Глобализация. Её роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:10, реферат

Краткое описание

Усилилось ослабление национальных государств, что неизбежно вызвало практически неконтролируемый рост националистических настроений, усугубляемый массовыми миграционными передвижениями из зоны слаборазвитого мира в сторону Запада. Бунт бедного большинства мирового сообщества против несправедливого миропорядка и показного благополучия стран «золотого миллиарда» пока еще находится под контролем, но может выйти из него в самое ближайшее время (антиглобалистские марши протеста в Европе).
Вряд ли приходится сомневаться в том, что именно эти проблемы будут определять развитие мира в течение всего ХХI века и основы для их решения закладываются уже сейчас.

Оглавление

Понятие «Глобализация»……………………………………………………2 стр.
Процессы глобализации с социологической точки зрения………………5 стр.
Роль глобализации в обществе…………………………………………….14 стр.
Заключение…………………………………………………………………17 стр.
Список использованной литературы………………………………………18 стр.

Файлы: 1 файл

социология 1симестр 1курс.docx

— 35.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

  «СОЦИОЛОГИЯ»

 

ТЕМА: Глобализация. Её роль в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Выполнил: студент группы 26 ЭКК 5210 Жарина Е.В.

 

Проверил: Назарова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2013

 

Содержание

Понятие «Глобализация»……………………………………………………2 стр.

Процессы глобализации с  социологической точки зрения………………5 стр.

Роль глобализации в обществе…………………………………………….14 стр.

Заключение…………………………………………………………………17 стр.

Список использованной литературы………………………………………18 стр.

 

 

 

Понятие «Глобализация»

 

Глобализация - термин для  обозначения ситуации изменения  всех сторон жизни общества под влиянием всемирной тенденции к взаимозависимости  и открытости. Двигателем глобализации выступает современный капитализм, понимаемый как фаза истории человечества и как несущий определенную (неолиберальную) геополитическую и политическую программу. По мысли Р. Робертсона "понятие глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого, как к конкретной глобальной взаимозависимости, так и осознанию глобального целого в 20 в.". Термин «глобализация» (англ. globalization) стал употребляться в общественных науках сравнительно недавно - последние 20 - 25 лет.  Первоначально, в 1983 г., понятие «globality» было использовано американским социологом Р. Робертсоном в названии одной из своих статей. В 1985 г. именно он дал определение понятия «globalization», а в 1992 г. он опубликовал основные положения своей концепции в работе «Глобализация».

В последствии данное понятие  стало  трактоваться как процесс  развития политических и экономических  отношений в масштабах всей планеты,  историческими свидетельствами  которого стали многочисленные факты  нового  этапа развития мира. Накопление информации способствовало проблемно-теоретическому анализу общественными дисциплинами новых явлений и тенденций. Постепенно с увеличением объема научных  знаний, систематизацией и осмыслением  информации о происходящих мировых  событиях стало приходить понимание  сущности данного понятия, что привело  к созданию новых теоретических  моделей мирового развития (С.Хантингтон, Ф.Фукуяма, М.Фридман, А.Гидденс  и  др.). Все явственней становилось  и проблемное поле «глобализации», составляющими элементами которого стали такие понятия как «глобальность»,  «глобализм», «глобальные проблемы»  и т.п.

В основание философии  «глобализации» положены следующие  главные идеи:

Существет несколько идей лежащих в основе исследований глобализации:

- Валлерстайн представлял  человеческое сообщество как  систему взаимодействующих регионов  «ядра», «периферии» и «буферной  зоны»;

- Поппер считал, что социальные  механизмы постепенно меняются  в сторону принятия западной  модели;

- Фукуяма предполагает, что  такой строй является венцом  человеческой цивилизации.

Сорос определяет глобализацию, которую он приравнивает к «глобальному капитализму», как «развитие глобальных финансовых рынков, рост межнациональных  корпораций, и их увеличивающегося доминирования над национальными  экономиками». Некоторые из наблюдений Сороса искажений глобальной системы  подтверждены Джозефом Э. Стиглитцем в  его «Глобализация и Ее Тревоги»:

 

- Много людей страдают  от глобализации, не будучи поддержанными  сетью социальной безопасности;

 

- Неразумное распределение  ресурсов между частными и  общественными ценностями - рынки  способны создавать богатство,  но не предназначены, чтобы  заботиться о социальных потребностях; погоня за прибылью может разрушить  окружающую среду.

 

- Глобальные финансовые  рынки склонны к кризисам; они  имеют тенденцию намного тяжелее  ударять по развивающимся экономикам;

 

 Сорос повторяет некоторые  из опасений, выраженных Кваме  Нкрумахом, первым Президентом  Ганы, что:

 

- Иностранная помощь отвечает  интересам доноров, а не получателей;

 

- Получатели редко могут  получить доступ к иностранным  проектам помощи, которые разрабатываются  и осуществляются извне;

 

- Иностранная помощь обычно  обговаривается между правительствами,  создавая таким образом проблему  «узкого места» (много доноров,  конкурирующих, чтобы пройти в  единственную точку входа);

 

- Доноры настаивают на  сохранении управления средствами  помощи, которую они обеспечивают, что приводит к недостатку  координации со стороны ведущего  правительства и, таким образом,  ограничивает его возможность  управлять и контролировать ситуацию.

 

Глобализация мировой  экономики обрела необратимый характер, но вместе с тем вызывает резкое противодействие тех, кто не вошел  в элитарный клуб "золотого миллиарда".

Усилилось ослабление национальных государств, что неизбежно вызвало  практически неконтролируемый рост националистических настроений, усугубляемый массовыми миграционными передвижениями из зоны слаборазвитого мира в сторону  Запада.

Бунт бедного большинства  мирового сообщества против несправедливого  миропорядка и показного благополучия стран «золотого миллиарда» пока еще находится под контролем, но может выйти из него в самое  ближайшее время (антиглобалистские  марши протеста в Европе).

Вряд ли приходится сомневаться  в том, что именно эти проблемы будут определять развитие мира в  течение всего ХХI века и основы для их решения закладываются  уже сейчас.

 

 

Процессы глобализации с  социологической точки зрения

Процессы глобализации стали  активно обсуждаться научным  сообществом в конце ХХ века. Все  социальные процессы оцениваются сегодня  только с учетом процессов глобализации. Специфика глобализации заключается  в усилении связей самых разных, порой противоречивых феноменов. Глобализация является объектом изучения как отечественных (В.И. Добреньков, А.С. Панарин, Н.Е. Покровский, С.Л. Удовик, А.И. Уткин), так и зарубежных социологов (З. Бауман, У. Бек, Э. Гидденс, М. Кастельс).

 

Существует множество  определений глобализации. Это связано  с многогранностью самого понятия. В своем исследовании мы прежде всего  ориентируемся на точку зрения В.И. Добренькова.

Глобализация (в широком  значении) – это объективный естественный процесс интеграции человечества в  единое целое. Глобализация проявляется  в том, что социальные процессы в  одной части мира во все большей  степени определяют происходящее в  др. частях мира. Происходит сжатие пространства, время спрессовывается, географические и межгосударственные границы становятся все более легко преодолимыми.

Глобализация (в узком  смысле) (либеральная глобализация) – это род геополитики, направленный на распространение своего культурного  влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир. Политическим лидером глобализации сегодня являются Соединенные штаты  Америки, всевозможными средствами навязывающие свою волю другим странам [3, с. 3].

 

При анализе процессов  глобализации авторы, как правило, учитывают  глобализацию как в широком, так  и в узком значении. Однако, давая  определения глобализации авторы зачастую акцентируют внимание на объективных  сторонах процесса. Вот как, например, определяет глобализацию А.С. Панарин: «процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими от их неупорядоченных внешних воздействий» [7, с. 183].

А.И. Уткин в своем определении  глобализации акцентирует внимание на экономическом аспекте. По его  мнению, глобализация – это «слияние национальных экономик в единую, общемировую  систему, основанную на быстром перемещении  капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации  движения товаров и капитала, коммуникационном сближении, планетарной научной  революции» [8, с. 181]. Стоит отметить, что процессы глобализации изначально (70-е гг ХХ в.) рассматривались учеными  именно в экономической точки  зрения, собственно социальные изменения  стали рассматриваться через  призму глобализации позже (с середины 80-х гг).

 

В настоящее время глобализация рассматривается социологами с  двух основных позиций:

1. как сквозная характеристика любой сферы общества или социально значимого процесса;

2. как самостоятельная сущность, формирующая собственные институты, структуры, механизмы и социальные последствия [3, с. 133].

 

Глобализация как процесс  интеграции человечества в единое целое  происходит одновременно во многих сферах жизнедеятельности общества. Выделяется глобализация культуры, экономической  сферы, политических процессов, языка, миграционных процессов и др. Все  эти процессы составляют глобализацию, имеющую место в современности. Можно спорить о том, какой  именно процесс является первичным  и определяющим, однако, на наш взгляд в данном случае мы рискуем смешать  понятие глобализации с ее причинами или предпосылками. Существует также опасность смешивания сущности глобализации с ее социальными последствиями, выражающимися в изменении социальной структуры, семейных отношений, поляризации общества и др.

 

Произнося термин «глобализация», ученые имеют в виду следующие  процессы:

• расширение деятельности и всемирная экспансия транснациональных корпораций;

• существование наднациональных политико-экономико-социальных акторов – ООН, НАТО, «Большая восьмерка», ЕС и др., оказывающих огромное влияние на жизнедеятельность стран;

• образование единого финансового рынка, усиливающего свое влияние на экономику отдельных стран, регионов, компаний посредством новых финансовых инструментов;

• образование сложных экономических взаимосвязей регионов;

• увеличение масштабов международной миграции населения, вовлечение все большего числа стран мира в миграционное взаимодействие, качественное изменение структуры миграционных потоков в соответствии с потребностями глобализирующегося рынка труда

• «американизация» и «вестернизация» культуры (повсеместное распространение культуры потребления);

• формирование этнопланетарного мышления (способность людей представлять себя жителями Земли прежде, чем жителем определенной страны или наряду с этим нести ответственность за всю планету (хотя бы в мышлении)

• увеличение контактов представителей разных стран, культур, национальностей и т.п. благодаря сети Интернет, телевидению, радио;

• повсеметстное распространение английского языка как глобального.

 

Данные процессы и называются процессами глобализации. Далее мы обратимся к концепциям глобализации, оказавшим существенное влияние  на теорию глобализации.

Каждая из рассматриваемых  концепций представляет собой построение некой теоретической модели глобального  общества. Далее мы рассмотрим концепции  И. Валлерстайна, Р. Робертсона, У. Бека и М. Кастельса.

 

Мир-системная модель И. Валлерстайна

И. Валлерстайн является ведущим представителем современной  неомарксистской исторической социологии. Именно с этим социологом связано  начало осмысления процессов глобализации (в экономической сфере).

В центре внимания И. Валлерстайна – современная или капиталистическая  мир-система (мир-системы – это  культурно разнородные социальные системы), которая относится к  типу «мир-экономики». Формирование мировой  капиталистической экономики, по мнению этого ученого, начинается с ХVI столетия. При этом решающую роль сыграли особенности  экономического развития Западной Европы, позволившие ей стать ядром мировой  капиталистической системы.

Как пишет Валлерстайн: «современная миросистема родилась из консолидации мировой экономики. Вследствие этого  у нее было время достичь своего полного развития в качестве капиталистической  системы. По своей внутренней логике эта капиталистическая мировая  экономика затем расширялась  и охватила весь земной шар, поглощая при этом все существующие мини-системы  и мир-империи. Поэтому на конец  Х1Х века впервые за все время  на земном шаре существовала только одна историческая система. И сегодня  мы еще находимся в той же ситуации»  Характеризуя мировую капиталистическую  систему, И. Валлерстайн выделяет в  ней ядро, полупериферию и периферию. Ядро системы образуют экономически развитые страны, подвергающие эксплуатации менее развитые периферийные регионы. Если в странах ядра устанавливаются капиталистические отношения, то для периферийных зон характерно преобладание принудительного труда в форме крепостничества или рабства. Полупериферийные регионы занимают промежуточное положение в миросистеме: они не столь экономически развиты, как ядро системы, и в них сохраняются феодальные пережитки.

Современная мир-система  подчинена закону неограниченного  накопления капитала. Ядро капиталистической  мир-системы характеризуется концентрацией  капитала и высококвалифицированной  и образованной рабочей силы, высокотехнологичных  производств, интенсивной торговлей, высоким уровнем развития науки  и образования, развитой социальной дифференциацией и разделением  труда, наличием мощного государства  и бюрократии. Для периферии характерны низкая концентрация капиталов, производство сырья, полуфабрикатов и потребительских  товаров, низкоразвитое разделение труда, слабое государство. В конце  ХХ века Россия находилась в положении  полупериферии .

Заметное внимание в концепции  Валлерстайна уделяется межгосударственным отношениям, складывающимся в рамках миросистемы. В течении сравнительно непродолжительного времени одно из государств может находиться в положении  гегемонии. Это означает, что данное государство обладает явными преимуществами перед своими соперниками как  в экономической, так и в военной  сфере.

Информация о работе Глобализация. Её роль в обществе