Биография Зиммель Георг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:30, реферат

Краткое описание

Зиммель Георг ( 01.03.1858 - 26.09.1918 ), немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914).

Файлы: 1 файл

Социология конфликта Зиммеля.docx

— 21.74 Кб (Скачать)

БИОГРАФИЯ ЗИММЕЛЯ ГЕОРГА

Зиммель Георг ( 01.03.1858 - 26.09.1918 ), немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914).

Ранний период, отмеченный влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина (биологически-утилитаристское  обоснование этики и теории познания: мораль и истина как род инстинктивной  целесообразности), сменяется в 1900-х  гг. воздействием идей И. Канта, в особенности - его априоризма. В дальнейшем Зиммель  становится одним из наиболее значительных представителей "философии жизни", разрабатывая преимущественно проблемы философии культуры. "Жизнь" понимается Зиммелем как процесс творческого  становления, неисчерпаемый рациональными  средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. Это переживание жизни объективируется  в многообразных формах культуры.

Свойственное Зиммелю  внимание к индивидуальным формам реализации жизни, неповторимым историческим образам  культуры отразилось в его монографиях  о И. В. Гёте, Рембрандте, И. Канте, А.Шопенгауэре, Ф. Ницше и др. и обусловило несистематичность  его многочисленных эссе по философии  и истории культуры. Характерный  для "философии жизни" пафос  жизни как иррациональной судьбы пронизывает и философию Зиммеля, выразившись, в частности, в последние  годы его жизни в учении о "трагедии творчества".

В работах по социологии 1890-1900-х гг. Зиммель выступает  основоположником так называемой формальной социологии. Предметом социологии Зиммель считает формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. При этом социальное односторонье понимается как совокупность межиндивидуальных отношений. В русле такого подхода Зиммель анализировал социальную дифференциацию, социальные формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет, подчинение, ранг и т. д.), отношения, возникающие в малых группах.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Впервые термин «социальный  конфликт» в научный оборот было

введено в 1908г. немецким мыслителем, философом, социологом Георгом Зиммелем, он рассматривал социальные конфликты как проявление социального взаимодействия, и с этой точки зрения они являются неотъемлемой составляющей жизни общества.

К изучению конфликтов обращались и обращаются многие ученые, начиная с античности и до наших дней. Аристотель, Т.Гобс, А.Смит, К.Маркс, Л.Козер, Р.Дарендорф и многие другие изучали и анализировали причины и течение конфликтов в различных социальных системах, выявляли закономерности и особенности, искали пути разрешения. Также, одним из основоположников теории конфликта считается основатель марксистской школы в социологии - К.Маркс, который рассматривал и описывал антагонистические (непримиримые) противоречия между классами, видя в них главную движущую силу общества на пути социальных изменений. Рассматривая революцию как наивысшее проявление классового конфликта, К.Маркс называл их « локомотивом истории». Представители неомарксистской школы утверждают, что межклассовые конфликты не только дестабилизируют общество, но могут привести к полному разрушению социального порядка.

Во второй половине 20-го века появились новые направления в теории конфликта, которые объясняли социальные конфликты, как неизбежные процессы, сопровождающие функционирование и особенно развитие любого общества.

В 1956г.Георг Зиммель в  своём труде «Функции социального  конфликта»

обосновывает развивающую  функцию конфликтов путем создания новых социальных норм в обществе, которые обеспечивают и являются показателем его развития.

Следовательно, социальные конфликты -это неотъемлемые составляющие социальной жизни, они разрушают аморфность и однородность в обществе, являются источником перемен, напряженности и столкновений. Это одна из

ярких форм взаимодействия социальных субъектов - социальных общностей и

личностей.

В основе любого конфликта, как правило, лежит ресурсное  или ценностное

противоречие и поскольку  все ресурсы ограничены, а общество имеет иерархическую структуру с разными возможностями уровней, то очевидно, что конфликты в обществе неизбежны.

Единой общепринятой типологией конфликта к настоящему времени не выработано, но конфликтология (отрасль, изучающая социальные конфликты) выработала 2 модели описания и изучению конфликта:

      - процессуальную - модель, изучающую динамическую  сторону конфликта и конфликтного поведения;

      - структурную  – модель, анализирующую действия  и причины возникновения , развития и течения конфликта.

Также социальные конфликты  можно типологизировать по сферам жизнедеятельности общества: политические, экономические, религиозные, духовные, социально-культурные. По сферам противоречий:

а) личностные, внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и т.д.;

б) групповые, внутригрупповые, межгрупповые, между группой и внешней средой и т.д.;

г) между государствами  и внутригосударственные и др.

По мнению Зиммеля, конфликты – явление многогранное и многоуровневое, протяженное во времени и пространстве, на них влияют многие переменные  условия, причины возникновения, развития и течения,

намерения участников, уровень  взаимодействия субъектов конфликта, уровень доверия участников, использование насильственных методов доступа к власти, латентность методов урегулирования и многое  другое. Типы социальных конфликтов могут быть выделены по этим и другим основаниям.

Функции конфликтов можно  разделить на конструктивные, которые смягчают противоречия, снижают напряжения, и

деструктивные – способствующие развитию и течению конфликта.

Например, конструктивными  функциями конфликта являются:

- коммуникативная функция;

- консолидирующая функция;

- функция разрядки напряженности.

Зиммель выделял следующие конструктивные и в целом

влияющие благотворно  аспекты конфликта:

- образование групп, установление  и поддержание нормативных

и физических границ групп;

- установление и поддержание  относительно стабильной структуры межгрупповых и внутригрупповых отношений;

- адаптация и социализация  групп и индивидов;

- создание и поддержание  баланса сил и власти;

- получение информации  об окружающей среде;

- стимулирование нормотворчества  и активизация социального контроля;

- создание условий возникновения  новых социальных институтов.

Конфликтологи выделяют следующие стадии социального конфликта:

- предконфликтная,

- непосредственно конфликтная,

-стадия разрешения конфликта.

- послеконфликтная, каждая из которых имеют свои особенности.

Конфликты могут иметь  различные формы выражения и  течения:

Открытие - массовые действия, массовый протест и другие.

Закрытые формы – разные формы скрытого течения конфликтов,

митинги. Они могут перейти, при определенных условиях, в открытые формы или быть урегулированы.

Последствия конфликтов можно свести к двум главным:

интегративным и дезинтегративным.

К настоящему времени выработаны некоторые общие подходы и методы в урегулировании конфликтов. Например:

-методы избегания конфликтов,

-метод переговоров,

-метод использования  посредников,

-метод откладывания конфликтов,

-метод третейского разбирательства.

Современное российское общество характеризуется интенсификацией возникновения и течения конфликтов. И если рассматривать социальный конфликт как дисфункцию общественного

развития, то с этих позиций  можно утверждать, что для России

характерны глубокие кризисные  явления, характеризующиеся высокой

социальной напряженностью, остротой течения и трудностью

разрешения социальных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД.

          Проблема “Социальные конфликты”  никогда не перестанет быть актуальной, пока существует человечество и взаимоотношения между ними. Даже если самого человека не очень волнуют отношения с другими людьми (а это бывает, когда он не видит, не слышит, не понимает окружающих), жизнь в конечном итоге устраивает ему такую ловушку, из которой не выбраться, не распутав клубка взаимоотношений. В этом случае проблема не только тягостна, она становится острой и кризисной.

Понимание противоположной стороны в формировании взаимоотношений позволяет реально оценить положение вещей и существенно облегчает сосуществование сторон.

В жизни любые психологические  возмущения, в том числе на почве  неприязни, несхожести темпераментов  и характера, так или иначе  влияют на персонал, отражаются на деловых  взаимоотношениях, сказываются на совместной деятельности, ведут к недопониманию, взаимным обидам, стрессам и конфликтам. Настроение человека практически всегда индивидуально и полностью зависит  от его физического и душевного  состояния в данный момент. У каждого  свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает  самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать  свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать “ершистости” и нетерпимости, следовать  “золотому правилу” вековой мудрости: поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали  с вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе.

Недовольство, конфликт в  межличностных отношениях могут  вызвать и такие казалось бы простые  вещи, как манера одеваться или  говорить, способ приема пищи или курения, все то, что относится к области  вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных  столкновениях личностей с разными  чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта. Весьма существенна нравственная сторона взаимодействия конкретных личностей, поскольку у некоторых людей свойственные человеку совесть, честь, искренность оказываются придавлены грузом бесстыдства, нахальства и лжи, скрывающей неспособность данного субъекта держать ответ перед своей совестью.

Различия между людьми являются одной из ведущих причин конфликтов. Кроме того, на совместимость  влияют такие факторы как:

Различное мировосприятие.

Различное отношение людей  к своим обязанностям.

Разное понимание смысла выполняемой работы.

Различная степень подготовленности к выполняемой работе.

Противоположность интересов.

Различие  черт характера.


Информация о работе Биография Зиммель Георг