Профилактике пьянства и алкоголизма среди молодежи: социологический анализ эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:34, реферат

Краткое описание

Алкоголи́зм — заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него. Негативные последствия могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием.

Оглавление

I.Методология исследования
Введение. Актуальность исследования………………………………………….3
Профилактика пьянства и алкоголизма в молодежной среде………….………5
Современные технологии социальной работы с алкоголиками……………….9
II. Методика исследования……………………………………………………14
Результаты эмпирического исследования……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….19
Приложение №1………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

I.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Российский  Государственный Социальный Университет 
 
 
 
 
 
 

Социологическое исследование на тему: «Профилактике пьянства и алкоголизма среди молодежи: социологический анализ эффективности» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент Соц_д_б_4

Волкова Е. П.

Проверил:

к. ф. н., доцент Елуфимова Л. С.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2012 

     Содержание

I.Методология исследования

Введение. Актуальность исследования………………………………………….3

Профилактика  пьянства и алкоголизма в молодежной среде………….………5

Современные технологии социальной работы с алкоголиками……………….9

II. Методика исследования……………………………………………………14

Результаты  эмпирического исследования……………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….19

Приложение  №1………………………………………………………………….21

Литература……………………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I.Методология исследования 

     Введение. Актуальность исследования.

     Алкоголи́зм — заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным  пристрастием к алкоголю (этиловому  спирту), с психической и физической зависимостью от него. Негативные последствия могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием.

     Социальный  ущерб от алкоголизма огромен: распадаются  семьи, растёт преступность, сокращается  продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень общества. Алкоголизм оказывает существенное негативное влияние на качество генофонда нации. Дети алкоголиков имеют пониженный умственный потенциал, страдают различными болезнями центральной нервной системы, что в конечном итоге тормозит нормальное развитие общества в целом. Алкогольная смертность в России (600—700 тыс. человек в год) связана с самым высоким в мире уровнем потребления легальных и нелегальных алкогольных напитков. Она покрывает собой большую часть разрыва между рождаемостью и смертностью, обуславливающего депопуляцию России.

     Употребление  алкоголя - массовое явление, связанное  с такими социальными категориями, как традиции и обычаи, с одной  стороны, и общественное мнение и  мода, с другой. Также потребление алкоголя связано с психологической особенностью личности, отношению к алкоголю как к «лекарству», согревающему напитку и т.п. Потребление алкоголя в определенные исторические времена принимало разные формы: религиозный обряд, метод лечения, элемент человеческой «культуры».  

     К алкоголю часто прибегают, надеясь  ощутить приятное настроение, снизить  психическую напряженность, заглушить  чувство усталости, моральной неудовлетворенности, уйти от реальности с ее нескончаемыми  заботами и переживаниями. Одним кажется, что алкоголь помогает преодолеть психологический барьер, установить эмоциональные контакты, для других, особенно несовершеннолетних, он представляется средством самоутверждения, показателем «мужества», «взрослости».

     На  протяжении многих столетий осуществляется поиск наиболее действенных средств и способов ограждения людей от губительного влияния алкоголя, разрабатываются разнообразные меры по устранению многочисленных вредных последствий пьянства и алкоголизма, и п первую очередь меры по спасению, возвращению к нормальной жизни постоянно возрастающего числа жертв пристрастия к спиртному - больных алкоголизмом. Многовековая история антиалкогольной борьбы оставила множество примеров применения в этих целях разных мер, вплоть до таких радикальных, как заключение пьяниц в тюрьмы, их физическое наказание, предание смерти, полный запрет производства и продажи спиртных напитков и др. Тем не менее, потребление алкоголя продолжало неуклонно расти, охватывая все новые группы и слои населения.

     Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в России. Сейчас в России насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.

     О детском алкоголизме говорят  в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

     - быстрое привыкание к спиртным  напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим  строением детского организма);

     - злокачественное течение болезни  (в подростковом возрасте организм  находится в стадии формирования  и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

     - принятие ребенком больших доз  алкоголя (принятие алкоголя детьми  не одобряется обществом, поэтому  подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

     - быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой  пить по любому поводу, при  этом в состоянии легкого опьянения  они начинают чувствовать себя  неуверенно);

     - низкая эффективность лечения.

     Пьянство  среди несовершеннолетних и молодежи тесно связанно с их отклоняющимся  поведением. В основе этой связи  лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко  ослабляет самоконтроль.

     Наиболее  часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста. 

     Профилактика пьянства и алкоголизма в молодежной среде.

     Система профилактики алкоголизма среди  подростков, как и среди взрослого  населения, разработана еще недостаточно. Несмотря на широкое внимание к профилактическим мерам, наличие популярной литературы, привлечение средств массовой информации, специальные государственные и общественные программы, строгие законы, специальные меры и планы борьбы с алкоголизмом, эффективность всей этой деятельности остается низкой.

     Профилактика  имеет два аспекта:

     · социальный

     · медицинский.

     Медицинский аспект первичной профилактики сводится в основном к санитарному просвещению, а также к методам выявления  контингентов повышенного риска  развития алкоголизма.

     Повышение эффективности антиалкогольной  пропаганды видится в поиске новых идеалов, применении новых форм и методов профилактической работы.

     Распространение пьянства и алкоголизма среди  молодежи вызывает тревогу и требует  решительных профилактических мер  как на общегосударственном уровне, так и на уровне конкретного учебного заведения.

     Принимая  во внимание растущее число молодых  людей, употребляющих алкоголь, необходимо в масштабах республики разработать  комплекс мероприятий, которые помогут  снизить потребление алкоголя, создать  благоприятные условия для реализации принципов здорового образа жизни:

     - Привлечь к профилактической  антиалкогольной деятельности все  учреждения системы образования. 

     - Провести научные исследования  причин алкоголизации молодежи.

     - Организовывать семинары, конференции  для участников воспитательного  процесса с привлечением республиканского и зарубежного опыта по противостоянию алкоголю в учебных заведениях.

     - Организовывать специальные лагеря  труда и отдыха для детей-наркоманов  и детей-алкоголиков с целью  отвлечения их от привычного  окружения, обеспечив их медицинской и психологической помощью.

     - Снабдить учебные заведения видеофильмами,  отражающими негативные стороны  употребления алкоголя.

     - Оказывать детям и молодежи  консультативную психокоррекционную  и реабилитационную помощь в  специальных учреждениях и реабилитационных центрах.

     - Обеспечить бесплатное кодирование  против употребления алкоголя  детей и подростков специалистами-психотерапевтами.

     - Увеличить финансирование на  организацию досуговой деятельности  молодежи, занятия спортом, физкультурой, на создание объединений и клубов по интересам и увлечениям.

     - Оказывать помощь (индивидуальную  и групповую) молодежи путем  определения их потребностей  и проблем с целью ускорения  их социализации и ресоциализации, выделения помещений, организации  различных форм досуга.

     - Использовать средства массовой  информации, издавать научно-популярные  брошюры по профилактике вредных  привычек.

     - Обеспечивать взаимодействие и  сотрудничество учебных заведений  с общественными организациями  по вопросам профилактики пьянства, алкоголизма и наркомании.

     -Расширить  сеть безалкогольных баров, кафе, дискотек, клубов с целью организации  досуга молодежи.

     - Создать благоприятные условия  работы для матерей, которые  одни воспитывают детей, переводить  их на удобный для семьи  режим работы, оказывать материальную помощь, выделять дотации.

     Проблемы  подростков асоциального поведения, склонных к пьянству, в рамках учебного заведения  должны решаться комплексно, всем педагогическим коллективом путем четкого планирования и тесного сотрудничества всех участников воспитательного процесса, ученического коллектива и самих учащихся.

     Система работы должна включать два этапа:

     I этап

     · Выявление подростков с асоциальным  поведением.

     · Установление проблемы (склонность к  пьянству и алкоголизму).

     · Сбор информации об интересах подростка, о круге его общения.

     · Установление характера влияния  социума на личность учащегося с  алкогольной зависимостью.

     · Изучение типов и особенностей семейных взаимоотношений.

     II этап

     · Установление причин пьянства и алкоголизма.

     · Составление коррекционной программы  с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

     Индивидуальный  подход к учащимся связан с необходимостью преодоления у них отрицательных  качеств и проявлений, недостатков  в поведении. Он предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению к учащемуся, умение предвидеть последствия выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствуют особенностям учащегося и его состоянию.

     Одним из важных условий воспитательной работы с учащимися, склонными к пьянству и алкоголизму, является приобщение их к активной жизни ученического коллектива, в котором формируются позитивные ценностные ориентации, и поступки подростка с девиантным поведением не только не встречают сочувствия, но вызывают единодушное искреннее осуждение с последующим оказанием ему моральной поддержки и помощи.

     Выявив  индивидуальные особенности учащихся, склонных к пьянству, мотивацию и  причины потребления ими спиртных напитков, можно сделать анализ предложений  самих подростков по решению проблемы искоренения и профилактики пьянства и алкоголизма.

     В целях повышения эффективности  профилактики пьянства и алкоголизма  среди мо­лодежи можно выделить следующие моменты:

     1. Выявление контингента высокого  риска развития алкоголизма.

     Признаками  риска считаются:

     —  неблагополучные семьи,

     —  влияние пьющих компаний сверстников,

     —  нарушение поведения,

     —  уходы из дома,

     —  недостаток родительского внимания,

Информация о работе Профилактике пьянства и алкоголизма среди молодежи: социологический анализ эффективности