Безработица и методы ее регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

Безработица в Беларуси не является долгосрочной, но ее характер имеет в стране свою специфику. Особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы, причем можно говорить о двух ее видах: скрытая безработица в сфере формальных трудовых отношений, то есть которой охвачены занятые работники и скрытая безработица в сфере неформальных трудовых отношений, касающаяся экономически неактивного населения. Это часть фактически безработных, нигде не работающих, ищущих работу и приступающих к ней без оформления трудовых отношений.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие безработицы.
1.Формы и виды безработицы.
1.2. Показатели безработицы
Глава 2. Регулирование безработицы.
2.1. Типы регулирования безработицы
2.2. Меры регулирования безработицы.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

занятость и ее регулирование.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах:

- первая – социальное страхование по случаю потери работы. Оно предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70% развитых стран и являются основными источниками помощи в случае потери работы.

- вторая – воспомоществование – применяется чаще по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи. Конкретные размеры выплат пособий по безработице различны в различных странах. Так например, в Японии они составляют 60-80% от заработка. Срок, в течение которого выплачивается пособие, также разный: в США-7 мес., в Германии -14. В Республике Беларусь, по Закону о занятости (стю18), пособие по безработице выплачивается безработным, не получающим других пособий и пенсий со дня обращения в службу занятости. Размеры колеблются от 100-90-70% средней заработной платы в первые 13 календарных недель до 75-70-50% в последующие 13 календарных недель в зависимости от ряда условий.

Активный тип регулирования занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.

Мероприятия, связанные с организацией рынка труда, обычно направлены на развитие рыночной инфраструктуры, повышение степени информированности населения о спросе на рабочую силу и о наличии вакантных мест. Для этого создаются центры занятости, организуется переквалификация безработных, осуществляется социальная реабилитация.

В современных условиях актуализируются вопросы, связанные  с социальной защитой от безработицы. Национальная система страхования  на случай потери рабочего места традиционно  предполагает:

- выплату пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы за счет накопленных сумм;

- разовые денежные  льготы.

Социальное страхование  по случаю потери работы можно отнести  к пассивным формам регулирования  занятости.

Активный тип регулирования  занятости предполагает использование  методов, повышающих спрос и сокращающих  предложение силы.

Метод повышения спроса на рабочую силу осуществляется как  через меры общеэкономического характера, так и через меры по созданию нетипичной занятости.

 

2.2. Меры регулирования безработицы.

Общеэкономическими мерами повышения спроса рабочей силы являются:[1;39]

- установление большей  свободы и самостоятельности  работодателей в решении вопросов  занятости;

- становление льготного  налогообложения там, где необходимо, увеличение спроса на рабочую силу;

- кредитные льготы  для тех предприятий, которые  повышают спрос на рабочую  силу;

- государственные выплаты  предприятию за новые рабочие  места;

- установление дотаций при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежь, инвалиды). Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми способствует некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.

- обучение и переобучение. Расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку. Квалифицированные кадры- один из главных источников роста эффективности экономики.. Вложения средств в кадровые ресурсы способны приносить экономический эффект, сравнимый с инвестициями в новые технологии.

Методами по созданию нетрадиционной занятости являются:[1; 40]

- общественные работы. Это общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки, выполняемые на основе трудового договора и содействующие включению безработного в сферу трудовой активности.

- надомные работы;

- разделение рабочего места;

- занятость по вызову ;

- введение учебных  и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения  рабочей силы сегодня, обеспечивает  ее большую продуктивность завтра.

- увеличение пенсий. Повышение  материального благосостояния людей  пенсионного возраста оттягивает  с рынка труда определенную  долю рабочей силы старшего  возраста.

- введение частичных  и досрочных пенсий при сокращенном  режиме работы или досрочном оставлении ее. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда.

В Беларуси основные принципы государственной политики занятости определены в соответствующем Законе о занятости населения.

    • Обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным;
    • Обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
    • Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
    • Содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
    • Принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
    • Участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
    • Международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Реализация государственной  политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям.[2;117]

      1. Создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных. Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
      2. Обеспечение государством условий для самозанятости населения. Мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база.
      3. Обучение и переобучение и повышение квалификации кадров.
      4. Поощрение территориальной мобильности рабочей силы. Государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в районы, испытывающие недостаток рабочей силы.
      5. Регулирование международных потоков рабочей силы. В этих целях необходимо подписание международных соглашений, регулирующих передвижение рабочей силы между государствами.
      6. Регулирование демографических процессов. Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию.

В действующей Программе  занятости в нашей стране, в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- оказание материальной  помощи в трудоустройстве граждан;

- материальную поддержку  незанятого населения;

- профессиональную подготовку  и переподготовку незанятого  населения;

- бронирование, квотирование  и создание рабочих мест на  действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;

- содействие предпринимательству  и самозанятости как источникам  создания новых рабочих мест;

- развитие республиканской  службы занятости.

Наряду с вопросами  занятости безработных в Республике Беларусь решаются проблемы их социальной защиты. Так, видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое социально- экономическое явление. Она может существовать в разнообразных формах.

Анализируя безработицу, следует заметить, что за общими цифрами скрывается тот факт, что  ее издержки  распределяются неодинаково. Так, например, она значительно выше среди молодежи, чем среди взрослых, уровень безработицы среди лиц некоренного населения тоже, как правило, более высокий. Разнится она и среди мужчин и женщин.

Рассмотрев данную тему можно сделать вывод о том, что в среднесрочный период на формирование безработицы прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:

  1. кризисный и конъюнтурный спад производства;
  2. назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия технологически и экономически неэффективных видов производства;
  3. необходимость тотальной рациональзации производства и сокращения издержек производства в условиях нарастания конкуренции;
  4. сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных производств, переход от мягкой к жесткой финансовой политике;
  5. ярко выраженный дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых и высокооплачиваемых рабочих мест;
  6. длительное время сохраняющееся отрицательные темпы естественного прироста численности населения.

Таким образом, каким бы уровнем безработица ни измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законных средств к существованию. Потеря источника существования влечет за собой упадок устоев, утрату самоуважения, распад семьи. Массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам и поэтому государство должно активно вмешиваться в этот процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Ванкевич, Е.С. Кого ждут вакансии / Е.С. Ванкевич // Беларуская Думка. – 2008. – №7. – с.38-42
    2. Головочев, А.С. Экономика и рынок труда: учеб. пособие / А.С. Головочев, Н.С. Березина. – Мн.: Выш.шк., 1994. – 245с.
    3. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учеб. пособие / Н.М.Зубко, А.Н. Каллаур. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. шк., 2007. – 416с.
    4. Макроэкономика: учеб.пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415с.
    5. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: учеб. пособие / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько [и др]. – Мн: Тесей, 2003. – 320с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Безработица и методы ее регулирования