Гендерные проблемы современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 03:16, контрольная работа

Краткое описание

Результаты исследований в области гендерной социализации приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе.
В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большее повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность данного исследования.
В рамках гендерного подхода важно учитывать как биологический пол индивида, так и его достижения в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……..3
1.Гендер: понятие, основные направления исследования, гендерное неравенство………………………………………………………….……….5
1.1. Пол и гендер - специфика изучения……………………………….…..5
.Исторические предпосылки полового неравенства…………………..7
2.Гендер: понятие, основные направления исследования, гендерное неравенство………………………………………………………...………..9
2.1.Пол и гендер - специфика изучения……………………………...……9
2.2.Социальные нормы, роли и гендерные конфликты…………………16
Заключение…………………………………………………………….…..19
Приложение………………………………………………………….…….22
Использованная литература………………………

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 55.61 Кб (Скачать)

В.Е. Каган, И.С. Клецина выделяют 3 группы гендерных стереотипов:

К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности. Фемининность наоборот рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.

Вторая  группа гендерных стереотипов включает в себя представления о распределении  социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

Третья группа гендерных  стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с  традиционными представлениями  предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий  характер, быть частью экспрессивной  сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая  работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. [3]

В гендерной социологии выделяют понятие гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Это  те компоненты «Я» человека, которые  переживаются им на уровне осознания  принадлежности к какой-либо группе. Гендерная идентичность – это  аспект самосознания, описывающий переживание  человеком себя как представителя  определённого пола. С момента  рождения на основе особенностей ребёнку  приписывается акушерский, или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской  или женской, ребёнок должен воспитываться. Гендерная социализация ребёнка  начинается буквально с момента  рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол  ребёнка начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки.

Первичное представление  о собственной половой принадлежности формируется у ребёнка в полтора  года. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Необратимость  половой принадлежности осознаётся детьми к 6–7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, как говорит И. С. Кон. По мнению Клёциной, данное понятие обозначает аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности / фемининности.

Таким образом, гендерные  стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях. [1]

Можно выделить 6 больших разделов, изучающих гендерные  характеристики:

  1. Психология сравнения мужчин и женщин

Ранее этот раздел носил разные названия: половой  диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Цель – сравнение мальчиков и девочек по разным параметрам, устанавливая не только различия, но и сходства, для установления своеобразия полов, специфических особенностей мужчин и женщин.

Здесь можно  выделить две большие категории:

Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врождёнными особенностями конституции.

Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.

  1. Психология женщины

Эта отрасль  науки изучает те особенности  психики и поведения женщин, которые  не стали предметом первого раздела. Однако традиция изучать женщин и  мужчин в сравнении делает границы  между обоими разделами чрезвычайно  размытой. Специфическим предметом  исследования данной отрасли являются психологические особенности, связанные  с женской физиологией. Здесь  изучаются психическое состояние  женщины во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса, а также проблема материнства, женской занятости и безработицы, женского девиантного поведения.

  1. Психология мужчины

Разработанность данного раздела ещё более  мала чем разработанность психологии женщины. Здесь изучаются те особенности психики, которых нет у женщин. В основном существующие гипотезы рассматривают сущность маскулинности.

Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков  и мужчин мужскими гормонами. Психоанализ  рассматривает формирование мужской  идентичности как процесс отделения  от матери, который сопровождается эмоциональным отчуждением своего мужского превосходства, гордостью  своей анатомией.

4. Гендерная  социализация

Предметом этой области гендерных  исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной  идентичности и освоении гендерных  ролей, в том числе и то, как  на этот процесс влияют гендерные  стереотипы. Разработка представления  о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежат  З. Фрейду. По мнению Фрейда – женщины завидуют мужской анатомии, должны быть пассивными, зависимыми, подчинёнными, склонными к мазохизму. [2]

5. Психология  гендерных отношений

Предмет этой области достаточно широк, так  как гендерные отношения –  это не только взаимоотношения в  группе, но и внутри каждого пола.

6. Гендерная  психология лидерства

Предмет данной отрасли охватывает изучение различий между мужчинами и женщинами-лидерами, и гендерной социализации лидерства, и психологии женского менеджмента.

В настоящее  время при изучении гендера используется весь арсенал психологических и социологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, моделирование.

Гендер как социальная категория находится во взаимосвязи с социальными нормами и ролями. Гендерные роли, связанные с ними нормативные системы и вызываемые их распределением конфликты рассмотрены в следующем пункте.

 

2.2 Социальные нормы, роли и  гендерные конфликты.

Социальные  нормы – это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению Ш. Берн, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом.

Набор норм, содержащие обобщённую информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями.

Гендерная роль – это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определённые социальные ожидания (экспектации).

Как отмечает И.С. Кон: «гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении».

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать  как внешние проявления моделей  поведения и отношений, которые  позволяют другим людям судить о  принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по половому признаку. Основным критерием выступает биологическая  способность женщин к деторождению. В современных обществах большинство  женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчина перестал быть только «воином и охотником». И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на домашней сфере деятельности, а от мужчин – в сфере общественной, подчёркивает О.А. Воронина и Т.А. Клименкова.

Гендерные конфликты в основном вызваны  потребностью в перераспределении  традиционных женских и мужских  ролей.

Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе.

На макроуровне гендерный  конфликт представляет собой социальный конфликт. Э. Гиденс отмечает, что в основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей, в упрощённом варианте – это борьба женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе. [5]

На уровне межличностных отношений гендерные  конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональных сферах. В основе семейных конфликтов часто лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов.

Гендерные стереотипы часто действуют как  социальные нормы. Нормативное и  информационное давление заставляет нас  подчиняться гендерным нормам. Часто  люди стараются подчиняться гендерным  нормам для получения социального  одобрения и избегания конфликтов. Но индивиды в различной степени  подчиняются традиционным гендерным  ролям, причём некоторые личности чрезвычайно  поло-типизированы и сильно подвержены гендерным ролям.

В ходе процесса, называемого гендерно-ролевой социализацией, усваиваются свойственные каждому  гендеру разные интересы, модели поведения и психологические качества.

На основании  вышесказанного можно сделать вывод, что гендер – это одна из базовых характеристик личности; в процессе гендерной социализации индивид усваивает и преломляет в сознании социальные нормы, определяющие его поведение. С социальными нормами связано понятие «гендерная роль», рассматриваемое как внешнее проявление моделей поведения, которое позволяет окружающим судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. На основе полоролевой дифференциации может возникнуть гендерный конфликт. Гендер как социальная категория включает в себя также гендерные стереотипы – упрощенные, устойчивые образы поведения мужчин и женщин, затрагивающие все сферы жизни человека.

 

 

Заключение.

Изучение социального  положения мужчин и женщин касаются не только самого человека как такового, но и всего общества в целом, поэтому  гендерная социология до сих пор  является одной из важнейших отраслей социологии. В настоящее время  гендерные исследования проводятся по всему миру, выявляется влияние  стереотипов на все стороны общественной жизни.

При изучении гендера уделяется особое внимание тем закономерностям личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.

При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных  различий на индивидуальный жизненный  путь мужчин и женщин, возможности  их самореализации, этапы гендерной  социализации. Необходимо отметить также, что гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Ключевыми проблемами при  изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого  пола на всех этапах её жизненного цикла, вписывание их гендерного развития в  исторический, культурный и социальный контексты. Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно  демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.

Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым люди с большей вероятностью замечают и запоминают примеры, подтверждающие устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы находятся «во взведенном состоянии» и всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях.

Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и  женщин, закрепляя доминирующее положение  мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин. Это явление  имеет отражение во всех сферах социальной жизни – от взаимоотношений между  супругами до масштабного проявления гендерного неравенства в СМИ.

Гендерные стереотипы транслируются человеку на протяжении всей жизни и формируют  гендерные роли. Гендерные роли всегда связанны с определённой нормативной  системой, которую личность усваивает  и преломляет в своём сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение  и популярную литературу, ряд других мы получаем в виде наставлений родителей  или испытывая неодобрения со стороны общества. Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы.

Гендерный стереотип закрепления социальных ролей оказывает решающее влияние  на возникновение гендерных конфликтов. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей.

Информация о работе Гендерные проблемы современного общества