Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с точки зрения современной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:37, реферат

Краткое описание

Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее
основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык
математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства,
невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без
достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма
человеческого познания, становится все более значимой и существенной
составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем
и действуем.

Оглавление

Содержание
Введение 2
Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 6
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 8
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 10
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 10
3.2 Экологическая проблема. 12
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 15
3.4 Энергетическая проблема. 17
Глава 4. Перспективы развития человечества. 20
4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 20
4.2 Подлинная человечность. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 27

Файлы: 1 файл

Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с точки зрения.docx

— 63.29 Кб (Скачать)

Глобальные проблемы человечества и перспективы их  решения  с  точки  зрения

современной науки 
 

|                             |Реферат:                                |

|                             |                                        | 
 
 

Стерлитамак 1997

Содержание

Введение    2

Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции.  6

Глава 2. Возникновение  и сущность глобальных проблем.   8

Глава 3. Современные  глобальные проблемы .   10

3.1 Проблемы предотвращения  термоядерной войны.   10

3.2 Экологическая  проблема. 12

3.3 Демографическая  и продовольственная проблемы. 15

3.4 Энергетическая  проблема.      17

Глава 4. Перспективы  развития человечества.  20

4.1 Низкая энергетика  и высокая устойчивость цивилизации.    20

4.2 Подлинная  человечность. 22

Заключение. 25

Список использованной литературы. 27 
 
 

Введение 

Бурное  развитие  классической  науки  началось  в  17—18  веках,  когда  ее

основоположники   научились   переводить   эмпирическое   знание   на   язык

математики. В  наш век, в век  научно-технического  прогресса  и  мастерства,

невозможно  представить  себе  отсутствие  науки  и  научных  познаний.  Без

достижений науки  мы вряд ли могли бы существовать. Наука  —  основная  форма

человеческого  познания,  становится  все  более  значимой  и   существенной

составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой  мы  живем

и действуем.

Платон   признавал   разделение   науки   на    три    рода:    действенные,

производительные  и умозрительные. Но ему, однако, был  неведом тот  реальный,

практический  опыт массированного, подчас неожиданного и даже  драматического

воздействия  научно-технических  достижений  на  повседневное  существование

человека, который  приходится осмысливать сегодня.

Бесконтрольное  развитие  цивилизации,  варварское  отношение   человека   к

природе привели  к тому,  что  на  Земле  не  осталось  ни  одного  укромного

уголка, не затронутого  цивилизацией,  ни  одного  растения,  животного,  ни

капли воды, ни пищи, оставшихся  в  естественной  первозданной  чистоте.  На

пороге 21 века человечество  столкнулось  с  необходимостью  решения  важных

проблем,  которые  с  легкой  руки   Римского   клуба,   получили   название

глобальных.

Глобальные  проблемы  оказывают  существенное  влияние  на  многие   стороны

современного  мира — социально-экономическую, политическую, этнокультурную  и

географическую.  Они  особенно  остро  ставят   вопрос   о   будущем   всего

человечества.

В погоне за властью  и богатством человек не заботится  о  последствиях  своей

деятельности, об ущербе, который он наносит окружающей среде.

Нерешенность  одних проблем, влечет за  собой  появление  других,  еще  более

опасных. Именно в руках нашего поколения будущее  всего человечества.

Надо  безоговорочно  признать  невозможность  избавиться  от   надвигающейся

катастрофы какими бы то ни было средствами, не  меняя  кардинального  образа

жизни  людей.  Можно  признать  необходимость  перехода  к   “альтернативной

цивилизации”.

Перед человечеством  на сегодняшний момент стоят множества  проблем, в  данной

работе выделены наиболее важные и первоочередные. В работе  проанализирована

роль науки  и ее  перспективы,  рассмотрены  проблемы  предотвращения  войны,

экологические проблемы,  демографическая  проблема  и  перспективы  развития

человечества.

В ходе  написания  реферата  использованы  материалы  периодической  печати,

учебные пособия, научно-популярная  литература  отечественных  и  зарубежных

авторов.

Из учебных  пособий для вузов можно  выделить:  “Введение  в  философию”  под

авторством И. Т. Фролова, Э. А. Ораб-Оглы, Г. С. Арефьева  и  др.  В  данном

учебном  пособии  науке,  глобальным  проблемам  и   перспективам   развития

человечества  посвящены  отдельные  главы.  Материал,  изложенный  по   этим

проблемам,  ценен  наличием  фактов,  но  требует  критического  подхода   к

некоторым теоретическим  выводам.

Среди научно-популярной литературы особый  интерес  представляет  книга  под

общей  редакцией  доктора  философских  наук  А.  И.  Ракитова   “Философия.

Основные идеи и принципы”. Автор по новому подходит к рассмотрению причин  и

сущности глобальных проблем. Книга написана живым языком и содержит  богатую

информацию о  развитии общества.

Демографической проблеме посвящены книги П. П.  Звилриньш,  М.  А.  Звидриня

“Население  и экономика” и  сборник  статей  “Проблемы  народонаселения”  под

редакцией Д. И. Валенти и А. П. Судопластова.

Данные  книги  ценны  наличием  фактического  материала  и  раскрывают  суть

демографической проблемы, рассматривая ее на примерах отдельных регионов.

Бестужев-Лада И. В. “Нормативное социальное прогнозирование: возможные  пути

реализации целей  будущего.  Опыт  систематизации”.  Монография  написана  с

принудительных  позиций  “научного  коммунизма”,  но  в  ней  рассматриваются

конкретные проблемы социальных прогнозов,  нормотивистика  в  сферах  труда,

семьи и быта, здравоохранения, народного  образования,  культуры,  жизненной

среды общества, социальной организации и управления.

Из переводных работ наиболее интересны: К. Х.  Пройс  “Пути  к  умеренности.

Стратегия на будущее”.

Тейяр де Шарден П. “Феномен человека”. В книге четыре части:  “Преджизнь”  —

условия возникновения  жизни на Земле, “Жизнь” — происхождение  и  экспансия,

“Мысль”  —  развитие  идеи  ноосферы  В.  И.  Вернадского,  “Сверхжизнь”   —

преобразование  разумной сферы времени-пространства общества.

Из  материалов  периодической   печати   в   работе   использованы   статьи,

опубликованные   в   журналах:   “Международная    жизнь”,    “Международная

экономика”, “ЭКО”, “Вестник Московского университета”,  “Вопросы  философии”

и другие, а также  фактологический материал из газетных публикаций.

В реферате не  было  поставлена  цель  анализа  всех  глобальных  проблем  и

перспектив  развития  человечества,  мы  акцентировали  внимание   лишь   на

наиболее важных.

Для достижения  поставленной  цели  в  реферате  решались  решить  следующие

задачи:

  Выяснить  происхождение,  характер  и   особенности   каждой   проблемы   в

отдельности.

Рассмотреть  возможные  варианты  научно-обоснованных  и  реалистических   в

практическом  отношении способов их решения.

Работа состоит  из введения, четырех глав и заключения.  В  конце  приводится

список использованной литературы. 

Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 
 

“Наука  —   форма   общественного   сознания,   представляющая   исторически

сложившуюся систему  упорядоченных знаний, истинность которых  проверяется  и

постоянно уточняется в ходе общественной  практики”.[1]  Не  помню  кому  из

великих принадлежит  шутка: “наука всего лишь средство,  с  помощью  которого

отдельные  люди  удовлетворяют  свое  любопытство  за   счет   государства”.

Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости  и

объективной истинности.

Исследователи материального  мира  переводят  эмпирические  знания  на  язык

математики, что  привело ко  многим  блестящим  победам.  В  области  проблем

духа, сознания, мышления этот метод принес значительно  меньше результатов.

“Как зрение впитывает свет из окружающей Среды,  так  и  душа  —  из  науки”

Аристотель.

Непосредственная  цель науки — описание, объяснение и предсказание  процессов

и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на  основе  его

законов,   то   есть   в   широком   смысле   —   теоретическое    отражение

действительности.

Истинность в  научном знании связана с принципом  достаточного основания.

Интерсубъективность   —   свойство    общезначимости,    общеобязательности,

всеобщности сферы  знания  и  выражается  в  особом  системном  строе  этого

знания.   Таким    образом    три    минимальных    признака:    истинность,

интерсубъективность и  системность,  с  необходимостью  и  достаточностью  —

определяет научность  теоретического знания.

В структуру  науки входят:  научные  проблемы,  эмпирические  исследования  и

анализ фактов: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение  и идеализация.

Образ мира построенный  классическим естествознанием,  оказался  по  существу

совершенно бездуховным.

Последовавший затем неоклассический и постклассический этапы развития  науки

не изменили пока существенно этого положения. Противоречие  между  крохотным

мирком человека  и  почти  безграничным  космосом,  не  содержащим,  похоже,

ничего, кроме  костного вещества, стало разительным.

Однако многие объективно установленные за последние  годы  факты  заставляют

пересмотреть  сложившиеся представления об устройстве мира. В. И.  Вернадский

—  наш  великий  соотечественник,  высказывался  о  том,   что   в   истории

естествознания  наибольшее  значение  имеют  не  теоретические   модели,   а

крупномасштабные  обобщения научных наблюдений и  экспериментов. 

Глава 2. Возникновение  и сущность глобальных проблем. 
 

Ныне,  на  рубеже  двух  столетий,  человечество  вплотную   столкнулось   с

острейшими  глобальными   проблемами   современности,   угрожающими   самому

существованию цивилизации и даже самой жизни  на нашей планете.

“Сам термин “глобальный” ведет свое  название  от  латинского  “глобус”,  то

Информация о работе Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с точки зрения современной науки