Язык Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:48, лекция

Краткое описание

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем.
Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом.
Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации.

Оглавление

Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка.
Общение людей и
Структура коммуникативного акта.
Анализ функций языкового общения.

Файлы: 1 файл

Лекции по риторике.doc

— 395.50 Кб (Скачать)
    • анафора лексическая
    • анафора синтаксическая

 

 

Ирония и  парадокс как риторические средства.

Как быть остроумным.

Опр. Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двух значений рождает смех.

    • шутка
    • юмор
    • острота
    • сарказм – язвительная ирония

Виды смешного:

  1. Смешное возникает при движении от абстрактного понятия к реальности, которая с понятием не совпадает.
  2. Неправильно понятые обстоятельства
  3. Острота как обыгрывание ситуации, когда в трагическом видится комическое.
  4. Преднамеренно смешное – шутка
    • если шутка скрывается за серьезным – ирония
    • если за шуткой скрывается серьезность – юмор
    • самоирония

Виды иронии и средства получения иронии:

  1. антифраз – в противном значении употребляется какое-либо слово
  2. парадокс – утверждение, противоречивое на первый взгляд здравому смыслу, но в глубине своей несущее более глубокий смысл
  3. гипаллаг – рокировка слов в устойчивых словосочетаниях
  4. антомакласис – группа тропов, основанная на многозначности слов, привод. к количественному эффекту
  5. каламбур – как проекция нового слова на старое и возникновение при этом переклички смыслов
    • полисемия – многозначность слов
    • омонимия – близкие значения одного и того же слова
    • омофония – звуковое сходство слов

 

 

 

 

 

Подготовка  к выступлению.

Высказывание – это элементарная, оперативная единица текста.

При порождении высказывания говорящий не обращает внимания на культуру речи, его сознание сосредоточено  на содержании, а память выдает наиболее удобный лексический вариант, основываясь на опыте.

Известен предел, ограничивающий количество слов устной речи. В привычной ситуации речь становится автоматической, неконтролируемой. Но если ситуация усложняется, то в  речи используется «программный уровень». Речемыслительный механизм очень сложен. Процесс формирования высказывания зависит от ситуации речевого общения.

Выделяют цели высказывания:

  1. Ассертивная – констатация фактов, сообщение какой-то информации.
  2. Коммесивная – дать обязательство что-то выполнить.
  3. Директивная – заставить что-то сделать.
  4. Декларативная – заявление о намерениях.
  5. Аксиологическая – дать оценку чему-либо.

 

Схема речемыслительного  механизма.

  1. Мотивация – в начале любого высказывания лежит мотив, на этом этапе у говорящего возникает результат действия, но отсутствует план действия.
  2. Этап внутреннего программирования – его наиболее типичным случаем является возникновение вторичного зрительного образа на языковой основе.
  3. Лексико-грамматический этап – на нем осуществляется переход от внутренней речи к лексико-грамматическому развертыванию.

Выделяют следующие  этапы устного выступления:

  1. Докоммутативный – до выхода в аудиторию.
  2. Коммутативный – поведение оратора перед публикой.

 

  1. Посткоммутативный – анализ выступления и учет его недостатков с точки зрения:
    • полноты реализации замыслов
    • логики изложения

 

Анализ ситуации речевого общения.

Обычно подготовка устного  выступления начинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать  следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать  основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно.

По направленности устные выступления подразделяются на два  вида:

    • агитационное
    • пропагандистское

Цель агитационных речей – быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение.

Цель пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации.

В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.

  1. Оратор эмоционально-воодушевленного типа.

Он вкладывает в слова  не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.

Особенности и наиболее характерные недостатки:

  1. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.
  2. Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.
  3. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке )
  4. Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.
  5. Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит).

Особенности и рекомендации:

  1. Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.
  2. Избегать излишних ссылок и цитирования.
  3. Не затрагивать тем «не по плечу».
  4. Избегать фраз общего содержания.
  5. Не впадать в многословие.
  6. Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.

3) Оратор  здравого смысла.

Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия  и  без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл  и общеизвестные факты.

  1. Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип).

Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против».

Особенности и недостатки:

  1. Оратор часто теряет мысль.
  2. Самая «сильная» речь (адвокатская).

 

Зависимость типа ораторского выступления от стиля  мышления.

Различают три стиля  мышления:

  1. дискурсивный
  2. интуитивный
  3. ассоциативный

Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.

Интуитивный (умозрительный) -  афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.

Силлогизм включает в  себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских философов.

Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.

 

 

 

Коммуникативная точность речи.

Различают два вида точности:

понятийная

предметная.

Если мысль автора соответствует отражаемому фрагменту  реальности, то она точна (текст –  реальность).

Если эта мысль адекватна  выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность (текст – мысль).

На практике используют другие понятия:

Фактическая точность

Коммуникативная точность.

Не всегда использование  слова в ненормированном значении ведет к неточности, иногда это  прием выразительности текста, фразы.

Типы ошибок, нарушающих К.Т.

При смешении слов

    • сходных по значению
    • сходных по звучанию
    • сходных по значению и звучанию
    • несходных не по звучанию, не по значению, но относящихся к одному синтаксическому полю, к одной предметной области.

 

Стратегический этап ораторской деятельности.

Подготовка  устного выступления.

  1. Работа над фактами и теоретическим материалом.
    • как отбирать факты
    • работа с источником
  1. Редактирование текста. Логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность.
  1. Способы выступления. Репетиция речи.

 

 

 

  1. Работа над фактами и теоретическим материалом Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.

Требования к отбору фактов

    • они должны быть достоверны и точны
    • подчинены общей идеи выступления
    • необходимо отбирать только важные и существенные факты
    • важно личное, эмоциональное отношение к фактам
    • необходимо грамотно истолковывать факты

Работа с источниками

Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.

    • при первом знакомстве с литературой необходимо читать текст без предубеждения, критики
    • читать с максимальной пользой, оценивая литературу
    • обязательно вести записи
    • читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы создать «резервные знания»
    • необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.
  1. Редактирование текста.

Способы написания текста

    • пишется полный текст выступления
    • написать речь в виде подробного логического плана
    • пишется краткий план
    • вообще не писать никакого текста

Редактирование текста предполагает также знакомство с  логико-композиционным структурированием  текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации.

Показатели формообразующих  свойств текста

    • дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол-во которых определяется объемом оперативной памяти адресата (слушателя).
    • линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени
    • связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом

Недостатки логико-композиционного  построения текста

    • композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания
    • стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения
    • неумение распорядиться отведенным временем
    • неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории
    • недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов

 

  1. Способы выступления.
    • чтение текста речи
    • воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов
    • сводная импровизация

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: дипломатические речи, торжественные приветствия, доклады официального содержания.

Информация о работе Язык Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи