Гендерные аспекты социального неравенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:03, реферат

Краткое описание

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами (в частности, в России начиная с XIX в.), покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти (начиная с 60-х гг. на Западе), а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.

Оглавление

Введение - 3 стр.
Глава 1. Понятие гендера - 4 стр.
Глава 2. Гендерное неравенство - 8 стр.
Глава 3. Теории гендерного неравенства - 13 стр.
Заключение - 19 стр.
Список литературы - 20 стр.

Файлы: 1 файл

Гендерные аспекты социального неравенства..docx

— 47.29 Кб (Скачать)

      Вместе с тем важно осознавать, что не все женщины и не  все мужчины одинаковы, что социальная стратификация внутри женского социума  может  быть глубже,  чем  различия  между  женщинами  и  мужчинами.  Здесь   существенны гендерные тенденции, а не просто использование гендерных стереотипов.

      Если социальное равенство - это форма, вид  социальных  отношений, для которых характерны одинаковые права и свободы  индивидов,  принадлежащих к  различным  классам,  социальным  группам  и  слоям,  их  равенство  перед законом, то гендерное  равенство -  это обладание женщинами и мужчинами равным  статусом  посредством равных  условий   для   реализации   прав   и способностей  человека,  т.е.  это социальное  равенство полов с   учетом специфики взаимоотношений и статуса социальных полов в обществе. 

2.2.  Гендер и стратификация.

       В  течение  многих  лет   исследования   по   стратификации   страдали своеобразной слепотой  в отношении роли,  которую   играют  половые  различия. Авторы  писали свои труды так, как  будто женщин не  существовало,  или  будто они считали, что  при анализе неравенства в  обладании властью,  богатством  и престижем женщины не играли  никакой роли  и  не  представляли  ни  малейшего интереса. Однако  гендер сам по себе  является  одним из  ярчайших  примеров стратификации. Нет таких обществ,  в которых в ряде  сфер  социальной  жизни мужчины не  обладали  бы  большим богатством,  влиянием   и статусом,  чем женщины.

      Одна из важнейших проблем,  стоящих перед современными  исследователями  гендера и  стратификации,  заключается  в  следующем:   насколько  гендерные различия могут быть представлены в терминах классового  деления.   Гендерные различия имеют более глубокие исторические  корни,  чем классовые системы; мужчины находились в преимущественном  положении даже  во  времена древних охотников и собирателей, то  есть  в бесклассовых  сообществах.  Однако  в современном   обществе   классовые   различия   настолько    значимы,    что "перекрывают" гендерные. Материальное положение большинства женщин  отражает положение их  отцов и мужей,  из  этого следует,  что сегодня   нужно рассматривать гендерные различия через понятия классов.

      Считается, что женщины более  ограничены сферой "частной   жизни",  их удел – семья,  дом и дети.  С  другой  стороны,  мужчины  в  большей   степени принадлежат  "общественной  сфере",  где  берут  свое  начало   властные   и имущественные  различия. Их мир – это  оплачиваемая  работа,  производство  и политика.

      Точка зрения, согласно которой  именно классовые различия определяют  в основном гендерную  стратификацию,  существовала  достаточно  долго,  однако сегодня   это утверждение стало предметом дискуссии.  Некоторые социологи выступили с защитой "традиционного подхода" в классовом анализе,  согласно, которому оплата работы женщин весьма незначительна по  сравнению с оплатой работы мужчин, и поэтому женщин можно причислить к тому же классу, что и их мужей.  Эти социологи подчеркивают,  что эта точка зрения  не  является отражением  идеологии   сексизма.   Напротив,   обнаруживается   подчиненное положение многих  работающих  женщин.  Женщины чаще,  чем мужчины,  имеют неполный рабочий день.  Зачастую  их  карьера прерывается,  поскольку они вынуждены надолго оставлять работу для ухода за детьми.  Большинство женщин находится в экономической зависимости от  мужей,  и поэтому их  классовая принадлежность чаще всего определяется классовым положением мужа.

      Но эти тезисы могут быть  подвергнуты некоторой критике   по  нескольким направлениям:

   1. Во-многих семьях зарплата женщин  является  значительным  вкладом     в поддержание экономической стабильности семьи и ее образа жизни;

   2. Занятость  жены может оказывать  влияние   на  положение  мужа,  а   не только наоборот. Хотя женщины редко зарабатывают больше своих мужей,  работа жены   может   быть    "ведущим"    фактором   для   определения   классовой принадлежности мужа. Подобная ситуация  может  быть  если,  к  примеру,  муж неквалифицированный или полуквалифицированный рабочий, а жена  -   наоборот. Тогда положение жены определяет положение семьи в целом;

   3. Во  множестве семей наблюдается  "пересечение классов".  Когда   работа мужа относится к более  высокой классовой   категории,  чем  работа  жены  или наоборот;

   4. Возрастает  доля семей, в которых единственным  кормильцем  является женщина.  За счет  алиментов  женщина   может  иметь  доход,  уравнивающий  ее экономический уровень с  уровнем бывшего мужа, что оказывает   влияние  на  ее собственное  классовое положение.

   Таким  образом,   в большинстве случаев  более высокую  должность   имеет муж, хотя бывает и  наоборот,  но  гораздо  реже.  В  большинстве  случаев   в семьях люди вводят  элементы  классовых позиций во внутрисемейные  отношения. 

2.3.      Историографический       обзор       изучения       положения женщин в работах по стратификации.

   Женщины редко оказываются непосредственным  объектом  исследований, посвященных анализу рода занятий и профессиональной занятости. Если о них и говорится, то значительно меньше, чем о деятельности  и взглядах  мужчин.  В социологии  выделяются  две модели,  к которым прибегают в исследовании классовых и гендерных различий:

   1. Производственная.  Она  используется  в  основном  применительно   к

мужчинам  и строится  на  предположении,  что  базовые  социальные  отношения  определяются работой, что мужчина  является главой в семье  и  что  на  жизнь человека основное влияние  оказывает работа и заработок;

   2. Гендерная. Эта модель используется преимущественно по  отношению к женщинам, но также как и производственная признает за мужчиной главенство  в семье. Основным отличием  данной  модели  является  тот факт,  что основой социальных  отношений в ней предстают семейные   отношения.   Исполнение семейных ролей рассматривается как ключевой момент человеческой жизни.

             

 2.4. Изучение гендера и стратификации.

      В настоящее время не существует  достаточно  приемлемых  концепций,  в рамках которых  могли   бы  эффективно  анализироваться   проблемы  гендера  и  стратификации.  Необходимы как теоретические,  концептуальные  инновации.  Так  и переориентация эмпирических  исследований. Модели, описанные   в  предыдущем параграфе,  выявляют  давно  существующие  ошибки  в  анализе  классовой   и семейной сферах.  При   исследовании  стратификации   все  внимание  уделялось мужчинам, а их семьи рассматривались  в качестве некоторого  "приложения".  В тех случаях, когда социологи  изучали положение женщин,  в   поле  их  зрения практически  всегда попадала частная сфера  – дом и семья. До  сих   пор  почти ничего не известно  о связи между семейной жизнью  женщин и их работой.

      Однако малая часть исследований  в  этом  направлении  уже   существует: Кэтлин  Герсон   изучала,  как женщины делают  выбор между карьерой  и материнством. За последнюю четверть века образ домохозяйки,  связываемый с женщиной, начал изменяться. Появилась "недомашняя женщина", бросившая вызов привычной  домохозяйке.

      Герсон различает четыре пути, по которым может следовать женщина в своей жизни.  Некоторые по-прежнему  предпочитают  традиционный  путь.  Они обретают себя в материнстве. Материнство заменяет  им  карьеру,  в нем они находят удовлетворение. Работают они лишь  эпизодически,  если  это вообще случается.  Другая  часть   женщин   выбирает   промежуточный   путь   между традиционными ориентациями и хорошо оплачиваемой  работой.  Они   испытывают возрастающее  желание работать,  и в то   же  время имеют   двойственное отношение к материнству. Как правило, эти женщины выходят замуж в ранней молодости. Но затем либо разочаровываются в браке, либо разводятся, и через несколько лет начинают искать работу. Третья группа идет по  нетрадиционному пути. Такие женщины с самого начала знают, что они хотят сделать карьеру, поэтому стараются обеспечить  себе  соответствующие домашние  условия.  В прежние времена большинство из них отступили бы  и пожертвовали  карьерными амбициями ради семьи и детей.  Сегодня   для женщин  считается допустимым более решительное мировоззрение, хотя они понимают, что совместить  успешную карьеру и семейную жизнь для них гораздо сложнее, чем для мужчин.  Четвертый тип представляют женщины,  у которых потеряно  стремление  к работе,  дом представляется им раем. В начале трудовой жизни они питали большие надежды, но эти надежды не оправдались. И семья становится утешением. Таким образом, на  предпочтения  женщин  влияет  сложный комплекс   различных ориентаций, чувств    и жизненного опыта. 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.  Теории гендерного неравенства.

3.1 Теории  дифференциации сексуальных ролей.

       В этом разделе мы рассмотрим  теории, по которым неравно распределяются  социальные блага между мужчинами  и женщинами. Проанализируем  четыре  теории дифференциации  сексуальных ролей.

   "Теория функциоализма. Сторонники этой теории Талкотт Парсонс и Роберт Бейлс высказали мысль о позитивной  функции дифференциации  половых ролей. Согласно их точки зрения, таким путем осуществляется  социализация  детей и регулирование сексуальных связей.  Они считают,  что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.

      Инструментальная роль состоит   в  поддержании  связи   между  семьей  и внешним  миром – это главным образом  работа по  обеспечению  семьи   деньгами; экспрессивная   роль   предполагает   в   первую    очередь    регулирование взаимоотношений  внутри семьи, например заботу  о детях и улаживание споров.

       Каким образом на  основе  этих  двух  ролей  происходит  распределение  обязанностей  в  семье  между   супругами?  Парсонс  и Бейлс  считают,   что способность жены  к деторождению  и   ее  уход  за  детьми  определяют  ее экспрессивную роль; муж, который не может выполнять биологические функции, становится   инструментальным    партнером.    В    обществе инструментальная роль связана с финансовой поддержкой семьи. Поскольку мужа - отца нет дома в рабочее время, женщины стараются принять на  себя  основную заботу о детях, создавая в доме атмосферу любви и взаимной поддержки.

       Считается, что эта теория   слишком  упрощает  сложность  сексуальных ролей в наше  время.  В  ней  лишь  подтверждается  правильность устаревших  систем  гендерных  идеалов  и   гендерных  ролей,  которые,   как убедительно показала в своем исследовании Маргарет Мид, по  своей   сущности вовсе не являются "неизбежными".

      Теория конфликта. Мнение Парсонса  и Бейлса  о половых ролях основывается на убеждении, что члены семьи должны выполнять различную работу. Рэндалл Коллинз высказал противоположную точку зрения.  Он  считает, что половое неравенство обусловлено   конфликтом   между   господствующей (мужчинами) и зависимой группой (женщинами).

      Согласно Коллинзу, первоначальная  основа  господства  мужчин над  женщинами состояла в том, что  мужчины, будучи крупнее и сильнее   женщин, насильственно подчиняли   ради получения сексуального  удовлетворения.  Чтобы узаконить  доступ мужчин к женщинам и   упрочить  свое  господство  над   ними, представители сильного пола  получили право на "сексуальную   собственность". Существуют  различные   способы   распоряжения   этой   собственностью.   При устойчивости  браков  сексуальный  доступ  мужчин  к   женщинам   связан   с распределением  земли  и  богатства  между  членами  семьи   и   обязательно предполагает  обмен  этими  ресурсами.  Например,  в  примитивном   обществе женщину можно было обменять на две коровы. Как считает  Коллинз,  существует своего рода "сексуальный рынок", на котором мужчины и женщины торгуют  между собой, стремясь выбрать для себя наиболее подходящего партнера.

      Основная идея Коллинза состоит  в том, что мера  зависимости  женщины от мужчины определяется  двумя факторам:

      1 .  Материальной зависимостью;

      2 .  Ценностью женщины как собственности,  подлежащей обмену.

      Имеет ли женщина богатого  отца,  который   обеспечит   ей приданое, или она бедная  вдова? Может ли она рожать  детей или у нее  слишком  слабое здоровье? В более совершенных  обществах  женщинам  дозволено   владеть богатством; им разрешается   учиться  и  работать  вне   дома,  это  несколько увеличивает   их  стоимость  при  обмене.  Вообще,  тенденция  к  возрастанию экономической  зависимости  женщин  от  мужчин  означает,  что   сексуальные отношения могут быть в меньшей мере связаны с браком;  в  период  ухаживания между мужчинами и женщинами могут заключаться краткосрочные соглашения,  при этом мужчины и женщины могут извлекать выгоду  благодаря  своему  очарованию или  умению  развлечь  партнера;    в   обмен   они   получают   сексуальное удовлетворение.   Женщины,   располагающие     собственными    материальными средствами, могут претендовать на выбор наиболее привлекательного партнера.

      Неомарксистские теории.  Некоторые теоретики неомарксизма  разделяют очку зрения  Коллинза,  что основные  отношения между полами  связаны с господством мужчин и подчинением женщин.  Но,  по  их  мнению,  корни этого неравенства -   в самой   структуре   капитализма,   исключающей   свободу сексуального   выбора.   Хартманн   рассматривает   сложные   связи    между капитализмом, патриархатом, в понимании господства  мужчин  над женщинами, принявшего форму твердой социальной системы, и экономической структурой.  Он рассуждает следующим образом: предоставляя женщин  более низкий  заработок, чем мужчинам,  общество  поддерживает  господство  мужчин.  Когда женщинам платят меньше за одну и ту же работу, им  трудно  платить "свою  часть"  за угощение при встречах с мужчинами или пригласить  их  куда-нибудь  вместе развлечься. Низкий  заработок побуждает женщин  выходить  замуж.  Каждому хочется получить от жизни больше благ, и если женщина не  в состоянии сама обеспечить   для себя подходящий образ жизни, по  логике  вещей ей  следует найти мужа, который сможет это сделать. Замужние женщины  работают на  своих мужей, выполняя обязанности по дому. Услуги "рядовой  домашней  хозяйки"   - уборка, приготовление еды, топка печи, забота  о  детях,  стирка,  посещение магазинов, прием гостей, шитье, мытье посуды и  прочее  –  стоили  бы  много тысяч долларов на рынке труда. Женам-домохозяйкам не платят  непосредственно за их труд; в значительной мере напоминая рабов в период  до  гражданской войны,  они получали  за  свою  работу  пищу,  одежду  и кров,  хотя  удел большинства жен в материальном  отношении лучше,  чем положение рабов. Домашние обязанности ставят женщин в невыгодные   условия на  рынке труда. Несмотря  на   использование   устройств,   облегчающих   домашнюю   работу, поддержание порядка в доме  требует исключительно много времени.  Поэтому многие женщины не стремятся работать на полную ставку.

Информация о работе Гендерные аспекты социального неравенства