Географическая школа в Социологии (Ф. Ратцель). Социология общественного мнения. Классификация гипотез в программе социологического иссле

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

Раскрываются три теоретических вопроса по социологии.

Файлы: 1 файл

КР социология.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

 

     По степени общности предположений выделяют гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

     Исходя из логики, основным задачам соответствуют гипотезы-основания, дополнительным – гипотезы-следствия. В данном случае, доказательству подлежат только гипотезы-следствия, которые служат подтверждением или опровержением гипотезы-основания. Если все гипотезы-следствия подтвердились, значит, гипотеза-основание доказана. Следовательно, это говорит о высокой степени истинности основной гипотезы, правда, если обеспечены формальная правильность и непротиворечивость гипотезы при её формулировании.

     Если выведенные следствия ложны и не соответствуют полученным в исследовании результатам, то гипотеза должна быть либо отвергнута, либо переформулирована.

     Для повышения уровня подтверждаемости гипотезы следует стремиться к выдвижению как можно большего числа взаимосвязанных гипотез.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные иногда называют рабочими, поскольку они выдвигаются на первоначальном этапе построения гипотетической системы. Если первичные гипотезы опровергаются, то на стадии анализа полученной информации взамен их выдвигаются вторичные.

     По содержанию предположений о предметной области проблемы гипотезы делятся на описательные и объяснительные. Первые – это научные предположения о структурных и функциональных связях изучаемых объектов, явлений и процессов. Вторые – предположения о причинно-следственных взаимозависимостях в изучаемом объекте. Описательные гипотезы выдвигаются в исследованиях описательного типа, а объяснительные – в аналитических. Правда, иногда в аналитических исследованиях для решения определенных задач могут выдвигаться и описательные гипотезы. Например, в исследовании свободного времени студентов описательной гипотезой может быть предположение о том, что среди спортсменов-студентов больше первокурсников, чем старшекурсников.

     С точки зрения задач исследования выделяют основные и неосновные гипотезы. Первые относятся к главному вопросу исследования, вторые – к второстепенным вопросам.

     В социологии разработана система общих требований построения гипотез.

     Во-первых, гипотеза должна соответствовать исходным принципам теории научного познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключает из науки, безусловно, несостоятельные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.

     Во-вторых, гипотеза, объясняющая социальные факторы в определенной области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой: с такой ситуацией исследователи сталкиваются тогда, когда новая гипотеза охватывает значительно более широкий круг фактов, чем те, которые объясняет старая теория.

     В-третьих, необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Однако не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы. Сами факты могут быть ошибочными и требовать пересмотра. Поэтому гипотеза должна согласовываться с точно установленными фактами. Научная гипотеза не только объясняет всю совокупность известных фактов, но и предсказывает новые, ещё неизвестные.

     В-четвёртых, гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики. Важно, чтобы исследователь был способен разработать процедуры, позволяющие ему зафиксировать те элементы и связи изучаемого социального объекта, предположение о которых содержится в гипотезе.

     Требования проверки тесно связаны с требованием дедуктивного развертывания гипотезы от общих посылок к эмпирически интерпретируемым следствиям, предложениям, сопоставимым с социальными фактами. В таком случае гипотезы выступают как общие положения, отражающие изучаемый социальный объект в целом, структуру и механизмы его функционирования, т.е. то, что недоступно прямому наблюдению и измерению, прямой проверке. Общая гипотеза обычно является следствием предварительного анализа изучаемого объекта. Однако в конкретном социологическом исследовании  социологи сталкиваются лишь с отдельными сторонами изучаемого объекта, с определенными его элементами и связями. Поэтому в таких социологических исследованиях проверяются не сами гипотезы, а их следствия, т.е. частные положения, логически вытекающие из гипотезы и описывающие отдельные элементы и связи изучаемого социального объекта. Тем самым обеспечивается возможность сопоставления гипотетической модели объекта с самим объектом.

     Логические операции, предшествующие эмпирической проверке и обоснованию гипотезы, имеют, таким образом, гипотетико-дедуктивный характер. Вместе с тем выдвижение гипотезы не исключает и других логических приемов.

     В-пятых, гипотеза не должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость. К числу операций, с помощью которых устанавливается непротиворечивость гипотезы, относятся не только логические правила («правила вывода»), но и операциональные определения («правила обозначения»). Последние позволяют исследователю избежать произвольности истолкования эмпирических значений терминов своей гипотезы.

     Нередко одна и та же научная гипотеза подтверждается одними фактами и опровергается другими, поэтому для того, чтобы служить средством проверки, факты должны быть правильно истолкованы.

     Если почти все выведенные из гипотезы следствия истинны, то это говорит о высокой степени истинности самой гипотезы и может служить основанием для ее принятия. Маловероятно, чтобы подтверждение большинства следствий было делом случая. Такое подтверждение свидетельствует о большой вероятности истинности гипотезы при условии, что не нарушены «правила вывода» и «правила обозначения», т.е. обеспечивается ее формальная правильность.

     Если установлено, что выведенные следствия ложны и не соответствуют данным, полученным в исследовании, то гипотеза должна быть отвергнута, либо переформулирована. Отсутствие подтверждений следствий не означает ложности гипотезы в том случае, если под сомнением находится ее формальная непротиворечивость.

     Для того, чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвязанных гипотез и указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. Таким способом проблема истинности гипотезы не решается, но повышается вероятность ее обоснования.

     По содержанию гипотезы делятся на описательные и объяснительные.

     Описательные гипотезы – это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам социального объекта. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической экспериментальной проверки.

     В процессе такой проверки следует проводить различие между основными гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами).

 

 

 

9

 



Информация о работе Географическая школа в Социологии (Ф. Ратцель). Социология общественного мнения. Классификация гипотез в программе социологического иссле