Ведущие тенденции и факторы выбора моделей социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: всестороннее изучение, обобщение и характеристика моделей социальной политики на примере зарубежных стран.
В соответствии с поставленной целью задачи данной работы:
- рассмотреть основные модели социальной политики, существующие в Европе и Америке;
- изучить факторы выбора моделей социальной защиты.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Формирование современных моделей социальной политики………..5
Глава II. Реализация социальной политики……………………………………..9
2.1. Подходы к реализации социальной политики……………………………...9
2.2. Модели социальной политики зарубежных стран………………………..11
Глава III. Основные принципы моделей социальной политики
зарубежных стран………………………………………………………………..14
3.1. Скандинавская модель……………………………………………………...14
3.2. Континентальная модель…………………………………………………...17
3.3. Американо-Британская модель…………………………………………….20
3.4. Южно-Европейская модель………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Социальная работа за рубежом..doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Контрольная работа                                                                                                         по дисциплине «Социальная работа за рубежом» на тему:

 

 «ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ВЫБОРА

МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Формирование современных моделей социальной политики………..5

Глава II. Реализация социальной политики……………………………………..9

2.1. Подходы к  реализации социальной политики……………………………...9

2.2. Модели социальной  политики зарубежных стран………………………..11

Глава III. Основные принципы моделей социальной политики

зарубежных  стран………………………………………………………………..14

3.1. Скандинавская  модель……………………………………………………...14

3.2. Континентальная  модель…………………………………………………...17

3.3. Американо-Британская  модель…………………………………………….20

3.4. Южно-Европейская  модель………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………...28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, и, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.

В Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Социальная модель, рамки которой определяют позицию государства по отношению к обществу (патерналистская, либеральная, социал-демократическая и т.д.) - результат, с одной стороны, эволюции комплекса факторов (экономических, правовых, религиозных и т.п., а также традиций), специфичных для каждой страны, с другой - осознанного выбора. Однако, в каких бы исторических условиях не протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип не складывался, всегда есть круг схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Актуальность выбранной темы данной работы в том, что системы социальной защиты практически всех стран Западной Европы столкнулись с финансовыми трудностями, вызванными главным образом старением общества. В Российской Федерации также демографическая ситуация последних лет свидетельствует о постоянном росте финансовых затрат.

Цель работы: всестороннее изучение, обобщение и характеристика моделей социальной политики на примере  зарубежных стран.

В соответствии с поставленной целью задачи данной работы:

- рассмотреть основные модели социальной политики, существующие в Европе и Америке;

- изучить факторы выбора  моделей социальной защиты.

На основании выбора темы и поставленных задач можно  выдвинуть рабочую гипотезу:

- анализ и изучение различных моделей социальной защиты населения на примере зарубежных стран может повлиять на разработку программ социальной политики России с целью улучшения социального положения граждан.

Работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Становление современных  форм и моделей государственной  социальной политики произошло во второй половине ХIХ века в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями  индустриализации их экономик и регламентации  общественного устройства. До этого периода, государственная власть, придерживаясь в основном принципов либерализма и индивидуализма, не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и помощи (в основном пенсий) военнослужащим и государственным служащим.

Перемены, вызванные индустриализацией  и связанными с ней урбанизацией жизни, трансформацией большой семьи  в малую (в нуклеарную), а также  становлением рабочего движения потребовали  новой парадигмы социальной защиты, основывающейся на государственном регулировании вопросов найма работников, введения институциональных форм социального обеспечения престарелых, больных и инвалидов, а также семейной поддержки.

«Повернуться» к социальным проблемам государство заставили  две причины:

  • небывалое обнищание «пролетарского населения» (люмпенизация рабочего класса, усиление социальной напряженности, сопровождающееся открытыми протестами рабочих против сложившегося общественного порядка);
  • осознание необходимости государственного регулирования условий воспроизводства населения.

Становление экономики  индустриального типа и соответствующего общественного устройства требовало  четкой регламентации трудовых отношений, что, в свою очередь, было связано  с потребностью в нормативном  упорядочении социальной защиты наемных работников и членов их семей.

Великобритания стала первой капиталистической страной, которая в восьмидесятых годах ХVIII века ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства, а в семидесятых годах ХIХ века приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производстве.

Начиная с 60-х годов  ХIХ века аналогичные виды фабричного законодательства формируются и  в других западноевропейских странах - Германии, Франции, Австрии, а с 80-х годов - и в России.

Таким образом, специализация, разделение и кооперация труда индустриального  производства потребовали наряду с  высокой трудовой дисциплиной создания условий для зарабатывания приемлемой по уровню заработной платы наемных работников и формирования развитых систем социального обеспечения. Внимание к этим двум вопросам было предопределено необходимостью социальных стандартов, связанных с доходами населения, учитывая, что материальной основой жизнедеятельности людей является заработная плата (для текущего потребления) и социальное страхование (как форма резервируемой заработной платы на случаи наступления социальных рисков).

Учитывая, что социальная политика  по существу, превращенная форма распределения произведенного продукта, и то, что по поводу социальной справедливости позиции работодателей и работников, как правило, расходятся, возникла настоятельная необходимость в регулируемых государством институтах в сфере доходов населения (заработная плата и социальная защита).

Исторически значимый шаг  был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое  Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования  для работающих в промышленности. Она включала обеспечение в случае болезни (1883 г.), при несчастных случаях на производстве (1884 г.), в случае получения инвалидности и старости (1889 г.).

Сильной стороной социального  страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов  трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль - с помощью государства.

Система социальной защиты работающих, построенная по модели О.Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

При этом следует отметить то, что социальное страхование послужило  ядром социальной защиты работающих граждан и регулятивной модели всего  комплекса социально-трудовых отношений, включая заработную плату, продолжительности трудовой деятельности и времени выхода на пенсию, определения социальных стандартов приемлемых уровней пенсий, пособий и качества медицинской помощи.

С начала ХХ века примеру  Германии последовали другие европейские  страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.

Столь быстрое использование  опыта Германии в области социального  страхования объяснялось осознанием властными элитами, деловыми кругами  этих стран того, что наиболее надежным способом поддержания социальной стабильности являются специализированные институты и финансовые механизмы социальной защиты, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы на постоянной и независимой (от воли отдельных работодателей) основе.

В 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.

После Второй мировой  войны аналогичные реформы были проведены во многих западных странах, в результате чего сформировались национальные институты обязательного социального  страхования и обеспечения, функционирование которых благотворно сказалось на регулирование систем заработной платы в части их упорядочения и уменьшения дифференциации (между крайними децильными группами работающих).

Таким образом, период с 80-х годов ХIХ века до середины ХХ века можно определить как первый этап формирования активной государственной социальной политики, определяющей характеристикой которой явилось создание национальных систем социальной защиты.

 

Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

2.1. Подходы к реализации социальной политики

Существующие  сегодня модели социальной политики при всех их различиях в разных странах мира в целом реализуют  два основных подхода.

Государственный патернализм - ориентирован на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование (недопущение возникновения) альтернативных видов этих отношений.

Данный подход к социальной политике предполагает принятие на себя государством полной ответственности за уровень доходов граждан (домохозяйств), их социального обеспечения при отсутствии девиантного (отличающегося от принятой властными структурами идеологии) поведения гражданина. Все расходы, связанные с социальной политикой, при использовании данного подхода финансируются из государственных источников - государственного бюджета, специальных фондов социального назначения.

Государство жестко контролирует меру потребления трудоспособных членов общества, устанавливая размеры  оплаты труда работников вне зависимости от экономических показателей предприятия, на котором они работают. Одновременно государство планирует объемы производства потребительских товаров и услуг, распределяя по производителям необходимые для этого ресурсы. Цены на произведенную продукцию устанавливаются государственными органами по ценообразованию вне зависимости от уровня товарного наполнения соответствующих рынков. Как правило, государство выделяет перечень социально значимых товаров, цены на эти товары могут быть ниже себестоимости (например, товары детского ассортимента, жилищно-коммунальные услуги) и предметы «роскоши», цены на которые, как правило, существенно выше себестоимости (автомобили). Государство также берет на себя заботу об обеспечении в случае необходимости домохозяйств жильем.

Либеральный подход к социальной политике базируется на постулате о разделении членов общества на экономически сильных и экономически слабых. Обязанностью общества является забота о слабых и создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных. Т.е. экономически слабые вправе рассчитывать на социальную поддержку, финансируемую из бюджетных ресурсов. Государство устанавливает правила доступа граждан (домохозяйств) к этим системам, виды социальной поддержки и их размеры. При этом широко используется принцип адресности, в соответствии с которым от возможных потребителей социальной поддержки исключаются домохозяйства с душевыми доходами, превышающими некоторый установленный минимум. Экономически слабым гарантируется получение из бюджета различных социальных пособий, включая пособия по нуждаемости, пенсии по инвалидности, социальные пенсии, назначаемые при отсутствии трудового стажа, и некоторые другие выплаты. Для экономически слабых сохраняется также возможность бесплатного получения в аренду жилья в муниципалитетах.

Что касается экономически сильных домохозяйств, то они в большинстве случаев исключаются из систем социальной поддержки, финансируемых из государственного бюджета. Она оказывается за счет обязательных взносов на социальное страхование. В период своей занятости работник и работодатель являются обязательными участниками государственных страховых систем, обеспечивающих выплату денежных возмещений при наступлении основных страховых случаев.

Информация о работе Ведущие тенденции и факторы выбора моделей социальной политики