Противоречия церкви и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:27, задача

Краткое описание

В условиях глобализации и формирования мультикультурного пространства неизбежно образование социальных противоречий. Для решения актуальных проблем современности особую значимость приобретает вопрос взаимоотношений Церкви и государства. Автор статьи Э.А. Сопова приводит анализ имеющихся на сегодняшний день источников и литературы о взаимоотношениях Церкви и государства, что позволяет определить наименее изученные проблемы, а также поднимает следующие вопросы: Имеет ли Церковь влияние на общество?

Файлы: 1 файл

политология реферат.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Совершенно ложным стереотипом, пришедшим  из атеизма и сохранившимся в  научной мысли, является такое толкование светскости, которое отождествляет  ее с антирелигиозным (атеистическим) или внерелигиозным характером государства. Очевидно, что светскость государства не предполагает построения системы государственно-конфессиональных отношений без учета интересов религиозных объединений, верующих граждан и всей совокупности факторов в религиозной сфере [47;48]. Государство обязано учитывать мнение своих граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к традиционным религиозным организациям России, а таких граждан у нас подавляющее большинство. Права меньшинств обязательно должны защищаться, но их нельзя абсолютизировать и прикрывать ими нарушение прав и интересов всего народа.

Достаточно распространенная точка  зрения, что в силу ч.2 ст. 14 Конституции  РФ все религиозные объединения  должны быть максимально изолированы  от общества, а государство «равноудалено» от них, в корне ошибочна и антидемократична, нарушает права верующих граждан. Отделение религиозных объединений от государства предполагает, что они не подменяют собой органов государственной власти, не финансируются во всей полноте своей деятельности государством и пр. Но религиозные объединения вправе участвовать в общественной жизни [37, С. 32; 48]. Таким образом, светский характер государства не может препятствовать его сотрудничеству с традиционными религиозными организациями.

Некоторые ученые подчеркивают конфессиональную нейтральность светского государства, принципиально не приемлющего никакую из религий в качестве официальной идеологии и обеспечивающего гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора. Заметим, что понятие "конфессионального нейтралитета" государства представляется все же нечетким, нуждается в толковании [37, С. 45-83].

На наш взгляд, достаточно верно  определена суть светскости государства  в Основах социальной концепции  Русской Православной Церкви.

Согласно христианской точке зрения, государство есть свойственная народу форма общности, оно суверенно, его цель — земное благополучие всех его членов. Законное насилие, независимо от типа государства, либо обусловлено естественными законами, либо идет от Бога. Вмешательство государства в различные сферы жизни правомерно там, где этого требует общее благо [49; 50, С. 27-36; 51, С. 400-401]. Следовательно, государство — это основной институт гражданского общества, осуществляющий управление им, охрану его экономической и социальной структуры, обеспечение безопасности во всех видах. Оно обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. [41, С. 22].

Представляет интерес позиция  Н.В. Устрялова, исследователя 30-х гг. прошлого века, трактующего государство  не только как власть, народ, территорию, право, но также как систему идей, которая объединяет население в  народ, нацию.

Религия — относительно происхождения  этого слова (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение) существует несколько точек зрения. Наиболее признанными являются трактовки  Цицерона: от лат. relegere (вновь собирать, обдумывать, откладывать на особое употребление) и Лактанция: от лат. religare (связывать, соединять). Соответственно, Цицерон видел существо религии в благоговении перед высшими силами, Божеством; а Лактанций — в союзе благочестия человека с Богом. Определение религии Лактанцием представляется шире, чем определение Цицерона.

Философ С.Н. Трубецкой давал определение  религии, использованное в словаре  Брокгауза и Эфрона как организованное поклонение высшим силам... Религия  не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Диакон Андрей Кураев предлагает такое  определение: «С точки зрения правовых отношений религия есть вид человеческой деятельности. Эта деятельность отличается от остальных видов человеческой деятельности по своим целям... Эти цели могут быть охарактеризованы как религиозные только в том случае, если никакие другие виды человеческой деятельности не ставят своей целью их достижение» [49, С. 26].

Церковь как общественная религиозная  организация является институциональным  образованием общества, а государство, вне всяких сомнений — прежде всего, институтом политической системы.

Церковь является неким морально-этическим  центром и основным источником общечеловеческих ценностей. Православие — это одно из трех основных направлений христианства, которое исторически сложилось и сформировалось как его восточная ветвь. Название «Православие» (от греческого слова «Ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей во II веке. Богословские основы Православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках. Оттуда православная вера попала в 988 году в Киевскую Русь.

В энциклопедическом словаре определение «Православие» обычно дается в двух аспектах: как догматическое учение и как деноминация христианской церкви.

В современном религиоведении различается  религиозная и нерелигиозная  деятельность. Компонентом государственно-церковных  отношений является нерелигиозная деятельность институциональных религиозных субъектов — политических, экономических, научных и т.п.

Социальный институт в рамках социальной системы в целом представляет собой относительно автономное образование, имеющее внутреннюю специфику и тенденции развития. Социальный институт выступает как такое образование, в рамках которого складывается определенная совокупность правил, норм, стереотипов поведения на основе конкретного рода деятельности. По мнению Д.Е. Мануйлова [52],  Церковь как социальный институт дает верующим определенные стандарты и стереотипы мышления и поведения, определяет их отношение ко всему остальному миру.

Так, в целом, Русская Православная Церковь воздействует на процесс  формирования общественного сознания, культуры и повышения ее уровня в России. Более того, мы считаем, что Русская Православная Церковь это делает эффективнее, чем другие социальные институты, участвующие в этом процессе.

Русская Православная Церковь —  крупнейшая конфессия на территории Российской Федерации. Отношения с ней политической власти, государственного аппарата — существенная часть отношений с развивающимся гражданским обществом. Оптимальная модель взаимоотношений государства с Церковью позволяет ему расширять собственную социальную базу за счет верующих граждан. И наоборот, игнорирование опыта российской (в том числе советской) истории чревато конфликтом между властными структурами и верующими, соответственно, первые лишаются их поддержки.

Стоит отметить высокую репутацию  Русской Православной Церкви в мировой политике, которая определяется самостоятельностью Церкви в определении и решении собственных целей, задач. Она не является орудием или проводником внешней политики Российской Федерации. Вместе с тем собственные цели Русской Православной Церкви в данный момент цивилизационного развития нашей страны совпадают с намерениями российского правительства. Однако совпадение это вовсе не является случайным: основные составляющие российской дипломатии — приверженность миру, помощь соотечественникам, в том числе за рубежом, защита целостности и суверенитета России — созвучны представлениям Русской Православной Церкви о предназначении власти, государства.

В условиях же нового кризиса, усугубившего проблемы экономического, социального  и политического характера, Русская Православная Церковь активно включилась в общественную деятельность. Опираясь на православные ценности, Церковь участвует в решении многих проблем не только религиозно-этического характера, связанных с внутрицерковной жизнью, но и общественно-значимых гуманитарных проблем, взаимодействует с государством в различных областях.

Православие, православная этика, православная духовность пронизывают судьбу российского  общества и государства, вошли в  ментальность народа. Следовательно, можно  утверждать, что Православной Церкви, действительно, принадлежит особая роль в цивилизационном развитии России и современных общественных переменах.

Несмотря на развитие положительных  тенденций, все же сотрудничество государства  и Церкви не остается без проблем. Главные проблемы, решаемые Церковью в настоящее время, связаны с преодолением тяжелого исторического наследия, восстановлением материальной, организационной основы, развитием и укреплением внешних связей, необходимых для обеспечения успешной церковной деятельности. Со стороны государства, ключевой задачей, требующей безотлагательного решения, является четкое закрепление правового статуса Русской Православной Церкви, соответствующего ее положению, месту в обществе и позволяющего Церкви развиваться в качестве института гражданского общества, создание условий для ее общественно-полезной деятельности, конструктивного сотрудничества с государственными органами власти и управления, прежде всего, в разработке социальной доктрины, способной определить дальнейший вектор цивилизационного развития российского общества.

Активная деятельность Русской  Православной Церкви во многих сферах жизни общества зачастую вызывает неприязнь  определенных кругов мирового сообщества, незаинтересованных в стабильной России. Это, в свою очередь, позволяет предположить, что они считают Русскую Православную Церковь достаточно сильной, имеющей возможности способствовать консолидации российского общества. Неслучайно современные отношения Русской Православной Церкви и Российского государства, в том числе и в контексте внешней политики, на сегодняшний день получили широкое освещение в средствах массовой информации, как зарубежных, так и российских.

Неслучайно многие политические и  государственные деятели современной  России особо подчеркивают государствообразующую роль Русской Православной Церкви в цивилизационном развитии России. Причем Русская Православная Церковь не пытается вернуть себе статус государственной, но неизменно указывает на тот факт, что культура, самобытность и самостоятельность России все же формировались под влиянием Православия.

В «Повести временных лет» летописец  рассказывает о том, как к князю  Владимиру пришли хазарские евреи  с предложением принять их веру. «Он же спросил: "А где земля  ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме... Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам".  Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?"» [53, с.44].

Микрокосмос. Научно-богословский и церковно-общественный альманах  
Миссионерского отдела Курской епархии Русской Православной Церкви. Выпуск 3. Курск — 2009 

 


Информация о работе Противоречия церкви и государства