Девиантное поведение как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:00, лекция

Краткое описание

Как известно, общество представляет собой исторически сложившуюся совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в значительной степени носят стихийный характер, но они не являются хаотичными, беспорядочными. В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, деятельности, социальных связей и отношений, вследствие чего общество существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. Вторые представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой (27, 69).

Файлы: 1 файл

ДЕВИАЦИЯ.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Спиртные  напитки известны человеку с глубокой древности. В одной из шумерских  клинописей, относящихся к III тысячелетию до н.э., обнаружен рецепт приготовления пива. Примитивные спиртные напитки изготавливались в ещё более древние времена, в период первобытнообщинного строя. По египетской мифологии, бог Осирис научил людей разводить виноград и делать вино. Опьянение считалось частью религиозных ритуалов во многих культурах древности (Индия, Греция, Рим и т.д.). Сегодня ритуал причастия в христианстве включает употребление небольшого количества красного вина ("Крови Христовой").

     Однако  уже в древности пьянство воспринималось как социальная проблема. По свидетельству Тацита, римские легионы одерживали победы над германцами часто благодаря тому обстоятельству, поголовно предавались пьянству. В самом Риме Сенат в 186 г. до н.э. вынужден был принять строгие репрессивные меры против вакханалий - разнузданных оргий, в которые выродились древние магические обряды, посвященные Вакху (Бахусу) - богу плодоносящих сил земли, вина и веселья.

     В IX в., как принято считать, арабы первыми научились дистилляции жидкостей, в том числе и вина. Само слово "алкоголь" происходит от "аль-куль", что означает "порошок", "пудра". Он назван так вследствие своей легкости, летучести. Сначала данное вещество называлось "алкоголь вина", затем просто "алкоголь", а затем уже появилось латинское "спиритус вини" -"дух вина". Отсюда слово "спирт".

     В Х-Х1 вв. эта технология попадает через  Италию в Европу и там, в средневековых  лабораториях алхимиков, значительно совершенствуется. Так, в XV в. появляется водка, в том же столетии она попадает из Генуи в Россию. Поначалу, как и в Европе, она применяется как лекарство, но уже в XVI в. на Западе и в нашей стране она употребляется в качестве спиртного напитка.

     До  революции в России, по некоторым  данным, потребление алкогольных  напитков на душу населения составляло около 5 л в переводе на абсолютный спирт, рост потребления шел в основном за счет высокоградусной водки (20,38).

Спиртные  напитки прочно вошли в современный образ жизни, однако в разных культурных традициях отношение к алкоголю различно. Т. Лоренс выделят 4 типа культур:

  1. культура трезвенников наблюдается там, где социальной нормой является запрет инегативное отношение к употреблению спиртных напитков, например, в культурах строгогоисламизма, некоторых сектах и социальных группах;
  2. амбивалентная культура проявляется там, где социальные нормы противоречивы(Скандинавия, Ирландия, США). Здесь нормой является эпизодическое употребление спиртного по выходным дням или особым случаям. Показатель потребления алкоголя относительнонизкий, но уровень наличия алкогольных проблем довольно высокий;
  3. разрешительная культура бытует там, где преобладает разрешительное отношение купотреблению спиртного, но негативное и карательное - к пьяницам (Италия, еврейские общины);

     4) потакающая культура доминирует там, где не возбраняется свободное распитиеспиртного, появление на людях в нетрезвом виде, проявляется снисходительное к пьяницам(Франция, Польша, Россия).

     Такое отношение частично обусловлено зависимостью экономики о доходов с производства и потребления спиртных напитков (2).

     Существует 3 модели потребления спиртных напитков, которые сложились исторически  и проявляют себя в традициях потребления:

  1. винная модель (винодельческие страны). Для нее характерны регулярное потреблениеслабого виноградного вина, равномерность распределения потребляемого алкоголя между различными группами населения, а также чрезвычайно высокое суммарное потребление алкогольных напитков на душу населения, (в 80-х гг.: Франция - 15, л абсолютного алкоголя в год.Италия- 13,9 л);
  2. водочная (Польша, Россия, Швеция, Финляндия). В данной модели крепкие спиртные напитки составляют более 50% суммарного потребления алкоголя. Для нее характернывысокая неравномерность распределения потребляемого алкоголя среди населения, существование групп, резко выделяющихся неумеренностью, асоциальным поведением, сильное опьянение как сознательно достигаемая цель, суммарное потребление алкоголя здесь ниже, чем в"винных" странах, но отрицательные последствия не менее значительные;
  3. пивная модель близка к винной и характерна для стран Центральной Европы. Поуровню потребления находится как бы между винной и водочной (22, 35-36).

      В последнее время наблюдается  тенденция размывания национальной специфики алкогольного потребления, по если в развитых странах заметна постепенная деалкоголизация населения, некоторое сокращение потребления крепких спиртных напитков, то в России употребление водки не замещается, а дополняется употреблением менее крепких спиртных напитков. Во Франции сегодня потребляется и,9 л алкоголя в год, Германии - 12 л, России от 10 до 15 л, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2 раза превышает уровень, признанный опасным (6).

     Глобальной  и национальной проблемой пьянство и алкоголизм становятся после 2-й мировой войны. По данным ВОЗ, только за 1955-1980 гг. мировое производство алкоголя на душу населения удвоилось. В СССР в конце 80-х гг. проводилось массовое обследование на предмет распространенности пьянства среди населения. Выяснилось, что среди взрослого населения алкоголиков - 3-4%; пьяниц - 9-10%; умеренно пьющих - 70-74%; выпивающих в исключительных случаях - 6-7%; абсолютных трезвенников - 3-4% (13, 43). Если принять трезвость за норму, то 96% населения являются девиантами. Растет потребление фальсифицированной водки подпольного производства. По данным НИИ МВД, в 1993 г. на одну бутылку водки приходилась одна бутылка фальшивой, изготовленной как у нас в стране, так и за рубежом (29).

     Заметна алкоголизация молодежи. Налицо тенденция омоложения возраста, с которого начинается систематическое употребление алкоголя. Если в начале 60-х и. мужчины начинали систематически употреблять спиртное с 24 лет, то в 90-е гг. - с 17 лет. Доля групповых преступлении, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, составляет от 50 до 80% в структуре всей преступности несовершеннолетних по регионам России. Впервые пробуют спиртное школьники в 13-14 лет, учащиеся ПТУ - в 11 -12 лет (25).

     Наблюдается рост женского алкоголизма. Сегодня он составляет по отношению к мужскому 1:7, 10-15 лет назад это соотношение было 1:10 или 1:12 (женский алкоголизм выявляется значительно труднее, и указанные соотношения могут быть неточными) (12).

     Таким образом, пьянство и алкоголизм являются не только крайней формой девиантно-го поведения, но и становятся национальным бедствием.

    ВОЗ называет 3 группы последствий алкоголизации  населения:

  1. проблемы для самого пьющего (агрессивность, несчастные случаи, заболевания, ранняя смерть, самоубийства (8% завершенных случаев суицида и 21% попыток приходятся на алкоголиков).
  2. проблемы для семьи пьющего (конфликты, материальные трудности, негативноевлияние на детей, разводы, внутриутробное поражение плода);
  3. проблемы для общества (в первую очередь правонарушения и преступления). Хотяизвестный тезис "пьянство - путь к преступлению" не совсем корректен, поскольку многиепреступления совершаются на трезвую голову, и далеко не все пьяницы становятся преступниками, но доля "пьяных" преступлении достаточно заметна: с 1990 г. умышленных убийств -72%, тяжких телесных повреждении - 75,5%, изнасилований -69%; кроме того, расходы на лечение алкоголиков, пособия по нетрудоспособности, содержание правопорядка (28).

     Рост  алкоголизации населения обостряет  все 3 группы проблем, и тем самым ещё больше ухудшает социальную ситуацию. 

    2.3. Причины пьянства  и алкоголизма  и меры социального  контроля.

     В некоторых случаях алкоголизм обусловлен генетически. Определённая часть людей  (около 3%) являются предрасположенными к нему (таково же число абстинентов, т.е., неприемлющих алкоголь на физиологическом уровне). Подавляющее же большинство люден находится между этими двумя полюсами. Хотя идея о передаче предрасположенности к этому заболеванию по наследству является спорной, биологические факторы алкоголизации необходимо учитывать в числе причин. Психологические факторы проявляются при наличии у человека отклонении в психике или в характере, что затрудняет его адаптацию в обществе. Это как правило психические заболевания (врожденные и приобретенные), различные формы олигофрении, наличие комплексов неполноценности, иногда связанных с физическими недостатками, акцентуированные личности. Алкоголь выступает как компенсатор, он повышает настроение, придает уверенность, ощущение того, что человек "не хуже других".

     Социальные  факторы пьянства и алкоголизма  можно разделить на две группы: общие и специфические для  нашей страны в сегодняшней ситуации.

     говоря  о первой группе факторов, следует  иметь и виду, что употребление алкоголя выполняет определенные социально значимые функции.

  1. Традиция. В равных странах традиции потребления алкоголя выглядят по-разному. Внекоторых приняты коллективные возлияния, в других считается нормальным выпить в одиночку. Эти различия постепенно стираются. Так, грузинский институт тамады прочно вошел вроссийскую традицию, с другой стороны, все менее зазорным в нашей стране становится зайтив кафе и выпить одному, что ранее было характерно для западной культуры. Тем самым традиции в известной мере регламентируют употребление алкоголя. В России, например, считаетсязазорным для женщины находиться в пивном баре или употреблять крепкие спиртные напитки.
  2. Ритуально-символическая функция. Она тесно связана с первой, хотя, видимо, является самой древней и дает наибольшее количество поводов для выпивки. Это свадьбы, дни рождения, проводы, праздники, поминки, гости, также "междусобойчики" без особого повода,символизирующие дружбу, единство, и т.д. В обыденном сознании ценность алкоголя связывается с радушием, гостеприимством, щедростью, дружбой. 9/10 населения считают спиртноенеобходимым атрибутом любого торжества (27, 183). Именно на функция является главным фактором передачи алкогольных традиций: не менее 70% старшеклассников первую рюмку выпивают в кругу семьи.
  3. "Пропуск" в определённую группу, возможность стать "игроком команды", своим.Для российской традиции, как известно, характерны коллективные формы потребления алкоголя. А стать своим можно только, будучи таким же, как другие. Отсюда роль банкетов, вечеринок и т.д. в формировании микрогруппы, отборе. В данном случае, как справедливо отмечается, "выбирается не алкоголь, а компания, группа" (9).
  4. Уход от жизненных проблем (ретритизм). По Р. Мертону, ретритистское поведениеявляется результатом двойного конфликта, т.е., постоянных неудач в стремлении достигнутьцели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствиевнутреннего запрета. Одним из вариантов ретритистского поведения является пьянство.
  5. Компенсаторная функция. Она близка к предыдущей. Это стремление утешиться вслучае каких-то проблем, неурядиц в семье и на работе, расслабиться, отвлечься.
  6. Коммуникативная. В её основе лежит потребность в общении, которая в значительной степени (особенно у мужчин) удовлетворяется с помощью спиртного. По данным одногоиз опросов, более 1/3 юношей и девушек в качестве очень важной причины отметили, что такпринято при общении, а каждый 10-й, что это помогает поговорить по душам (27, 15). Алкоголь способствует преодолению неловкости, робости, стеснительности, особенно когда встречаются незнакомые или малознакомые люда.
  7. Статусное или престижное потребление, т.е., показатель определенного статуса, например, подросток демонстрирует свою взрослость, кто-то - "мужественность" (я пью тольководку), женщины - " эмансипированность", некто пьет "только французский коньяк" или"только шампанское".
  8. функция развлечения, проявляется как уход от серости, обыденности и зачастую выступает следствием бедности духовного мира, неразвитости культурных потребностей.

       К числу специфических для нашего общества социальных факторов в качестве определяющих следует отнести кризис нашего общества, который обусловил следующие мотивы активизации потребления алкоголя:

     1) снижение жизненного уровня значительной части населения, рост безработицы, изменение статуса многих людей, которые не сумели адаптироваться к новым условиям. Это вызывает рост пьянства, как ухода от проблем;

     2) социальная незащищенность значительных групп населения, резкое расслоение внутри общества, которые породили нигилизм, неуверенность в завтрашнем дне;

     Занижение морального уровня общества, духовный кризис, криминализация отечественной культуры;

     4)относительное  удешевление спиртных напитков. Достаточно сравнить цены на  водку и на хлеб или на проезд в общественном транспорте в 70-е и в 90-е гг.

  1. появление многочисленных импортных марок спиртных напитков, их реклама в средствах массовой информации. С мая по октябрь 1994 г. суммарные расходы на телевизионнуюрекламу составляли 2 665 тыс. Она заняла 14,5 часов эфирного времени (16);
  2. появление многочисленных частных торговых точек, торгующих спиртным круглосуточно и часто бесконтрольно.

     Социальный  контроль над употреблением алкоголя включает в себя систему правил приема спиртных напитков, указывающих на место и время, где это допустимо или недопустимо, систему значений оценок, ритуалов, ограничений, запрещений и наказаний за прием спиртных напитков как с точки зрения права, так и морали.

     Одна  из главных трудностей социального  контроля над употреблением алкоголя в нашей стране заключается в противоречивости общественного мнения по отношению к данному явлению. С одной стороны, избегать употребления алкоголя - это признаваемая норма, с другой стороны, непьющий - "не поддерживает компанию" и тем самым вызывает недоверие, подозрение, негативную реакцию окружающих, как не свой.

     Если  в западных странах значительную роль в стабилизации и некотором  сокращении употребления алкоголя сыграла неоконсервативная волна, то в нашей стране, переживающей

период  социальной аномии, моральные и правовые регуляторы общественной жизни пока ещё очень слабы.

     История доказала неэффективность жестких  и репрессивных мер по отношению  к употреблению спиртных напитков. Так, не стал решением проблемы принятый в 1919 г. в США "сухой закон", который пришлось отменить в 1932 г. Следствием его принятия явилось появление организованной преступности, которая накопила первоначальный капитал на контрабанде спиртного.

Информация о работе Девиантное поведение как социальная проблема