Брак и свадьба русских горожан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении брака и свадьбы - основы семьи.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

дать понятие брака;
рассмотреть брак как основу семьи;
рассмотреть структура и семантика русской свадьбы

Оглавление

Введение……………………………………………………………….........3

1.Понятие брака…………………………………………………………….4

1.1.Брак как основа семьи………………………………………………….5

2. Структура и семантика русской свадьбы……………………………...11

2.1 Сценарный план русской свадьбы……………………………………11

2.2 Образная основа русской свадьбы…………………………………....14

Заключение………………………………………………………………....17

Список использованной литературы………………………………..........18

Файлы: 1 файл

Социологиясемьи. ГОТОВАЯ!!! Брак и свадьба русских.rtf

— 169.43 Кб (Скачать)

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ              «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ» 

 
 

                                              Факультет:  Культуры

                                                              Кафедра: ___________________

 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине:  Социология семьи

Тема работы: «Брак и свадьба русских горожан » 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка:

501 группы 5 курса

Уфринович

Алиса Игоревна

Проверил:

Нелидов С.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы,2011 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………….........3

1.Понятие брака…………………………………………………………….4

1.1.Брак как основа семьи………………………………………………….5

2. Структура и семантика русской свадьбы……………………………...11

2.1 Сценарный план русской свадьбы……………………………………11

2.2 Образная основа русской свадьбы…………………………………....14

Заключение………………………………………………………………....17

Список использованной литературы………………………………..........18

 

      Введение 

     Актуальность темы: свадебный обряд - это ритуал, сопровождающий заключение брака, он имеет определенные требования и запреты. В каждой религии есть ограничения, препятствующие людям вступать в законный брак.

     Брак -- древнейший институт человеческого общества -- прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек «без роду, без племени» вообще не мог существовать, через «большую семью», вмещавшую под одной крышей несколько поколений живших в тесном контакте с «родьнёй», включавшей братьев-сватьев и других многочисленных родственников, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Таков пройденный путь.

     Современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы кажутся порой трудноразрешимыми. Еще несколько лет назад в нашей литературе много писали о кризисе буржуазной семьи. Наша советская семья определилась как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим. Сейчас в нашей печати иначе как о кризисе семьи не говорят. Встречаются даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше общество.

     Цель данной работы состоит в рассмотрении брака и свадьбы - основы семьи.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. дать понятие брака;
  2. рассмотреть брак как основу семьи;
  3. рассмотреть структура и семантика русской свадьбы

                
 

1. Понятие брака 

     Закон не содержит определение понятия брака. Анализ норм СК РФ, регулирующих условия и порядок заключения брака, а также его правовые последствия, позволяет выявить основные признаки брака, на основании которых брак можно определить как добровольный и равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью создания семьи при соблюдении условий и порядка, установленных законом, и порождающий взаимные права и обязанности супругов1.

     Под формой брака понимается установленный законом способ его заключения. Законной формой брака в России является заключение брака путем его государственной регистрации в органах загса.

     Государственная регистрация заключения брака имеет правоустанавливающее значение: с этого момента возникают взаимные права и обязанности супругов. Государственная регистрация заключения брака имеет и доказательственное значение: на основании произведенной актовой записи о заключении брака супругам выдается свидетельство о заключении брака и производится соответствующая отметка в их паспортах, удостоверяющие факт состояния данных лиц в законном браке.

     Фактический брак, т.е. совместная жизнь мужчины и женщины без регистрации брака в установленном законом порядке, является личным делом каждого из них и в настоящее время не влечет никаких правовых последствий, основанных на нормах семейного права. В России фактические браки признавались действительными наряду с зарегистрированными государством в период с 1926 г. по 1944 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. приравнивал внебрачное сожительство к зарегистрированному браку. При этом имелось в виду не всякое сожительство, а лишь то, которое по существу было настоящей семьей. Для приравнения необходимо было доказать наличие следующих обстоятельств: совместное проживание, ведение общего хозяйства, взаимная материальная поддержка и совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами. Это положение было отменено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.

     Церковный брак - это брак, заключенный по религиозным обрядам. Он также не имеет правовой силы. Гражданская (светская) форма брака, предполагающая обязательную государственную регистрацию, была введена в России впервые после революции 1917 года одним из первых декретов - Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния». Церковные браки, совершенные до принятия указанного Декрета, сохраняли свою силу и не нуждались в переоформлении в государственных органах. Однако с момента принятия Декрета 1917г. заключение брака было полностью изъято из компетенции церкви.

     В настоящее время СК РФ в виде исключения признает правовую силу за церковными браками, заключенными на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов загса (ст. 169 СК РФ). 

    1. Брак как основа семьи
 

     Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

     1. Регулирование личных половых отношений.

     2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

     Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю2.

     Существуют следующие формы брака: эндогамия - брак внутри определенной группы (например, класса, сословия, племени); экзогамия - брак с партнером из-за пределов своей группы (чаще всего связан с запретом кровосмешения (инцеста) между более или менее близкими родственниками); моногамия - брак, в котором состоят один муж и одна жена (парный брак); полигамия, имеющая две разновидности: полигинию, когда один муж имеет двух или более жен, и полиандрию, когда одна жена имеет двух или более мужей; групповой брак - два или более мужа и две или более жены.

     По данным статистики, и в прошлом, и в современности наиболее распространена полигиния (83 % современных обществ разрешают мужьям иметь две и более жены), хотя фактически подобных браков сравнительно немного. Как прежде, так и теперь позволить себе иметь несколько жен могут только состоятельные люди. К тому же, каждая новая жена увеличивает угрозу течению семейного процесса, усложняет характер социально-психических связей между супругами. Далеко не каждый мужчина готов к подобным проблемам. Как поется в известной песенке, "неплохо очень иметь три жены, но очень плохо с другой стороны".

     В современном обществе возникают и иные "неформальные" брачные союзы: так называемая шведская семья - сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок. Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению.

     Серьезной проблемой для людей, желающих вступить в брак, является выбор брачного партнера. Решается эта проблема по-разному. В большинстве традиционных обществ (которых и сегодня немало в Азии, Африке, Латинской Америке) важнейшим критерием выбора является социально-статусное соответствие семей жениха и невесты. При этом личные симпатии молодых людей в расчет вообще не берутся. Выбор будущего мужа или жены делают либо родители, либо признанные специалисты в этой области - свахи. Для того чтобы свести к минимуму нежелательные психические последствия подобного брака, используются различные социальные технологии: 1) поддерживается соответствующая традиция; 2) браки заключаются еще в детском возрасте, и молодые люди воспитываются, заранее зная, что они предназначены друг для друга; 3) с определенного возраста (10-14 лет) юноши живут отдельно от девушек во избежание возникновения личных симпатий; 4) на молодых людей оказывается сильное психическое давление (угрозы, уговоры, лесть)3.

     В современном демократическом обществе ценность личной свободы индивида распространилась и на сферу семейно-брачных отношений. Решение о вступлении в брак принимают сами молодые люди. При этом, по мнению социологов, на выбор брачного партнера влияют следующие факторы:

     1) гомогамия - тенденция жениться на себе подобных (соответствующих по возрасту, национальности, культуре, религии, образованию и т.п.);

     2) физическая привлекательность (гармоничная внешность свидетельствует, как правило, о физическом и душевном здоровье человека, а значит сулит будущее благополучие и счастливый брак);

     3) соответствие (по внешнему облику и физическим данным, так как выбор партнера, равного себе, повышает вероятность возникновения взаимности);

     4) комплементарные потребности (фактор, прямо противоположный соответствию, и означающий притяжение двух людей, имеющих противоположные социально-психические качества, которые, по их мнению, дополняют друг друга).

     Факторы, определяющие выбор брачного партнера, непосредственно влияют на развитие последующих семейно-брачных отношений и, в частности, на перспективу возникновения семейных конфликтов и развод. Давно отмечено, что в традиционных обществах семейная жизнь протекает с меньшими возмущениями, и разводы там чрезвычайно редки. Объясняется это тем, что выбор брачного партнера, сделанный третьей стороной (родителями, свахой) не позволяет супругам самим решать вопрос о продолжении или прекращении дальнейшей совместной жизни. Согласно традиции, они "навеки" отданы друг другу, и как бы друг к другу ни относились, разлучить их может только смерть4.

     Исследователи семейных конфликтов (являющихся причиной подавляющего большинства разводов) отмечают, что они возникают, как правило, вследствие 1) социокультурного несоответствия мужа и жены (разница в образовании, культурно-духовных интересах); 2) неурегулированности социально-ролевых отношений (распределение семейных обязанностей); 3) психической несовместимости (не сходятся характерами); 4) сексуальной дисгармонии (взаимная неудовлетворенность половыми отношениями). Факторами, усугубляющими действие данных причин, могут быть: большая разница в возрасте супругов, в образовании, алкоголизм (наркозависимость) одного из супругов, легкомысленное отношение к браку, ранний возраст вступления в брак, неподготовленность к рождению первого ребенка (психическая, моральная, материальная), малый срок знакомства до брака, брак по принуждению и т.д.

     По мнению С.И.Голода, для достижения гармонии в браке супруги должны адаптироваться друг к другу на семи уровнях: духовном, психологическом, сексуальном, информационном, родственном, культурном и бытовом. При этом адаптация возможна лишь при наличии интимности - симпатии, расположенности и эротической привязанности между ними.

Информация о работе Брак и свадьба русских горожан