Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессион

Файлы: 1 файл

правовой обеспечение.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

   Необходимо  отметить, что законы республик контрастируют  с актами соответствующего характера  краев и областей. Некоторые законы являются, по сути, актами суверенных государств (Татарстан; Якутия). В них нет  ссылок на Конституцию Российской Федерации  и Федеральные Законы, а ряд  положений не соответствуют Конституции  Российской Федерации и Федеральному Закону «Об основах государственной  службы в Российской Федерации». 7

   Рассматривая  законы областей России и Временное  Положение г. Москвы необходимо отметить, что все они принимались в  разное время, отсюда их некоторые содержательные отличия. Так, закон Воронежской  области и Временное Положение  г. Москвы были приняты до Федерального Закона «О государственной службе», поэтому, например, они не содержат в себе определения категорий  государственных должностей. Кроме  этого закон Воронежа призван  регулировать не только государственную  службу, но и службу в органах  местного самоуправления, хотя Конституция  России не относит данные органы к  системе органов государственной  власти и данная служба должна регулироваться самостоятельным областным законом. Закон Свердловской области принят сразу же после Федерального, поэтому  в нем нашли отражение практически  полностью положения Федерального Закона, есть и своя специфика. Проект закона Читинской области отличается от всех предыдущих, в том числе  республиканских. Данный законопроект пытается более детально регламентировать государственную службу, и это  является особенностью этого региона  в определении подходов к государственной  службе. Таким образом, предпринята попытка объединить воедино правовые нормы, регулирующие государственную службу и создать целостный нормативный правовой акт.

   В первых главах всех рассматриваемых  актов отражены общие положения  государственной службы, даны понятия  службы, государственной должности, определены принципы построения государственной  службы, законодательное регулирование  и тому подобное в рамках Федерального Закона. В отличие от республиканских  законов, областные обязательно  содержат ссылки на Конституцию России и Федеральное законодательство. В этом их отличие. Областные законы (кроме принятых ранее) содержат и  соответствующую классификацию  государственных должностей по категориям «А», «Б», «В», чего не содержат республиканские  законы.

   В рамках Федерального Закона отражены и основные права, обязанности, гарантии для государственных служащих. Все  законы признают за государственным  служащим право на ознакомление с  документами, определяющими его  права и обязанности, на запрос в  установленном порядке информации, право на внесение предложений по совершенствованию государственной  службы и так далее. Также отражены и ограничения, связанные с государственной  службой. Это запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  научной, преподавательской, иной творческой, быть депутатом областного, муниципального уровней, заниматься предпринимательством, принимать участие в забастовках  и так далее. Более глубоко  в областных законах отражены социальные льготы для государственных  служащих; во многих законах есть глава  «Социальная защита государственных  служащих» и во всех есть статьи приводящие гарантии государственных  служащих.

   В соответствии с Федеральным Законом  регулируется и прохождение государственной  службы. Везде оговаривается прядок поступления и нахождения на государственной службе, как способ замещения вакантных государственных должностей предусматривается конкурс, для вновь поступивших испытательный срок, а также аттестация, основания для увольнения и тому подобное. В отличие от республиканских законов, отставка предусматривается только в связи с достижением пенсионного возраста.

   При исследовании законодательной базы социальной защиты государственных  служащих субъектов Российской Федерации  становится очевидным, что большинство  субъектов федерации пошли по пути механического копирования  федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее аспекты.

 

    3. Механизм реализации  социальной защиты  государственных  служащих 

   В настоящее время социальные льготы и гарантии, установленные законом  «Об основах государственной  службы в Российской Федерации» совершенно не исполняются в отношении гражданских  государственных служащих, многие из них носят декларативный характер и не могут быть реализованы без  принятия дополнительных нормативных  правовых актов. Реализация некоторых  гарантий в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов ставят в неравное положение  федеральных служащих.

   Формирование  социального института государственной  службы в России положило начало становлению  законодательства о службе с установлением  принципов государственной службы, статуса государственного служащего  и пр.

   Одним из важных принципов государственной  службы в специальной литературе называется принцип социально-правовой защищённости служащих либо принцип  социальной защищённости. К сожалению, данный принцип не нашёл своего прямого  отражения в ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы РФ» , поэтому некоторые исследователи относят меры социальной защиты к реализации принципа стабильности кадров государственных служащих. Необходимо отметить, что принцип социальной защищённости был сформулирован в п. 2 Положения о федеральной государственной службе, утвержденный указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. Меры социальной защиты, содержащиеся в нем, нашли отражение и в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ».

   К мерам социальной защиты государственного служащего на основании ст. 15 Федерального закона «Об основах государственной  службы в РФ» и указанного положения  можно отнести, в частности, следующее:

   1) медицинское обслуживание его  и членов семьи, в том числе  после выхода его на пенсию;

   2) переподготовка (переквалификация) и  повышение квалификации с сохранением  денежного содержания на период  обучения;

   3) пенсионное обеспечение за выслугу  лет и пенсионное обеспечение  членов семьи государственного  служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

   4) обязательное государственное страхование  на случай причинения вреда  здоровью и имуществу в связи  с исполнением им должностных  обязанностей;

   5) обязательное государственное социальное  страхование на случай заболевания  или потери трудоспособности  в период прохождения им государственной  службы;

   6) защита его и членов семьи  от насилия, угроз, других неправомерных  действий в связи с исполнением  им должностных обязанностей  в порядке, установленном федеральным  законом.

   Законодательством допускается установление дополнительных гарантий для государственного служащего.

   Реализация  указанных мер осуществляется в  соответствии с нормативными правовыми  актами, регулирующими общественные отношения в различных сферах деятельности. При этом реальное предоставление социальных льгот, фактически, поставлено в зависимость от рода службы. Исторически  сложилось так, что служащие, проходящие службу в «милитаризованных» государственных  органах власти, пользовались всем набором льгот и гарантий, предоставляемых  им государством, тогда как обычным  гражданским государственным служащим такие гарантии практически не предоставлялись. В законодательстве и специальной  литературе отмечается, что различные  социальные льготы и гарантии призваны компенсировать те ограничения, которые  налагаются на государственных служащих, исходя из особенностей самого рода их профессиональной деятельности, которая  связана с реализацией публичных функций государства, осуществлением государственно-властных полномочий.

   Федеральный закон «Об основах государственной  службы РФ» действует уже несколько  лет, многие нормы его являются нормами  прямого действия, включая положения, содержащие ограничения. В субъектах  РФ также на основании указанного закона были приняты нормативные  правовые акты, регулирующие вопросы  государственной службы. При этом вопрос о компенсации ограничений  соответствующими социальными льготами для всех государственных служащих решается по-разному. Это можно рассмотреть  на примере предоставления государственным  служащим указанных выше социальных гарантий.

   В соответствии с Конституцией РФ (ст. 41), Основами законодательства РФ «Об  охране здоровья граждан» (ст. 1) государство  гарантирует своим гражданам  охрану здоровья и предоставление медицинской  помощи, причём в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения - бесплатно за счёт средств бюджетов, страховых взносов  и пр. Данная гарантия распространяется и на государственных служащих без  каких-либо ограничений. При этом, государственным служащим, проходящим службу в органах, в которых предусмотрена военная служба, либо в правоохранительных органах, медицинская помощь предоставляется бесплатно в медицинских учреждениях, входящих в систему указанных органов или в государственных либо муниципальных учреждениях здравоохранения с возмещением расходов из федерального бюджета, осуществляемым соответствующим органом, в котором предусмотрена военная служба, либо правоохранительным органом.

   Инструкцией о порядке проведения финансовых расчетов за медицинскую помощь, оказанную  военнослужащим внутренних войск МВД  России учреждениями здравоохранения, утв. приказом МВД РФ и Минздрава  РФ от 6 мая 1997 г., установлен порядок  оказания медицинской помощи военнослужащим внутренних войск МВД России учреждениями здравоохранения при отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, и в иных неотложных случаях, а также порядок компенсации учреждениям здравоохранения затрат, связанных с оказанием военнослужащим медицинской помощи, за счет средств сметы внутренних войск МВД России.

   Особого порядка оказания медицинской помощи гражданским служащим действующим  законодательством не установлено. На основании Закона РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РФ» указанная категория служащих подлежит обязательному медицинскому страхованию, так же как и остальная часть населения, за счёт средств соответствующих бюджетов, из которых финансируются органы государственной власти, выступающие в данном случае как работодатели. Таким образом, никаких дополнительных гарантий при предоставлении медицинской помощи гражданским государственным служащим не устанавливается.

   В законодательстве субъектов РФ также  закрепляется право государственных  служащих на бесплатное медицинское  обслуживание, а в некоторых субъектах  РФ служащие имеют право на дополнительные медицинские услуги за счет средств  региональных бюджетов.

   Обязательное  государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и  имуществу в связи с исполнением  должностных обязанностей является также немаловажной гарантией для  государственного служащего. Но её практическая реализация также зависит от сферы  деятельности государственного служащего. Так, если речь идет о военнослужащих, сотрудниках правоохранительных органов, то вопросы обязательного государственного страхования на случай причинения вреда жизни или здоровью урегулированы Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», порядок реализации указанного закона установлен в постановлении Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Статья 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» устанавливает порядок обязательного государственного страхования судебных приставов. Некоторые гражданские государственные служащие подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», но только в том случае, если они осуществляют контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявляют и пресекают правонарушения. 8

   В отношении остальных гражданских  государственных служащих данные вопросы  не урегулированы, хотя обязанность  по государственному страхованию помимо Федерального закона «Об основах  государственной службы РФ» установлена  и в других нормативных правовых актах, касающихся особенностей прохождения  государственной службы.

   Безусловно, риск причинения вреда жизни или  здоровью государственного служащего  при исполнении обязанностей воинской и ей подобных служб выше, чем  при исполнении обязанностей гражданской  службы, но необходимо учитывать, что  гарантии установлены в отношении  всех государственных служащих, порядок, нормы обязательного государственного страхования в отношении которых до сих пор не определены.

Информация о работе Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации