд., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007 г.
  4. Психологический словарь. М.: Педагогика - Пресс, 2001 г.
  5. Социальная работа: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008 г.
  6. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие – 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005 г.
  7. Шкуратова И.П. Влияние оценки личностью трудной жизненной  ситуации на выбор способов совладания с ней. Психология совладающего поведения:  материалы  Международной науч.-практ. конф. Кострома, 2007 г.

Информация о работе Виды трудных жизненных ситуаций