Брак и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать историю развития брака и семьи в РФ: от древнерусского государства до наших дней.
Задачи: изучить историю семейных отношений; рассмотреть юридические формальности брака, взаимные права и обязанности его участников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. История брака в России……………………………………….5
2.1 Этапы формирования понятия «брак»………………………………..5
2.2 Брак в современном законодательстве..………………………………7
Глава 2. Понятие и содержание брака и семьи в российском законодательстве………………………………………………………………...9
2.1 Понятие брака и семьи…………………………………………………9
2.2 Оформление и расторжение брака…………………………………...11
2.3 Права и обязанности супругов……………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

брак и семья.doc

— 153.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. История брака в России……………………………………….5

2.1 Этапы формирования понятия «брак»………………………………..5

2.2 Брак в современном законодательстве..………………………………7

Глава 2. Понятие и содержание брака и семьи в российском законодательстве………………………………………………………………...9

2.1 Понятие брака и семьи…………………………………………………9

2.2 Оформление и расторжение брака…………………………………...11

2.3 Права и обязанности супругов……………………………………….20

Заключение……………………………………………………………….34

Список литературы……………………………………………………...36

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Тема является актуальной, так как семья - неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

- Почему люди живут семьями?

- Семья - это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

- Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

- Всегда ли существовала семья?

- Сохранится ли семья в будущем?

- Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии, а в нашей стране такого рода отношения традиционно регулируются обособленной сферой законодательства, т.е. отдельными кодексами. В настоящее время действует Семейный кодекс, принятый в 1995 г. Общеизвестно, что семейное право «отпочковалось» от гражданского права. Более того, во многих странах (например, во Франции, Германии) отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье, регулируются соответствующими главами гражданских кодексов. Вследствие этого до сих пор не утихают споры о том, что такое семейное право: то ли подотрасль гражданского права, то ли самостоятельная отрасль права, а может быть, комплексная отрасль законодательства, т.е. отрасль, состоящая из норм разных отраслей права: гражданского, административного и т.д.

Цель работы: проанализировать историю развития брака и семьи в РФ: от древнерусского государства до наших дней.

Задачи: изучить историю семейных отношений; рассмотреть юридические формальности брака, взаимные права и обязанности его участников.

Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Таким образом, семейное право — отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство).

К отношениям, составляющим предмет семейного права, но не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ БРАКА В РОССИИ

 

1.1 Этапы формирования понятия «брак»

 

В древнерусской лексике слово «брачити» означало отбирать что-либо (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться»).

Русский летописец, знакомя с порядком заключения брака у древних славян, предполагает, может быть, с некоторым пристрастием, обычаи более цивилизованных полян грубым обычаям других племен. Последние жили как звери, и браков между ними не было, а только игрища между селами: сходятся на игрища, плясания и тут похищают себе жен, по предварительному, впрочем, соглашению.[1] Очевидно, этот обычай

составляет отзвук прежнего действительного похищения женщин, и летописец ошибается, отрицая существование брака там, где налицо все его признаки: согласие, форма. Но у полян форма брака, по-видимому, более отрешена от воспоминаний о первобытном соединении полов - по предварительному соглашению родители сами приводят невесту с вечера, а поутру получают плату за нее, вено. До введения христианства и некоторое время после принятия его славяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере Владимира Святого. Брак не прекращается смертью мужа, за которым должна была следовать жена, что не противоречило полной свободе развода.

Введение христианства должно было несомненно сильно изменить брачное право, - оно стремилось укрепить брак и дать ему значение таинства. Под влиянием византийского права церковь православная установила пределы свободы расторжения брачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму совершения брака. Но действие христианства сказывалось медленно, потому что приходилось иметь дело с такой стороной быта народного, которая отличается особенной консервативностью. Еще долго встречаются указания на полное игнорирование церковного венчания; вплоть до XVIII столетия встречаются следы свободного расторжения брака по обоюдному соглашению. Римское влияние обнаружилось и в том значении, какое церковь придала обручению. Получив религиозное освещение, последнее стало нерасторжимым и равным по силе венчанию. Между тем, по общественному взгляду, обручение имело значение договора, определяющего в форме неустойки, имущественные последствия несостоявшегося брака.

На развитие брачного права оказал значительное влияние Петр I, выдвинувший в браке на первый план элемент согласия. Так как опасение невыгодных последствий стесняло свободу, Петр решил лишить обручение его религиозного имущественного значения, а потому подобные сделки (рядные записи) запрещено было писать у крепостных дел. Затем признано было (1702 г.), что обручение, которое должно было совершаться за 6 недель до венчания, не имеет канонической силы, и обрученные могли разойтись. Так как по правилу VI Вселенского собора церковное обручение должно быть столь же ненарушимо, как и брак, то с целью согласования гражданского закона с церковными правилами, при Екатерине II (1775 г.) повелено было слить обручение и венчание в один акт. Исходя из того же взгляда, Петр постановил, что родители и господа должны дать присягу в том, что не принуждали своих детей и рабов к вступлению в брак. Судам поручено было преследовать насильственное похищение женщин для вступления с ними в брак. В то же царствование, по поводу плененных шведов, разрешен был вопрос о допустимости смешанных браков православных с иноверцами.

В Московскую эпоху сложилась форма совершения брака чрезвычайно сложная, что и должно было отразиться на соблюдении церковного венчания. Местный священник не мог совершить брака без предъявления ему разрешения епархиального архиерея, которое носило название венечной памяти. В конце

XVIII века синод признал излишним такое усложнение и разрешил приходскому священнику совершать самостоятельно браки под личной ответственностью за соблюдение гражданских и канонических постановлений. В XVIII веке государственная власть настаивает особенно энергично на совершении брака в церковной форме.

Царствование императора Николая I оказало также значительное влияние на гражданское законодательство по брачному вопросу, потому что в это время сложилось большинство определений об условиях вступления в брак.[2]

 

1.2 Брак в современном законодательстве

 

Современное российское законодательство не содержит легального определения брака. Тем не менее такое определение необходимо, поскольку состояние в браке является юридическим фактом, с которым право связывает возникновение ряда правоотношений.

Существует несколько подходов к определению брака: социологический, религиозный, обыденный и т. д. Однако юридический подход прежде всего предполагает характеристику брака как юридического факта и отвлечение от таких несущественных для правового регулирования сторон брачных отношений, как любовь, забота между супругами и т.п.

Понятию брака как юридического факта в наибольшей степени соответствует французское определение брака как заключаемого в установленной законом форме гражданского договора, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи.

Хотя с расширением в Российской Федерации диспозитивного регулирования брачных отношений становится более популярной точка зрения на брак как на гражданско-правовой договор, тем не менее сегодня отечественная доктрина семейного права тяготеет к иному определению брака.

Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БРАКА И СЕМЬИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

2.1 Понятие брака и семьи

 

Понятие брака. Законодательство не содержит легального определения брака, поэтому для того, чтобы понять его суть, приходится обращаться к теории семейного права. Существует несколько подходов к определению брака.

1. Многие зарубежные авторы отождествляют заключение брака с заключением гражданско-правового договора. «Во французском праве брак есть заключаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа, главы семьи».

2. Отечественная доктрина семейного права тяготеет к следующему определению брака: брак -это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Некоторые авторы указывают, что брак - это пожизненный союз мужчины и, женщины. Конечно, в норме это так и должно быть, однако практика говорит об обратном. Например, в Москве из каждых 100 заключенных браков расторгается 51.

Иные авторы добавляют такой признак брака, как наличие цели рождения детей и их воспитания. Однако статистика показывает, что в мире около 20% браков являются бездетными. Таким образом, включение этого признака в определение брака было бы некорректным.[4]

Понятие семьи. Семейный кодекс не дает ни легального определения семьи, ни указаний состава семьи, пригодного для всех случаев. Более того, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе и других актах, отличается друг от друга.

Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи.

В социологическом смысле семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В данном случае во главу угла ставятся фактические семейные отношения, забота и внимание. Семья с социологической точки зрения может существовать и тогда, когда в юридическом понимании таковой не образуется, например, фактическое сожительство мужчины и женщины, которые не состоят в зарегистрированном браке. В качестве примера социологического понимания семьи можно привести определение Г.Ф.Шершеневича: «Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, т.е. представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих».[5]

В юридическом смысле семья - это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями. Другими словами, семья понимается как правоотношение. Семейное право придает юридическое значение прежде всего брачным и родительским отношениям, а также некоторым степеням родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сестра), свойствам (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства, принятия детей в приемную семью.

Таким образом, в юридическом понимании семья есть круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

Юридическая семья может существовать и в том случае, когда семья в социологическом плане уже распалась или вообще никогда не существовала. Так, например, сохраняется семейная общность ребенка с отцом, который ушел из семьи и уже много лет не интересовался своим ребенком.

Информация о работе Брак и семья