Анкетирование как метод социального исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:44, доклад

Краткое описание

Анкетный метод часто воспринимается как практическое средство, реализующее идею о существовании эмпирического множества, эмпирической системы с отношениями и числового множества, а также некоторого гипотетического отображения первого во второе и третье. Стоит обратить внимание на коллизию, которая содержится в любой схеме социологического измерения. Придерживаясь "измерительных позиций" и считая, что "социальная реальность", которая подлежит изучению при обращении к анкетному методу, уже является эмпирическим множеством, невозможно понять, чем собственно занимаются социологи, пытаясь установить каноны научности своих построений.

Файлы: 1 файл

Анкетирование как метод социального исследования.docx

— 20.52 Кб (Скачать)

Анкетирование как метод социального  исследования.

Рассмотрим  такую сферу деятельности, как проведение анкетирования (абстрагируясь  от его целей - будь то анкетирование  в рамках маркетингового исследования или  социологического опроса).

Анкетный  метод часто воспринимается как  практическое средство, реализующее  идею о существовании эмпирического  множества, эмпирической системы с  отношениями и числового множества, а также некоторого гипотетического  отображения первого во второе и  третье. Стоит обратить внимание на коллизию, которая содержится в любой схеме социологического измерения. Придерживаясь "измерительных позиций" и считая, что "социальная реальность", которая подлежит изучению при обращении к анкетному методу, уже является эмпирическим множеством, невозможно понять, чем собственно занимаются социологи, пытаясь установить каноны научности своих построений. Особую методологическую проблему представляет собой реконструкция "социальной реальности". "Социальная реальность" – это не тот объект, который фигурирует в известной метафоре субъектно-объектных отношений, и не объект, который фигурирует под названием эмпирического множества и отображается, по мысли сторонников социологического измерения, в числовую систему. "Социальная реальность" – "объект", наделенный естественным языком, и это создает основную трудность его теоретического описания. Поэтому методы социального исследования трактуют социальный объект, исходя из своих канонов. Только в рамках этих канонов можно рассчитывать на понимание "социальной реальности". Однако такое понимание связано, скорее, с уяснением границ метода, чем с построением мультипарадигмального подхода.

Чтобы получить с помощью анкетного  метода "данные" – эмпирическую систему, – требуются специальные  усилия. Вопрос о том, достигают ли эти усилия ожидаемого результата, очевиден только для поборников измерительных идей. Поэтому в методах социального исследования сосуществуют и развиваются различные методологии, задача которых состоит в том, чтобы перейти от исследовательской метафоры к конструкциям типа множества. Особая роль в решении этой задачи принадлежит анкетированию. "Социальная реальность" изучается одним субъектом (исследователем) через посредничество другого (респондента). Поэтому обращение к анкетному методу всегда приводит к необходимости конструктивного согласования терминологии (языка, парадигмы) исследователя и его посредника. При таком согласовании анкетный метод не предполагает априорной теоретической среды, понятия, и процедуры которой могут быть использованы для оценки степени согласованности. Например, для классического интервьюирования типа метода демоскопии Э. Ноэль используются специальные приемы, которые формируют априорно отсутствующий общий язык в ходе использования самого анкетного метода. К числу таких приемов относятся предварительное исследование, пилотажный опрос и т.п. Отсутствие общетеоретической среды означает, что анкетный метод обращается к повседневному языку. Такое обращение имеет двойной смысл. Во-первых, использование анкетного метода обнаруживает отсутствие удовлетворительных моделей языка. Во-вторых, обращение к анкетированию всегда сопряжено с проблемой коммуникации респондентов и исследователя.

Основная  проблема и ее структурное  выражение.

Используя терминологию Э. Ноэль, можно утверждать, что основная проблема профессиональной анкеты – перевод исследовательского вопроса в контрольные. Задача переформулирования исследовательского вопроса в контрольные приводит к представлению о блочной структуре анкеты. Блок – связь исследовательского вопроса с набором вопросов для респондента – оказывается инструментом структурирования анкетного метода. Каждое новое обращение к анкетному методу приводит к построению оригинальной системы блоков (батарей) вопросов, которые представляют собой практические правила перевода проблемы заказчика в формулировки, понятные респондентам. Один исследовательский вопрос может соотноситься с десятками анкетных. Систематическое же проведение опросов с применением КАИ-системы означает создание и поддержание сложно структурированных баз данных, хранящих большие объемы как числовой, так и текстовой информации.

Компьютерное  ассистирование интервью.

КАИ (Компьютерное ассистирование интервью) – обширная область исследований на стыке методики социологического опроса и информатики. В компьютерном интервьюировании различаются  три направления: собственно КАИ, методологические проблемы интервьюирования и ассистирующие  компьютерные системы.

Собственно  КАИ – это описание различных  методов компьютерного интервьюирования (телефонного, личного, почтового и  т.п.); их сравнительный анализ, в  том числе изучение отношения  участников опроса к компьютерным новациям, стоимостных параметров технологических  решений. Обязательным аспектом КАИ  является сравнение компьютерного  интервьюирования и опроса на основе традиционной "бумажной" (paper & pen) технологии. Основная задача этого  направления – научное обеспечение  сбора и хранения данных анкетных обследований. КАИ – это современный  этап развития методики анкетирования, наиболее выразительно представленной на русском языке монографией  Э. Ноэль. Описание современных проблем этого направления содержится на сайте Междисциплинарной программы по методологии анкетного исследования. Среди этих проблем – проектирование выборки, разработка вопросника, когнитивные аспекты анкетирования и т.п. Для реализации КАИ созданы программно-аппаратные комплексы, называемые системами компьютерного ассистирования интервьюированию (КАИ-системами: КАИС). Являясь интегрированными системами и отражая всю проблематику компьютерного интервьюирования, КАИС объединяют достижения в методике анкетирования и информационных технологиях. Цель КАИ-системы заключается в обеспечении "удобства пользователя при работе с данными и их обработке". Однако при всей методической оснащенности, современная КАИС создается не с целью моделирования представлений об анкетировании, порождаемых методикой интервьюирования. С самого начала своего создания система рассматривается как технологический инструмент, облегчающий работу социолога в процессе проведения опросов различных видов. Конкретная помощь реализуется в виде таких функций системы, как маршрутизация в больших опросниках, проверка данных при вводе, контроль квотного задания в процессе опроса, обмен файлами с другими программными продуктами, автоматическое накопление данных и т.д.

Структурирование  вопроса для респондента.

Между исследовательским вопросом и вопросом контрольным существует отчетливое различие. Вопрос первого типа является продуктом концептуальных построений и, как правило, ответ на него не может  быть получен на основе непосредственного  опыта (заказчика, респондента, исследователя). Иное дело контрольный вопрос: он должен сводиться к повседневному опыту респондента. Вопрос можно представить в виде двух компонентов: контекстно-зависимого (с помощью которого осуществляется обращение исследователя к опыту конкретного респондента) и контекстно-свободного (когда у всех участников опроса – респондента, интервьюера, исследователя – имеется общий опыт).

Структурирование  компонентов вопроса.

Вводная часть – контекстно-зависимое описание исследовательского сюжета. Это означает, что структурирование вводной части не может осуществляться на основе ее содержания. Иначе говоря, метафора, содержащаяся во вводной части, подлежит структурированию только через ассоциированную шкалу. Вводная часть представлена для участников опроса в виде текста – визуально воспринимаемого набора алфавитно-цифровых символов. Однако эта последовательность символов является лишь средством обращения к метафоре. Метафора вводной части – это вербальная конструкция, с которой респондент не связывает никакого однозначно воспринимаемого прообраза.

Шкала – это контекстно-свободное описание сюжета анкетирования, что позволяет говорить о структурировании этого компонента вопроса. Существуют по крайней мере две структуры отображений специфицирующих метафор вопроса в множества: конструируемая шкала и предопределенная шкала.

Конструируемая  шкала ориентирована на создание набора специфицирующих метафор, понимание которых базируется на конкретной практике респондентов. Именно основываясь на этой практике (через предварительное исследование, пилотажный опрос и аналогичные действия) исследователь создает шкалу в ходе подготовки к анкетированию.

Понятие структурной шкалы возникает в связи созданием однозначно понимаемого вопроса. Однозначность вопроса, достигаемая посредством специфицирующих метафор шкалы, достигается не иначе как через механизмы предварительного согласования смысла используемых метафор. Это

согласование  осуществляется двумя путями: либо общеизвестными процедурами измерения, либо посредством "локально понятных" определений. Анкетный метод не определяет, каким именно способом происходит отображение конкретизирующих метафор во множество. Это может быть пилотажный опрос, создание фокус-группы, обращение к авторитету и т.п. Во всех случаях "на выходе" возникает конструкция множества, воплощающая однозначное понимание сюжетов анкетирования. Отличительной особенностью этой конструкции в анкетном методе является ее условность.

Дальнейшие  определения.

Блок  вопросов порождается необходимостью соотнесения исследовательского вопроса с вопросами для респондентов. Блок – это формулировка метафоры, имеющей смысл для заказчика. Между метафорой и общезначимым опытом респондентов, к которому адресуется анкетный метод с помощью шкал, практически всегда стоит методика переформулирования. Поэтому блок или исследовательский вопрос не нуждаются в собственной шкале. Все шкалы, использованные в блоке, ассоциируются с вопросами для респондентов. Блок обладает визуальными свойствами, которые проявляются в ситуациях предъявления анкеты участнику опроса (процесс интервью, ввод данных, печать документов опроса и т.п.)

Анкета  – это структурированный текст, которым обмениваются участники специфически социологической процедуры – анкетного опроса. Природа этого текста раскрывается с помощью обращения к ряду предметных областей. Среди них в первую очередь мы выделяем теорию метафоры, социологическое измерение, теорию парадигмы и компьютерную верстку. Эти предметные области наделяют анкету соответствующими группами свойств – метафорическими, измерительными, парадигмальными и свойствами текстового документа.

Метафорические  и измерительные  свойства. Предложенное структурирование вопроса позволяет соотнести указанные анкетные свойства с элементами ее структуры. Метафорические свойства анкеты выражены вводными частями вопросов и текстами блоков. Измерительные свойства передаются с помощью представления о шкале. Анкета – это совокупность блоков, обладающая иерархической (древовидной) структурой, надстроенной над ассоциациями метафор вопросов и шкал.

Парадигмальные  свойства. Предложенная структура анкетного метода обладает двумя особенностями. Во-первых, она мыслится как достаточно выразительное описание проблематики анкетирования и позволяет эффективно ставить задачи для программирования КАИ-системы. Во-вторых, конструкции социолога, предъявляемые респонденту, интерпретируются как метафоры, то есть открытые вербальные образования, легко пополняемые в процессе самого опроса.

Визуальные  свойства. Многие фазы анкетирования требуют использования визуальных инструментов (форм ввода, документов опроса и т.п.). Такие инструменты генерируются автоматически на основе иерархии собственно анкетных и визуальных свойств. В нашем подходе ключом к созданию такой иерархии является обработка ассоциаций вводных частей и шкал только в составе блока. Отсюда представление о том, что визуальные свойства, во-первых, появляются у анкеты в полном объеме только на уровне блока, а не отдельного вопроса; во-вторых, они приписываются не отдельному элементу (вопросу), а связке двух объектов, второй из которых (шкала) обладает собственной структурой.

Например, текстовый документ опроса генерируется на основе анкеты как совокупности блоков, причем расположение текстов (вопросов и шкал) в блоке (вид таблиц, списков  и других элементов этого текстового документа) определяется структурными типами, как блока, так и шкалы.

Заключение.

Конечной  целью развиваемого подхода является компьютерное моделирование анкетного  метода в виде "анкетно-ориентированных" компонентов среды визуального  программирования. Условие достижения данной цели – разработка системы  объектов и их свойств, выражающих структуру  представлений об анкетном методе, что осуществляется путем разделения анкетного вопроса на две составляющие: вводную часть и шкалу. Эти  составляющие, с одной стороны, выражают различение и соподчинение метафорических и измерительных представлений, с другой – являются прообразами  программных объектов верхнего уровня, дающих начало иерархии классов объектно-ориентированного программирования. Это предполагает дальнейшую детализацию представлений  о шкале. Структурирование шкал основывается в первую очередь на тех приемах, с помощью которых социолог достигает  однозначного понимания анкетных вопросов. Таких приемов два: сведение метафорических представлений к представлению  о множестве и использование  общепринятого способа измерений. Подобное структурирование рассматривается  нами как детализированная постановка задачи для объектно-ориентированного программирования КАИ-системы. Следующий  этап работы – создание КАИС в виде "анкетно-ориентированных" компонентов  среды визуального программирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Анкетирование как метод социального исследования