Ислам в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:40, доклад

Краткое описание

В советский период вся религиозная деятельность находилась под жёстким контролем и систематически подавлялась. Однако казахи, чьи предки были обращены в Ислам в 9 в., сохранили свою приверженность этой религии. В январе 1990 года в Казахстане было учреждено Духовное управление мусульман. Однако конфликты между верующими и опасение, что в стране распространится исламский фундаментализм, заставили государство ограничить сферу деятельности Ислама. Помимо Ислама суннитского толка и православного Христианства, в республике существуют различные секты и течения (староверы, адвентисты, баптисты, лютеране, кришнаиты и др.).

Файлы: 1 файл

Ислам в Казахстане.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

               Ислам в Казахстане


Религиозная жизнь.

В советский период вся религиозная  деятельность находилась под жёстким  контролем и систематически подавлялась. Однако казахи, чьи предки были обращены в Ислам в 9 в., сохранили свою приверженность этой религии. В январе 1990 года в Казахстане было учреждено Духовное управление мусульман. Однако конфликты между верующими и опасение, что в стране распространится исламский фундаментализм, заставили государство ограничить сферу деятельности Ислама. Помимо Ислама суннитского толка и православного Христианства, в республике существуют различные секты и течения (староверы, адвентисты, баптисты, лютеране, кришнаиты и др.).

История.

На территорию Средней Азии и  Казахстана Ислам начинает проникать  во второй половине VII века, в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. Процесс установления Ислама на территории современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально Ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье в конце Х века. Например, Ислам был уже в Империи Караханидов в конце X века. В настоящее время основная масса казахского населения считает себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере требования Ислама. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе и мусульман.

По  мере расширения монгольского ханства  распространение Ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но Ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так Ислам принял хан Золотой Орды Берке (1255—1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312—1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганду Ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший в 1166 году в городе Туркестан.

Цивилизующее  воздействие Ислама в средние  века испытали многие регионы мира, в том числе и христианская Европа, Индия, Персия. В этом отношении не были исключением и тюркские земли. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.

Во  многом это обусловлено всеохватностью, тотальностью, присущей именно Исламу. В эпоху средневековья «не было границ между Ираном, Афганистаном, Узбекистаном, Казахстаном. Все эти «страны», фетишизация государственных границ возникли позже. Казахстан представлял собой провинцию Ислама. Связи со странами и народами Центральной Азии, Ближнего Востока были довольно интенсивными. Международная торговля, дипломатия, военные предприятия, практика хаджа, путешествия в поисках знаний служили факторами духовно-культурного единения Казахстана с другими частями исламкого мира.

Обращение в Ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

Однако  позиции Ислама из года в год становились  всё более прочными. Постепенно увеличивалось  число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее Ислам в казахских степях.

С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное  внедрение мусульманского права  в жизнь казахов. Арын-газы счёл нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на Шариат.

Заметным  явлением в прошлом веке было продвижение  татар в казахские степи с  целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились  в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды - грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов всё более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама.

Ислам сегодня.

На сегодня количество мусульманских  религиозных объединений в стране составляет 1313, действуют более 5 тысяч  мечетей. По данным Духовного управления мусульман, в республике насчитывается  около 11 млн. мусульман, представляющих 24 национальности.

Основные  направления деятельности мусульманских  религиозных организаций страны: духовное воспитание, благотворительность, просветительство.

В республике функционируют около 20 медресе, к наиболее крупным относятся  медресе в Алма-Ате, Атырау, Талгаре, Таразе, Джезказгане. В международных  казахско-арабском и казахско-кувейтском университетах в Чимкенте есть факультеты "Арабский язык и религиоведение". Кадры специалистов-религиоведов готовит также Казахско-турецкий университет имени Х.Яссауи в Туркестане и Исламский институт в Алма-Ате.

В Казахстане выпускаются исламский  журнал "Мир Ислама", газета, а  так же духовная литература.

Каждый год увеличивается число казахстанских паломников, совершающих Хадж. В среднем свыше 500 граждан Казахстана выезжают в Саудовскую Аравию с этой целью.

Для казахов характерна терпимость к другим религиям.

Ислам в Казахстане исповедуют в  основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, а также татары и башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа (среди них чеченцы, аварцы, ингуши относятся к шафиитскому мазхабу), азербайджанцы (последние у себя на родине в основном придерживаются шиизма), а также есть и русские, принявшие мусульманство, в основном суннитского толка.

Казахам всегда были чужды политизация  Ислама, противостояние светской власти и религиозной элиты, нетерпимость к иноверцам, религиозный фанатизм. За последнее десятилетие эти исторические предпосылки подкрепляются в республике взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая формирует устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму.

Отношения в религиозной сфере  в Казахстане регулируются Законом "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" 1992 года, который, по оценкам специалистов, в полной мере соответствует международным стандартам. Очевидно, что за годы глубоких демократических реформ в Казахстане произошли значительные количественные и качественные изменения и в религиозной структуре страны. Достаточно сказать, что сейчас в Казахстане действуют 2192 религиозных объединений, представляющих 46 конфессий и деноминаций. По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, в которые входят 95% верующих казахстанцев.

Наряду с традиционными конфессиями  свою деятельность в республике осуществляют религиозные объединения нетрадиционных конфессий и новообразований, 246 иностранных миссионеров. Практически деятельность религиозных конфессий в стране - важный фактор, уникальный механизм сохранения и укрепления внутриполитической стабильности и гражданского мира.

Если  вернуться к истории, то началом  возрождения Ислама в Казахстане можно считать 1990 год. С этого времени началось возвращение верующим мечетей, их восстановление и строительство новых, открытие исламских духовных школ. В частности, в Алма-Ате в 1999 году открыта новая Центральная мечеть вместимостью свыше 3 тысяч человек. Событием, получившим позитивный общественный резонанс и имевшим большое просветительское значение, стала организация общенациональным телеканалом "Казахстан-1" совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана в месяц Рамадан телепередачи, длившейся всю священную ночь.

Участие во всех благотворительных акциях органов  власти; организация пожертвований, бесплатных обедов для малоимущих, детей и престарелых; раздача  продуктовых и вещевых наборов; тысячи встреч и бесед по вопросам духовности и нравственности - это обычная практика мусульманских религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодёжью и деятельности духовных учебных заведений.

Русские мусульмане Казахстана.

Интерес к Исламу у представителей народов, которые веками исповедовали другие религии, появляется не только в России. Одним из центров русских  мусульман на постсоветском пространстве сегодня является также Казахстан. Русские мусульмане Казахстана – это очень открытые, позитивно настроенные к окружающим люди. Русские мусульмане в Казахстане - это, помимо прочих, представители интеллигенции, бизнесмены, учёные.

Для XXI века вряд ли следует понимать религиозное  возрождение как простое повторение и реставрацию традиционного  средневекового Ислама (и даже джадидской версии) без духовных приращений и  творческих переосмыслений. Вместе с  тем именно исламское наследие имеет предпосылки стать интегрирующим фактором духовно-нравственного и социального возрождения Казахстана.


Информация о работе Ислам в Казахстане