Теория "здорового общества" Э. Фромма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы связана с тем, что современное общество подвергнуто многим социальным патологиям в гораздо большей степени, нежели общество пятнадцатилетней давности. Об этом свидетельствуют сообщения средств массовой информации и данные социологических исследований.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.68 Кб (Скачать)

 

Введение

Актуальность проблемы связана с тем, что современное общество подвергнуто многим социальным патологиям в гораздо большей степени, нежели общество пятнадцатилетней давности. Об этом свидетельствуют сообщения средств массовой информации и данные социологических исследований.

По мнению ученого Коха, разрушению привычного образа жизни, ухудшение  социальной инфраструктуры, ослабление роли социальных институтов связано  с нахождением современного российского  общества в состоянии социальной аномии.

Одной из причин сложившейся  ситуации является экономический кризис, вызвавший рост безработицы, что  в свою очередь повлекло увеличение числа преступлений, уровня нелегального бизнеса, алкоголизма, наркомании и  проституции.

Асоциальное поведение возрастает в тех случаях, когда превыше  всего ставят символы (например, демократия провозглашается как высшая ценность), символы успеха (предпринимательство), в то же время общество не создает  условий для достижения успеха легитимными  способами, ограничивает или полностью  устраняет доступ большей части  населения к легитимным средствам. Именно эти явления имеют место  в современной России, когда абстрактные  ценности демократии и политическая целесообразность служат оправданием неудачных или непрофессиональных экономических решений, провозглашение ценности предпринимательской деятельности сопровождается налоговой политикой, удушающей честное предпринимательство.1

Более того проблема социальных болезней злободневна не только для  России, но и для всех стран и  народов мира.

Достаточно высока  степень научной разработанности проблемы. Концептуальным подходом, которым руководствовались первые социологи в конце XIX - начале XX вв., был подход социальной патологии. В истории социологической мысли наиболее ранние исследования феномена социального отклонения (девиаций) применительно к институту армии принадлежали Э.Дюркгейму. Разработанные Э.Дюркгеймом идеи концепций девиантного поведения, аномии первой и аномии второй, получили дальнейшее развитие в трудах Р. Мертона, Т.Парсонса, А.Коэна и др., а также в трансформированном виде они нашли отражение в теориях «наклеивания ярлыков» Г.Беккера2, стигматизации (клеймения) Э.Гоффмана и т.д. В широком плане к данной проблеме обращались в своем творчестве Г. В. Гегель, К. Маркс, Г. Спенсер, М. Вебер, Г. Зиммель, Ф. Теннис и др. Вопросами патологий, социальных болезней также занимались представители психоаналитического направления в социологии, такие как Зигмунд Фрейд, Карен Хорни.

К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. В основе неврозов усматривал наличие сексуальных проблем.

Американская исследовательница  Карен Хорни (1885—1952) занималась изучением социальных аспектов появления неврозов. Она считала, что неврозы у людей отражают иррациональные аспекты общества(страх, восприятие внешней среды как враждебной). Вследствие встречи с враждебной средой происходит наркотизация страха, т. е. человек начинает неумеренно употреблять алкоголь и наркотики. Хорни выделяет 4 вида неврозов: 1) невроз благосклонности (поиск любви, признания); 2) невроз власти (погоня за властью, престижем); 3) невроз покорности (покорность ко всему); 4) невроизоляция (бегство от общества). Это нерациональные способы решения конфликта, они усиливают отчуждение человека от общества.

Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Невротический конфликт по Хорни — борьба несовместимых сочетаний между несколькими невротическими наклонностями.

Эрих Фромм так же занимался  изучением проблем общества, к  тому же он предложил способы преодоления  социальных патологий.

Объектом данной работы является социально-психологическое учение Эриха Фромма. Предметом – социальные патологии и средства их терапии.

       Цель курсовой работы – анализ социальных патологий и описание методов построения «здорового общества».

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить связь жизни Эриха Фромма с его научной деятельностью;
  • выявить природу патологий общества и описать их основные формы;
  • описать основные критерии и методы построения «здорового общества»;
  • рассмотреть теорию «здорового общества» в зеркале современности.

В написании работы были использованы аналитический, сравнительный  и исторический методы.

В структуру курсовой работы входит: введение, две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, и заключение.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальная патология как феномен в теории Э. Фромма

1.1. Этапы биографии и научная деятельность

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в  семье винодела и виноторговца Нафтали  Фромма и матери Розы Фромм, которые  были выходцами из семей раввинов. Еврейская среда, в которой воспитывался Фромм, отрицала дух современного буржуазного  общества, направленный на обогащение.

Исходя из «консервативной иудейской жизненной практики предков и учителей» Фромм «критиковал все институты и организации, поскольку все они стабилизировали отчуждение. Именно эта отрицающая практика удерживала его от отчаяния и заблуждений в отношении общества, так как в ней он черпал возможности и силы, делавшие его независимым»3.

С началом первой мировой  войны, определившей, по словам Э.Фромма, более чем что-либо, его развитие, и породившей страстное желание понять иррациональность человеческого массового поведения, он стал активно участвовать в религиозной жизни общины. С 1919 года учился в Гейдельбергском университете на кафедре социологии у Альфреда Вебера. Восприятие религии вошло в плоть и кровь Э.Фромма, который позднее писал о том, что «религия не должна пытаться подавить любовь и чувственность и заменить собой эту сторону жизни»4. Разработав впоследствии свою гуманистическую этику, Э.Фромм стал считать высшими её ценностями не самоотречение и себялюбие, а любовь к себе, не отрицание индивидуального - а утверждение своего человеческого Я.

С психоанализом Э.Фромм  познакомился вне стен Гейдельбергского университета, где в 1922 году он получил  ученую степень на кафедре социолога  Альфреда Вебера и склонность к социологическому мышлению. В 1924 году Фрида Рейхманн стала практиковать в Гейдельберге классический психоанализ.  Прохождение у неё Э.Фроммом психотерапевтического анализа привело не только к их женитьбе в июне 1926 года, но и к приобщению Э.Фромма к психоанализу Зигмунда Фрейда. Своё образование как психоаналитик Э.Фромм завершил в Берлинском Институте психоанализа в 1929-1930 гг., после чего открыл в Берлине свой кабинет для частной практики. 7 октября 1930 года он был избран внештатным членом Немецкого психоаналитического общества.

Основание психоаналитического  института во Франкфурте в 1932 году, где Э.Фромм читал лекции, привело  его в контакт с руководством Института социальных исследований, возглавлявшимся в то время Максом Хоркхаймером, куда он вскоре перешел  на работу в качестве руководителя отдела социальной психологии Института. Здесь Э.Фромм впервые глубоко  познакомился с трудами К.Маркса, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Как впоследствии писал  Э.Фромм: «Меня глубоко волновали  вопросы индивидуальных и социальных феноменов, и я стремился найти  ответы на эти вопросы. Я нашел  ответы в системах и Маркса, и  Фрейда. Но я также был увлечён  анализом различий между этими двумя  системами и желанием разрешить  эти противоречия … я хотел  добиться синтеза, который должен был  стать следствием понимания и  критики обеих мыслителей»5.

Работа в Берлинском Институте  психоанализа познакомила Э.Фромма с одним из будущих лидеров  неофрейдизма, Карен Хорни, одной  из ключевых фигур в нём. Переехав спустя несколько лет в Нью-Йорк, где Э.Фромм преподавал в ряде университетов, он, совместно с К.Хорни, познакомился с теорией межличностных  отношений американского психиатра  и психоаналитика Гарри Стэка  Салливена, которую воспринял как  альтернативу фрейдовской метапсихологии, опирающейся на теорию влечений. Усвоение взглядов Салливена привело Э.Фромма в дальнейшем к критике фрейдизма и к созданию «гуманистического» психоанализа, связанного с разработанным им новым учением о человеке.

Начиная с первой книги  «Бегство от свободы» (Escape from freedom, 1941), принесшей Э.Фромму широкую известность, и далее в многочисленных публикациях  и книгах, как «Здоровое общество» (The sane society, 1955), «Душа человека» (The soul of man, 1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (The anatomy of human destructiveness, 1973), «Иметь или  быть» (To have or to be, 1976) и других, он исследовал различные аспекты взаимоотношений  человека и общества.6

По мнению Э.Фромма, для  того, чтобы знать, что хорошо или  плохо для человека, надо знать его природу: это единственное существо, для которого собственное существование является проблемой. Сущность человека определяется Фроммом не как биологически заданная совокупность влечений, а как осмысленный ответ, целостное отношение к миру, которое в принципе может быть только регрессивным или прогрессивным. Регрессивное решение связано с попыткой возвращения человека к своим истокам - к природе, животной жизни и к своим предкам. Тогда как прогрессивное решение связано с полным развитием человеческих сил, человечности в нас самих. Регрессивное решение, по мнению Э.Фромма, несостоятельно. Оно ведет к разрушению, смерти, страданию.

В своей теории Э.Фромм  воскрешает идею «фрейдомарксизма», пытаясь  синтезировать марксизм с фрейдизмом посредством психологизирования марксистской социологии и социологизирования фрейдистской психологии. По мнению Э.Фромма, Маркс  показал, что объективные условия производства и социальной организации, детерминируют человека: его цели и его интересы. Одним из проявлений взаимодействия базиса и надстройки является социальный характер, другим - социальное бессознательное. «Фрейдисты видят индивидуальное бессознательное и слепы по отношению к социальному бессознательному; ортодоксы-марксисты, наоборот, остро чувствуют наличие бессознательных факторов в социальном поведении, но они совершенно не видят их, когда речь идет о мотивации индивидуального поведения».7.

Понятие социального характера  явилось своеобразным синтезом учений Маркса и Фрейда. Ибо хотя, с одной  стороны, содержание социального характера, согласно Э.Фромму, определяется структурой общества и функцией индивида в социальной структуре, с другой стороны, семья  рассматривалась им как психический  агент общества, в функцию которого входит передача требований общества подрастающему ребенку. Таким образом, характер развивается сначала через  влияние семьи, а затем, в общественной жизни, посредством адаптации к  тем или иным общественным структурам. Функцией социального характера, по мнению американского исследователя, является формирование и направление  человеческой энергии внутри данного  общества для поддержания его  функционирования. Но данное условие выполняется лишь в стабильном обществе.8

Своей характерологией Э.Фромм  заложил основы психоаналитической теории и науки о поведении, подвергнув резкой критике как принципы инстинктивистской позиции. Критическое отношение Э.Фромма к психоанализу З.Фрейда возросло после того, как в начале 1930 г. он познакомился с открытием Я.Бахофеном эпохи матриархата, суть которой он изложил в опубликованной в 1861 г. книге «Материнское право».  «Как раз на феномене эдипова комплеса, - писал Э.Фромм, - выступающего в качестве центрального лишь в патриархальном обществе, видно, как легко впадают в ошибку, когда считают свою собственную психическую структуру естественной для всего общества или вообще «человеческой»»9. Теория межличностных отношений Г.Салливена, усвоенная Э.Фроммом, привела к переносу акцента с индивидуальной психологии к психологии межличностных отношений. При этом ключевая проблема психологии видится им не в удовлетворении или фрустрации отдельных влечений, а в отношении индивида к миру.

Впоследствии Эрих Фромм доработал классический психоанализ З.Фрейда в направлении гуманистического психоанализа. Согласно Э.Фромму, психоанализ - это характерное выражение духовного кризиса западного человека и попытка найти способы его разрешения.

Говоря о замене фрейдовского физиологического принципа объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма, Э.Фромм прежде всего имел в виду, что понимание индивидуального  бессознательного, изучаемого классическим психоанализом, которое индивид  подавляет по причине личных обстоятельств, требует критического анализа общества. Он был первым из представителей неофрейдистской  школы, указавшим на неспособность  ортодоксального фрейдизма решить проблему взаимодействия индивида и  общества. Однако куда большую роль он отводил пониманию социального  бессознательного, то есть тех зон  подавления, которые являются общими для большинства членов данного  общества. Согласно Э.Фромму, социально  обусловленный фильтр проявляется  в языке, логике и социальных табу.

Информация о работе Теория "здорового общества" Э. Фромма