Экстремизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление причин, характера экстремистской и террористической деятельности, определении основных направлений противодействия и профилактики экстремизму и терроризму в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
o проанализировать различные, имеющиеся в научных исследованиях понятия «экстремизма» и «терроризма»;
o сделать анализ правовых основ противодействия экстремизму и терроризму;
o рассмотреть особенности экстремизма и терроризма как явления с учетом российской действительности;
o рассмотреть меры профилактики экстремизма в России

Оглавление

Введение 3
I. Теоретико-методологические аспекты экстремизма как явления 6
1.1. Экстремизм: понятие и классификация 6
1.2. Соотношение понятий «экстремизм» и «терроризм» 16
1.3. Национализм и ксенофобия как источники экстремизма 19
II. Экстремизм и терроризм в условиях российской действительности 24
2.1.Экстремистские организации в России 24
2.2. Анализ декабрьских событий в Москве на Манежной площади 31
2.2.1. Журналистский взгляд. Дмитрий Терехов. 31
2.2.2. Анализ мнения властей о событиях на Манежной площади 42
2.3. Вопросы профилактики экстремизма и терроризма 46
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Библиографический список 56

Файлы: 1 файл

ИСЭиПП курсовая.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

      Третье. Это движение ещё не успели оседлать всевозможные «оранжевые» революционеры и направить его в разрушительное и антигосударственное русло. Хотя они, несомненно, попытаются это сделать в ближайшее время, но на данной акции никаких опасных для нашего государства в долгосрочной перспективе лозунгов не звучало. И это радует. 

      Четвёртое. Это новое, спонтанно организовавшееся движение не имеет никакой идеологии. Пока это так, оно представляет собой не более чем анархистский протест. Тот, кто вложит им в голову здоровую национальную идеологию, свободную от экстремизма и сектантства, тот и направит это движение к победе. Главное же не допустить, чтобы контроль над этим движением захватили «оранжевые» враги государства и богоборцы всех мастей. Это будет означать самый разрушительный сценарий развития событий.  

      Пятое. Радует несомненный подъём национального самосознания молодёжи. Это означает, что у нас не всё потеряно, что русский народ жив, несмотря на многолетнюю оголтелую индивидуалистскую и антинациональную либеральную пропаганду, дух народа и национальную солидарность уничтожить не удалось. 

      Шестое. Думается, власти тоже наверняка извлекут урок из этих событий и начнут постепенно выходить из национального анабиоза, если не хотят быть однажды сметёнными национальной волной. В России должна появится осмысленная национальная политика, построенная не только на основе односторонних уступок русских всем другим народам, но на основе разумного баланса интересов разных этносов и с учётом их специфических этнических особенностей. Безконечно испытывать терпение русских, как государствообразующего этноса просто невозможно. Власть должна это понять. (Поздно! Кроме того, власть продолжит закручивать "гайки" русскому народу, чем и предрешит свою гибель - прим.Ред.)  

      Седьмое. Как первая реакция на субботние события на «Эхе Москвы» уже появились рассуждения на тему - выгнать из состава Российской Федерации Чечню или даже весь Северный Кавказ, отделив их от России. Эта популистская идея крайне опасна. Северный Кавказ нельзя терять, не ухудшая катастрофически наше геополитическое положение на юге. Но вот идея его отделения от России некой непрозрачной границей, при условии выделения его в отдельный край с высокой долей внутренней автономии - идея вполне здравая. (вариант вывода Кавказа из состава России имеет право на рассмотрение. Сейчас не 18 и не 19-й век. Поэтому при русской национальной власти, рычагов для сдерживания сползания Кавказа в антироссийский лагерь - предостаточно.- прим.Ред.) 

      Восьмое. России надо завершать процесс ликвидации национально-территориального деления с одновременным наведением порядка в бывших национальных автономиях и, разумеется, с одновременным наведением порядка в Центральной России. Ситуации, когда власть покупается и продаётся оптом и в розницу, надо положить конец. 

      Девятое. Главная же задача состоит в том, чтобы направить энергию нового русского национализма на защиту интересов людей и при этом любыми силами не допустить их втягивания в «оранжевый» мятеж в интересах самых оголтело антирусских сил, какими бы благовидными целями они не прикрывались. В этой связи стоит ещё раз отметить, что молодёжная толпа на Манежной площади, несмотря на свою многочисленность и агрессивность отнюдь не была настроена на восстание и погромы; и даже кавказцев, и азиатов, которых избивали на Манежной площади и в метро не забивали насмерть, как это обязательно сделали бы кавказцы, если бы они сумели собрать толпу аналогичных размеров. (русские однозначно не пойдут за немцовыми и хакамадами. События развиваются по единственному пути - пути уничтожения жидовского ига. И этого уже никто не остановит - прим.Ред.)

Дмитрий Терехов.

сопредседатель  общероссийской общественной организации  «ЖУРНАЛИСТЫ РОССИИ» [14]

      Резюмируя данную статью, можно сказать что мнение автора субъективно, и наполнено эмоциями. Хотя суть взгляда на данную проблему схожа со взглядами многих россиян. А вообще в словах Дмитрия Терехова читается злоба и ненависть и к кавказцам, и, не причастных в принципе к московским событиям декабря, лицам других национальностей и происхождения. Считаю, что так грубо и категорично высказываться в прессе, хоть и имея четкую точку зрения на проблему, и будучи человеком эмоциональным, всё таки нельзя.

 

2.2.2. Анализ мнения властей о событиях на Манежной площади

     Приведу цитаты из полного выступления Президента:

  • "Ответственность за такие действия должна быть уголовной, а не административной"
  • "Такого рода несогласованные мероприятия должны жестко пресекаться"
  • "Погромы, драки, вандализм - все это преступления. Подчеркиваю - это не административные правонарушения, а преступления. Их участники должны сидеть в тюрьме. Их нужно сажать, а не воспитывать. Воспитание применимо к другим лицам"
  • "Ответственность должна наступать независимо от того, где происходит это событие, и независимо от места жительства того или иного правонарушителя - и москвича, и приезжего из других мест. И южных мест, и северных"
  • "С теми, кто в масках, вообще не следует общаться. Они зачем их надели? Они новый год собираются праздновать? Маска на таком мероприятии - это признак участия в банде. Их нужно "паковать" по полной программе - всех кто так вышел"
  • "Такие преступления должны соответствующим образом квалифицироваться и влечь соответствующие наказания. Если эти наказания недостаточны в рамках существующего уголовного законодательства, внесите мне предложения"

     Он  также заявил о том,что разжигание межнациональной розни должно квалифицироваться  как ТЯГЧАЙШЕЕ преступление:

  • "Такие преступления должны соответствующим образом квалифицироваться и влечь соответствующие наказания. Если эти наказания недостаточны в рамках существующего уголовного законодательства, внесите мне предложения"
  • "Где-то в других странах это может проскочить. У нас не проскочит. У нас, сами знаете, какое количество наций. И какое значение имеет религиозный компонент"[13]

     Он  также дал назначения Генпрокурору, Министру Внутренних Дел и другим компетентным людям провести расследования событий, НАКАЗАТЬ виновных по всей строгости закона и доложить ему об этом. Полностью согласен. Если убийца-Аслан Черкесов, то он должен сидеть в тюрьме столько, сколько того требует законодательство. Но, в то же время, наказание должны понести ВСЕ провокаторы и организаторы НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО "собрания" на Манежке.

  • "МВД, Следственный комитет, прокуратура должны принять все необходимые меры по уголовному преследованию всех тех, кто совершил преступления, всех, о ком есть достаточные доказательства. И тех, кто совершил убийство болельщика, всех нужно установить, расследовать и посадить. И разобраться с теми следователями, кто отпустил виновных"
  • "Они зачем это сделали? Испугались? За деньги? В любом случае, мы знаем, как это называется"
  • "Разобраться нужно и с теми, кто громил и дрался в Москве и в других местах в субботу и чуть позже. Постараться установить всех поименно, использовать записи с видеокамер, свидетельские показания, другие доказательства"[13]

     Кто-то будет спорить с вышеуказанными высказываниями?

     Теперь  перейдем к высказываниям Премьер-министра относительно данной проблемы:

     Что сказал премьер?

     Премьер-министр  России Владимир Путин потребовал пресекать  проявления агрессии и экстремизма  в вопросах межнациональных отношений  со всех сторон. Об этом он заявил, отвечая  на вопросы граждан в эфире  программы «Разговор с Владимиром Путиным». 
 
 Вопрос о межнациональных конфликтах, посвященный недавним беспорядкам в Москве, стал первым, на который ответил Путин. По его словам, не нужно «мазать общей краской ни кавказцев, ни людей других национальностей», однако все «крайние проявления» должны пресекаться. 
 Премьер отметил, что Россия – страна восточного христианства, православия, и некоторые теоретики говорят, что по этим признакам РФ во многом ближе к исламу, чем даже к католикам.
 
 
В то же время Путин призвал адекватно относиться к правоохранительным органам, которые противодействуют массовым беспорядкам. «Органы власти исполняют важнейшую функцию в государстве, и нельзя опускать их ниже плинтуса», – заявил он и отметил, что в противном случае «воевать с радикалами» придется «либеральной интеллигенции»: «Придется сбрить либеральную бороденку и надеть каску», – сказал Путин.[11]

     Помните, когда еще 11го задержали и сразу же отпустили больше 60 человек? А что случилось после заявления Медведева и Путина?

     Генеральная прокуратура России проверит все уголовные дела о преступлениях, совершенных на межнациональной почве на Манежной площади в Москве.

     "По  поручению генерального прокурора  Российской Федерации Юрия Чайки  будут проверены все уголовные  дела о преступлениях, совершенных  на межнациональной почве".

     "Генеральная  прокуратура РФ взяла на контроль  расследование 22 уголовных дел,  возбужденных в отношении наиболее  активных участников массовых  выступлений на Манежной площади  в Москве за нарушение общественного  порядка и причинение телесных  повреждений гражданам".  

     Помните нашего Министра Внутренних Дел? Что  он говорил и на что расставлял акценты? А сейчас,есть различия?

     Правоохранительные  органы возбудили 20 уголовных дел  по факту массовых беспорядков в центре Москвы 11 декабря, задержан один из организаторов.

     "Установлена группа лиц, принимавших активное участие в преступных деяниях 11 декабря. Среди них один из организаторов — некий Илья Кубраков. Нургалиев сообщил, что, по данным следствия, 11 декабря этот молодой человек через мегафон призывал к противоправным действиям, выкрикивая соответствующие лозунги

     На  следующий день вместе с девятью единомышленниками он совершил убийство гражданина Киргизии. В настоящее время задержаны еще два участника этого преступления."

     В общем  ситуация здесь очень сложная. Можно сказать что пока мы не дождались комментариев от первых лиц страны, никто ничего делать и не думал. Это одна из особенностей нашего правопорядка, пока никто из тех, кто «наверху» не даст «по шапке» тем кто давно должен придпринимать меры, ничего у нас не делается. Ведь всё, о чем я писал выше, должно было быть предпринято ещё как минимум 11 декабря.

      
 
 

 

     2.3. Вопросы профилактики экстремизма и терроризма 

      В настоящее время современное  российское общество переживает трансформацию  системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Вышеперечисленные факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через экстремизм и терроризм. 
 Экстремизм – приверженность отдельных лиц, групп, организаций и т.п. к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм). [9]   
 Политическая практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремистской деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм. 
 Терроризм – сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями общественного развития различных стран. Представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональном масштабах. 
 По своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели. 
 Терроризм включает несколько взаимосвязанных элементов: идеологию терроризма (теории, концепции, идейно-политические платформы); террористические структуры (международные и национальные террористические организации, экстремистские – правые и левые, националистические, религиозные и другие общественные организации, структуры организованной преступности и т.п.), а также собственно террористическую практику (террористическую деятельность). 
Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.  
 Профилактика террористической и другой экстремистской деятельности включает в себя подготовку и реализацию государством и уполномоченными им органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.[9] 
 Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении нашего экономического и политического потенциала. 
 Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25.07.2002г.  
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. 
 Экстремистской деятельностью (экстремизмом) являются: 
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; 
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; 
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; 
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; 
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; 
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; 
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. [9] 
 Законом «О противодействии экстремистской деятельности» определено понятие экстремистской организации – это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. 
 Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.   
В сфере противодействия экстремистской деятельности Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: 
в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, выносят в адрес данной организации предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности; 
в установленных законом случаях обращается в суд с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения; 
при обращении в суд в установленных законом случаях принимают решения о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения. 
 Министерство юстиции Российской Федерации ведет и публикует (в том числе посредством размещения на своем сайте в международной компьютерной сети «Интернет») федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.[9] 
 Территориальные органы представляют в центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации копии вступивших в законную силу решений судов Российской Федерации о признании материалов экстремистскими для ведения федерального списка экстремистских материалов, копии вступивших в законную силу решений судов Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом «О противодействии экстремистской деятельности», а также перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. 
 Основаниями для вынесения предупреждения являются факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений. 
 Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке. 
В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.[9] 
 Без вынесения предупреждения заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения может быть подано в суд в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушении прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда. 
 Правовые и организационные основы противодействия терроризму, ответственность за осуществление террористической деятельности определены Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06.03.2006г. 
 В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.[9]

 

Заключение

      Экстремизм  и терроризм – серьезнейшая проблема общества, государства, демократии, с  которыми человечество вошло в XXI век. Преодоление этих явлений обусловливает необходимость уяснения сущности экстремизма и терроризма, их природы и взаимосвязи. В современной научной литературе в отношении определения понятий экстремизма и терроризма существует широкий спектр мнений. Они имеют различные формы своего проявления. Сущность современного экстремизма и терроризма – сложная, многоаспектная, поэтому их содержание не вкладывается в одно какое-либо определение.

      Всплеск экстремизма и терроризма в российском обществе в конце XX, начале XXI века обусловлен радикальным изменением государственного устройства, растерянностью общества перед будущим, неуправляемостью национальными отношениями, бесперспективностью ориентиров у молодежи; демократизация общества шла стихийно, не опираясь на правовые основы. Все это в концентрированном виде проявилось в Москве как многонациональном мегаполисе.

      Проявления  экстремизма и терроризма также  связаны с кругом проблем, порожденных  миграцией. В немалой степени  рост негативного отношения к мигрантам связан с отсутствием системы мер по социокультурной адаптации и интеграции мигрантов, незнанием мигрантами традиций местного населения и несоблюдением их.

      На  фоне сложной экономической обстановки, сохраняющегося крайне низкого уровня жизни большинства россиян, экстремизм проявляется как протестная форма в крайних формах национализма, ксенофобии, фашизма, концентрируется в политизированных националистических объединениях. Глубокому анализу подлежит исторически неприемлемый для России феномен «русского национализма». В научной литературе подвергается анализу и критике «русский шовинизм». Важнейшая задача – выявление, что сегодня разъединяет граждан многонациональной России, ставится задача определить, что их может объединить на пути формирования гражданского общества. [2]

      Таким образом, можно сказать, что проблема экстремизма в России имеет комплексный  характер, множество причин, но не имеет  однозначного выхода. Эта проблема имеет не только политическую природу, но и экономическую, социальную, а также культурную. Поэтому бороться с экстремистскими настроениями необходимо во всех сферах жизни нашего российского общества.

 

Информация о работе Экстремизм в современной России