Библиотека как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «библиотека» и ее научные основы ………………... 4
1.2 Значение и история библиотеки………………………………. 6
1.3. Последствия новшеств для библиотек – сеть Интернет……... 8

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ……...……………………..
2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….………………… 11
2.2. Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры 11
2.3. Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 27


……….



ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 79.23 Кб (Скачать)

    С точки зрения культурологического подхода организация информационного потока должна осуществляться на основе системного понимания культуры. В качестве примера такого рода классификации можно привести систему культуры философа Э. Кассирера4 [18, c. 206-209]. Он предлагал систематизировать знание и другие виды человеческой деятельности на основе принципа многообразия культурных форм, среди которых выделял, прежде всего, миф, познание, язык. По его мнению, мир символичен изначально в сознании людей. Они воспринимают реальную действительность, преобразовывая ее в знаки, понятные всем или только специалистам. Книга, состоящая из букв, слов, предложений в своей совокупности также отражает действительность прошлого, настоящего, будущего такой, какой ее видят и хотят видеть люди. Символы, которые мы находим в исторических и культурных памятниках, служат в качестве носителей информации, вербальной и невербальной, посредством которой мы пытаемся себе представить картину происходящих событий во времени и пространстве.

    Заслуга Кассирера состоит в том, что он предложил содержательно-типологический подход к строению культуры, в котором наряду с научным знанием самостоятельное значение получили миф, религия, искусство и иные формы мировоззрения5 [18, c. 206-209]. Речь идет не о рубрикации культуры на самостоятельные типы, а о поиске органической связи между ними. В идеале библиотека должна представлять собой не просто набор книг по разным областям знания, а целостность культуры. Очевидно, что ее каталог самым тесным образом связан не столько с познанием (если использовать это слово как синоним точной информации), сколько с образованием (если понимать его изначально, как «культурность»). Конечно, непосредственно сама типология символических форм Кассирера не может служить основой библиотечного каталога, однако принцип многообразного единства имеет непреходящее значение.

    При анализе принципов представления информационного потока в библиотеке можно использовать известный тезис французского мыслителя М. Фуко: «Знание является властью»6. Ораторское искусство, письменная культура, божье слово, современные системы трансляции знания и массовые коммуникации, так или иначе, представляют форму власти в истории культуры. Библиотека является местом, где сосредоточено знание, где оно подчинено порядку, контролю, группировке. Говоря о возникновении идеи библиотек, следует предположить, что они создавались в целях упорядочения суммы накопленных знаний. Тогда проблема состоит в том, каким образом власть подчиняет себе знание и заставляет его служить собственных целям и как библиотека контролирует власть над знанием. Знание само по себе уже формализовано, архивировано, стратифицировано. Библиотека осуществляет дополнительную селекцию, устанавливая при этом общие границы знания, его возможности для удовлетворения познавательных или эстетических потребностей людей.

    В каждой библиотеке, независимо от ее предназначения, существовали определенные цели, задачи, обязанности, правила и нормы. Обычно идеологические, ценностные ориентации библиотеки оказываются встроенными в ее технологию и это заставляет более пристально проанализировать разного рода, как внешние инструкции государственных институтов, так и внутренние правила порядка. Библиотека, кроме того, что она является книгохранилищем, культурным центром, средоточием духовного наследия, выступает как сцена политических, социальных, экономических, культурных преобразований. Государство диктует ей условия существования, дает право на приобретение и выдачу книг, которые нужны в целях образования и просвещения. В библиотеке хранились книги официальные и запрещенные и это различие было частью стратегии власти. Одни книги нужно и можно было читать, другие нельзя было читать, зато надо было хранить. Система открытого доступа, абонемента, специального хранения и списания показывает, как меняется структура потребностей общества и его ценности. В советское время в открытом доступе лежали произведения классиков марксизма-ленинизма, в эпоху застоя — партийных и государственных деятелей. Их нужно было читать.  
Неопределенность идеологической и ценностной системы в государстве напрямую отражается в неопределенности ранжирования книжного потока в библиотеке. Библиотека как культурный и информационный центр города в наибольшей степени выполняет свою культуросозидающую миссию через обеспечение читателей литературой, необходимой для учебных, образовательных целей. В отношении всего книжного потока она в большей степени оказывается простым книгохранилищем, чем в предыдущие десятилетия.

    Таким образом, идеи Кассирера и Фуко встречаются в библиотеке. Классификация книг должна отвечать принципу целостности символических культурных форм, а деятельность библиотеки отражать ценностные ориентации власти современного общества.

  2.3 Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей.      

    Поскольку функции более всего подвержены динамике, именно их изучение должно быть отправной ступенью на пути к познанию социальной роли библиотеки. 

 В соответствии с отношением россиян к сегодняшней публичной библиотеке, выявленным исследователями, и требованиями к ней со стороны государства и общества можно выделить среди многих несколько основных, связанных с обслуживанием читателей:

информационную,

просветительскую,

кумулятивную,

образовательную,

воспитательную,

коммуникативную. 

   Информационная функция - функция наиболее широкого диапазона, в основе которой лежит лишь сообщение о документе, а читательский адрес такого сообщения - любой человек. Ограничение здесь одно: человек должен осознавать свою информационную потребность и искать ее удовлетворения. Информационная функция - это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей за счет массива информации, накопленного в ней, а также других доступных ей источников информации. Это фундаментальная, универсальная, сущностная функция современной библиотеки. На ее основе «произрастают» производные функции, которые подразделяются на два класса: внеисторические и конкретно-исторические. К первому классу, вне всякого сомнения, относятся мемориальная, кумулятивная, утилитарная, коммуникационная функции. Ко второму классу относятся функции, содержание которых определяется конкретными историческими условиями, например, формацией, политическим строем, уровнем развития экономики, культуры, образования и т.п. В условиях России их перечень может быть ограничен двумя классами: 1) информационная поддержка материального производства; 2) информационная поддержка духовного производства. Первый класс функций наполняется конкретным содержанием в зависимости от обслуживаемой отрасли материального производства. Второй класс включает четыре основные функции: социализирующая, образовательная, культурная, рекреационная. В демократическом обществе выполнение социальных функций библиотеки должно быть построено так, чтобы каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, политических убеждений, отношения к религии и других социально-демографических признаков, имел равное право на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. При этом недопустима никакая государственная или иная цензура, ограничивающая этот доступ. Содержание деятельности библиотеки должно отражать идеологическое и политическое многообразие, существующее в обществе. Только при соблюдении этих условий библиотека может стать подлинно демократическим инструментом общества, гарантом прав человека на интеллектуальную свободу, свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, на культурную, научную и образовательную деятельность.  

Просветительская  функция, сутью которой является распространение знаний, как бы конкретизирует и целенаправляет информационную функцию. Однако функция просвещения не предусматривает жесткого навязывания читателю определенных взглядов, идей, концепций. Ему предлагается свободный выбор их. Правда, полностью снимать субъективный момент в просветительской работе библиотеки нельзя. В последние годы стал заметен приток читателей в библиотеки, особенно в городских библиотеках. Это объясняется новыми потребностями людей, такими как необходимость получить новые знания, повысить квалификацию или переквалифицироваться, освоить новые учебные программы, и, особенно важный мотив, отсутствие средств у людей для приобретения книг в личное пользование и др. Новое время внесло изменения в структуру пользователей библиотек. Уменьшилось число исследователей и работников промышленных предприятий, но заметно увеличилась молодежная аудитория, появилась новая категория читателей: предприниматели, социально-незащищенные и малоимущие категории населения - студенты, инвалиды, пенсионеры, безработные. Тем самым появилась новая функция у библиотек как учреждений, вносящих определенную стабилизацию и снижающих социальную напряженность в обществе. Просветительская функция библиотек относится к числу кардинальных в деятельности любой библиотеки. И связано это с природой самого этого социального явления, его миссией. Значение просветительской функции библиотек в настоящее время усиливается, так как, с одной стороны, происходит оскудение интеллектуального и нравственного потенциала общества, с другой - активное развитие компьютеризации, позволяющей оптимально удовлетворить деловые, прагматичные потребности личности. Вузовские библиотеки как культурно-просветительные учреждения оказывают всё большее влияние на развитие общегуманистического, нравственного и эстетического начала личности студента. Решению этой задачи способствуют не только книжные фонды, работа с ними, но и проводимые по инициативе библиотекарей мероприятия. В настоящее время значительную часть успеха воспитательной работы в вузе обеспечивает ориентация на конкретные потребности и интересы студентов, знание духовного мира простого, массового студента. Отношение студентов к миру духовных ценностей становится при этом одной из важных проблем, оказывая воздействие не только на уровень подготовки будущих специалистов, их гуманитарную культуру, но и на всё будущее России.  

Кумулятивная   функция  библиотеки   реализуется   посредством   сбора   и концентрации разнообразных по форме, содержанию и целевому назначению документов независимо от времени и места их создания. Суть мемориальной функции заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи во времени и пространстве.    Коммуникативная    функция    библиотеки    реализуется   посредством удовлетворения информационных и социокультурных потребностей пользователей. Научно- и  производственно-вспомогательные функции  реализуются путем создания условий для информационного содействия науке, экономике и производству. Досуговая функция   библиотеки   реализуется   путем   создания   условий   для   организации интеллектуального досуга.   

Образовательная функция публичной библиотеки реализуется в возможности помочь читателю углубить и расширить постигаемую им программу той или иной ступени обучения или собственную программу самообразования. Осуществление этой функции связано также с задачей непрерывного образования и, следовательно, пересекается с реализацией функции просветительской. Реализация образовательной функции всегда являлась неотъемлемой составляющей частью деятельности библиотеки. В то же время функционирование любого образовательного учреждения, осуществление любой образовательной программы невозможно без опоры на библиотеку и ее информационные ресурсы. Таким образом, деятельность таких разных социальных институтов как библиотеки и образовательные учреждения всегда была тесно взаимосвязана.  

Воспитательная  функция подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с позиций библиотечной политики, качеств.

В этом - коренное отличие воспитательной функции от просветительской, особенно явственно заметное в условиях тоталитарного  государства. Воспитание читателей – одна из важнейших задач массовой библиотеки. Она воздействует на них множеством всевозможных информационных источников, художественной и публицистической литературой, аудиовизуальными средствами и многообразием форм общения. Результаты всесторонней воспитательной деятельности библиотеки находят воплощение не только в конкретных делах читателей на работе, в духовно-культурной сфере, но и способствуют формированию личности, интересов и потребностей. Она организует досуг и чтение различных групп населения, развивает разумные потребности отдельной личности и коллектива читателей, особенно молодежи. В досуговой сфере широкое поле для инициатив клубов по интересам, кружков литературного творчества, других читательских объединений. В воспитательном процессе, который организует библиотека нет объектов, есть только субъекты. Одной из творческих педагогических задач является системное осмысление воспитательного процесса, как теоретически, так и практически, применительно к библиотечному делу. Воспитательный процесс в библиотеке следует рассматривать как единство составных элементов, объективных условий, в котором он протекает, т.е. содержания, формы, целей, средств и методов, объекта и субъекта воспитания, а также других факторов, имеющих к нему прямое или косвенное отношение. В воспитательном процессе следует также учитывать природу личности, триединство органической связи, в которую входит а) природно-биологическая основа и б) результат взаимодействия совокупных общественных отношений, которые определенным образом формируют человека, в) самостоятельные, самоуправляющие внутренние силы самого человека, обеспечивающие развитие личности, ее самодвижение к определенной социальной и культурной независимости. Библиотека соответствует времени и общественно-политическим условиям, в которых она функционирует. Библиотека, как и школа, должна идти за обществом, решая вместе с ним социально-экономические проблемы, В каждую конкретную эпоху организуется такая библиотека, как, впрочем, и школа, которая отвечает запросам обществе, т.е. отражает наши желания, устремления в будущее, ощущения всего мира и самих себя в нем. Библиотека воспитывает читателя всей своей организацией, заведенным многолетним укладом, опытом и профессиональными знаниями сотрудников, подбором библиотечного фонда. В казенной, заформализованной библиотеке наиболее неуютно почувствуют себя читатели с тонким душевным восприятием, обладающие развитым мышлением, нестандартными запросами. Эта категория читателей особенно нетерпима к тому всепоглощающему стандарту, который именуется “руководством чтением” или бездумной опекой над читателем, отучающей самостоятельно думать и мыслить. Из-за постоянного стремления к руководству чтением библиотека “застойного” социализм” оказалась не способна оценить по достоинству самого читателя, разбудить в нем пытливый ум и жажду чтения. Бюрократический стиль библиотечного обслуживания в массовой библиотеке в недалеком прошлом стал господствующим и сохраняется до сего времени. Заботы и усилия библиотекаря направлены не на расширение круга чтения и осмысление прочитанного читателями библиотеки, а на соблюдение формы, чтобы была “хорошая” статистическая посещаемость и “обращаемость” книги, а каково ее воздействие на личность, чем обогатился читатель в результате чтения – вот те вопросы, который зачастую не интересуют библиотекаря; иногда они ему просто недоступны. Этой системе воспитания в библиотеке могут противостоять не отдельные попытки что-то изменить в отношении читателя, библиотекаря или самой библиотеки. Требуется полная переориентация в понимании воспитательного назначения библиотеки. Осуществляя воспитание с помощью печатного слова, книги и чтения, необходимо добиваться сопричастности читателя со всем духовным наследием человечества, чтобы он осознал свое отношение ко всему богатству культуры. Библиотека призвана формировать человека в целом, в его настоящем и будущем. Помочь нам всем отойти от стереотипов, прежде всего, от морали, утверждающей будто все нравственно, что хорошо для укрепления революционных завоеваний, что цель оправдывает средства. Такая мораль не может и никогда не сможет заменить мораль общечеловеческую. Моральный беспредел особенно опасен в нынешних условиях общественно-политической нестабильности и острых межнациональных конфликтов. В каждой библиотеке необходимо создать условия, чтобы эффективнее проводить линию на разъяснение нравственных ценностей, возвращая людям возможность усваивать такие вечные понятия, как “совесть”, “порядочность”, “личное достоинство”, “честное слово”. Абсолютизация классового подхода в воспитании, догматические установки препятствовали взаимодействию с реальными общечеловеческими ценностями, современными явлениями мировой культуры. Среди части молодежи наблюдается весьма поверхностное, сомнительное и стыдливое отношение к понятиям, которые во все времена у народов считались незыблемыми, святыми, как Родина и любовь. Для их низвержения используется один и тот же прием – отчуждение с помощью очернения. Можно сказать, что культ очернительства, разоблачения и хулительства в средствах массовой информации достиг своего пика и представляется, чуть ли не единственным творческим началом в общественной жизни. Так ли это на самом деле? Такой культ совершенно не плодотворен, не созидателен, он сужает наш представления о многообразии жизни, лишает человека возможности адекватно, во всех противоречиях воспринимать окружающую действительность, порождает ущербность, злобу и ненависть. В конечном счете происходит определенная деградация интеллектуальных способностей человека. В воспитании мы больше обращаемся к рассудку, но не к нравственному чувству читателя. Людей занимает не одна злоба дня, запросы и потребности человека значительно шире и глубже. Он не только желает многое знать, но у него должно оставаться свободное “поле” для чувств и переживаний, несмотря на царящее в течение многих лет почти узаконенное ханжество, двоемыслие, фактическое поощрение аморальности. Библиотеке необходимо поддерживать постоянный интерес в обществе к вопросам воспитания человека, преодолевая при этом догматизм, начетничество, мертвящую схоластику. Здесь необходимо осознать истину о плюралистичности гуманитарного мышления, невозможности его “выпрямления” и схематизации. Необходимо отказываться от устаревших форм и методов воспитательной работы в библиотеках, которые отталкивают читателей, а не привлекают новизной и нестандартностью, возможностями их активной самодеятельности. Воспитать человека необходимо, прежде всего, нравственным, что означает подлинная личность, настоящий человек, истинный герой. Такой человек – умелый работник, он способен сочетать беспредельную преданность идее с высочайшей нравственностью. Зарождающееся в наше непростое время новое общество видится сегодня, прежде всего, как общество реального гуманизма и социальной справедливости, в котором самой высокой ценностью является человек, его условия жизни, заботы, устремления, всестороннее и гармоническое развитие, достойное материальное и моральное вознаграждение за труд, возможность повышения уровня культуры и нравственности. Воспитательное воздействие библиотеки основано на чтении. Иногда сравнивают читателя с музыкантом, называя его исполнителем книги. Не каждый читатель выдающийся исполнитель. Выдающиеся музыканты и исполнители книги встречаются относительно редко. Достаточно быть обыкновенным вдумчивым читателем, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше. Уменьшение читателей и читаемости обусловлено множеством соблазнов. Смотреть телевизионную передачу легче, чем читать, меньше умственное напряжение, особенно, когда развлекательная программа. Преодоление соблазна просмотра телепередач и даже малопродуктивного чтения требует волевого усилия. На помощь читателю должна придти библиотека, предоставляя ему широкий выбор всевозможной литературы, тактично и умело направляя его читательские интересы. Выбор в наибольшей степени характеризует личность. В часы досуга можно себе выбрать замятие по душе: посмотреть развлекательную телепередачу, пойти в дискоклуб, посетить библиотеку. Пропаганда библиотеки должна обеспечивать приток новых читателей, профессионально квалифицированная работа с ними активизирует читателей, повышает эффективность чтения. Снижение посещаемости библиотеки, особенно молодежью, столь отчетливо распространившееся явление в последние годы, должно тревожить все общество. Некоторые из молодых людей остаются глухи к литературному чтению, книге. Преодолеть такой индифферентизм можно только с помощью обучения читать и пользоваться печатным словом. Не следует ориентироваться на малокультурного человека, идти на поводу бескультурья, подстраиваться под вкусы людей, которые не могут серьезно и вдумчиво читать. В потреблении духовных ценностей не может быть равенства. Демократизм следует усматривать несколько в ином. Критерии усвоения духовных ценностей должны быть высокие, до которых следует с трудом дотягиваться, а не опускаться. В библиотеке следует развивать дух соревновательности в познании литературного произведения, углубленного понимания смысла и назначения прочитанной книги. Для библиотеки в общепринятых формах деятельности множество видов работы с читателями: обзоры книг, диспуты, рассказы и пояснения у книжной полки, выставки, конференции, представления книг и др. Все они могут быть использованы дня воспитания читающей личности. Идея гуманитаризации воспитания и образования получает все большее признание среди библиотекарей. Технократизм, всеобщая компьютеризация, несомненно, необходимы. Но человеку этого недостаточно, ему нужен общий взгляд на жизнь и на себя, понимание настоящего и будущего. Библиотека гуманистической направленностью своей деятельности содействует объединению человечества, связующим началом которого должно быть искусство, гуманные идеи добра, сострадания, взаимопомощи, бережного отношения к природе, среде обитания. Экономика неразрывно связана с культурой, без которой не будет экономического прогресса. Самая доступная форма воспитания культуры – обращение к книге. Начинать желательно с классической отечественной и мировой литературы и идти к лучшим произведениям современности. В литературе наиболее надежно сохранены общечеловеческие ценности, вечные идеалы добра, чести, свободы, что помогает осознать жизнь, свое место в ней, заглянуть в будущее. Всесторонность и профессионализм – существенные черты воспитанности и образованности, наиболее полно отвечающие требованиям современности. Библиотека организует различные виды чтения, которые служат важнейшими элементами образовательного и воспитательного процессов. Аудиовизуальные каналы выполняют вспомогательную роль. Воспитывая интерес к знаниям, стремление их пополнять, библиотека формирует самообразовательные потребности у читателей, развивает навыки самостоятельного учения. Одновременно воспитываются любовь к чтению, умение анализировать прочитанное, кратко и емко конспектировать читаемый текст. Вырабатываются система самостоятельного усвоения знаний, постоянная потребность в интеллектуальной деятельности. Это гарантирует качественное усвоение не только школьного курса или ПТУ, специального среднего учебного заведения, вуза, но в дальнейшем продуктивное самообразование на протяжении всей жизни, непрерывное повышение профессиональной квалификации, общекультурного уровня. Самостоятельное чтение, организуемое библиотекой, активизирует мышление, способствует созданию собственных взглядов и мнений. Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит возникшие у него идеи в проекты и концепции. Человек по-настоящему владеет лишь тем, что он добывает собственным трудом. Библиотека формирует подлинного читателя, вдумчиво относящегося к литературному произведению. Необходимо, чтобы читатели постигали литературу не понаслышке, а от самих авторов и их произведений. Во всей этой работе массовую библиотеку отличает педагогическая направленность, использование форм и методов воспитания для формирования интересов и взглядов личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Дифференциация читателей позволяет направить воспитательные усилия в соответствии с их потребностями, которые являются определяющими в жизни, трудовой или учебной деятельности. Главное в воспитании культуры потребления информации состоит в том, чтобы с ее помощью активно решать творческие задачи, повышать уровень образования и воспитания. В библиотеке читатель не может получить на свой вопрос готовый ответ, более того, он не должен его получать, но он может осмыслить его с помощью книг, подумать, посоветоваться с библиотекарем, вместе думать значительно лучше. Различие во мнениях помогает продвигаться к истине. Любая деятельность в этих условиях в конечном итоге сводится к общению, выступает как форма связи с другой личностью или с другими (коллективом, искусством, историей). Однако в усвоении информации не следует превращаться во все поглощающих наркоманов, готовых без всякого отбора воспринимать и усваивать нужное и ненужное, беспрерывно смотреть множество телепередач, слушать часами радио, читать несколько десятков газет, не оставляя себе времени на серьезное чтение книг, раздумий об окружающей действительности, о времени и о себе. Информационная всеядность – болезнь века. Только думающий читатель может быть полноценным и сознательным участником демократического процесса. Непригоден для современного демократического общества и библиотековедения столь распространенный в недалеком прошлом взгляд о необходимости в библиотеке строго и неукоснительно в определенном направлении формировать мировоззрение читателя и его образ мыслей. Мол, без такого наставничества он будет постоянно блуждать в потемках, натыкаясь на всевозможные идеологические рифы, так и не осознав, какой дорогой ему двигаться в своем познании и развитии. Вряд ли в настоящее время кто-либо придерживается столь отсталого манипулятивного подхода, характерного для тоталитарного и авторитарного общества, который не соответствует и противоречит новому демократическому развитию нашей страны. Сегодня воспитание в библиотеке должно ставить своей целью содействие развивающейся, широкообразованной и высокоинтеллектуальной личности. Каждый читатель самостоятельно вырабатывает свои взгляды, свое собственное умение мыслить и развиваться как гражданин демократического общества. Такой подход в воспитании соответствует современным представлениям о правах человека, о личности, живущей в демократическом обществе, способной содействовать развитию культуры, современных технологий, научно-техническому прогрессу. В воспитании велико значение книги, печатного слова. Однако все сводить к словесному воспитанию означает пренебречь опытом жизни. Книжное, словесное воспитание без опыта жизни может породить только начетчиков, говорунов, оторванных от реальной действительности. Об этой страшной опасности в воспитании убедительно писал А.С. Макаренко: “Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях – пустое занятие. В лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно... Сознание, не построенное на опыте, хотя к выражается в многословных формах, на деле, прежде всего, слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику – это то, что для нашего общества наиболее опасно”7. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, разрабатывая теорию социально-деятельностной сущности человеческой личности, отмечал, что личность обретает свое “Я” в процессе совместной деятельности, труда и общения8. Вера, совесть, честь и другие установки формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных и искренних слов. Все сказанное о словесном воспитании не исключает необходимости постоянно поддерживать интерес к знанию, которое с наибольшей пользой можно извлечь из книги, осознавая его важность и значимость. Внутренняя дисциплина должна направлять все наше “Я” на освоение предмета и понимание того способа занятий, который более всего подходит к нашей интеллектуальной индивидуальности.

Информация о работе Библиотека как социальный институт