Ислам. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:29, доклад

Краткое описание

Ни об одной другой религии не говорят и не пишут так много. И дело не в том, что число мусульман в мире растет быстрее, чем число приверженцев других религий (их уже сейчас минимум 1,3 млрд.), а в беспрецедентной политической активности мусульманского сообщества. Ислам можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. Ни в одной другой религии, наверное, нет такого большого числа верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере.

Файлы: 1 файл

Ислам. история и современность.docx

— 45.78 Кб (Скачать)

Ислам. Ни об одной другой религии не говорят и не пишут  так много.

И дело не в том, что число  мусульман в мире растет быстрее, чем число

приверженцев других религий (их уже сейчас минимум 1,3 млрд.), а  в

беспрецедентной политической активности мусульманского сообщества.

Ислам можно назвать самой  сильной и жизнеспособной религией

современности. Ни в одной  другой религии, наверное, нет такого большого

числа верующих, страстно и  самозабвенно преданных своей вере. Ислам

ощущается как основа жизни  и мерило всех вещей. Он привлекает все

больше сторонников. Простота и непротиворечивость устоев этой религии,

отсутствие сложных метафизических конструкций, способность дать

целостную и понятную картину  мира и общества – все это привлекает к

исламу новые массы  людей.

«Цивилизация бедных», «примитивная религия», «самая

воинственная религия», «религия нетерпимости и фанатизма», «религия

пустыни», «религия бесконечного умаления человека» – как только не

называли ислам, и все  эти ярлыки не отражают сути мусульманского

вероисповедания. Прежде всего, следует четко разграничить два  понятия –

ислам как религия и  мусульманское сообщество («умма»).

Ислам возник в VII в. в западной части Аравийского

полуострова, где обитали  арабские племена, исповедовавшие многобожие.

Основателем ислама считается  Мухаммад, по представлениям мусульман –

пророк Аллаха и его  посланник, через которого был передан  людям текст

Корана. Мухаммад родился в Мекке около 570 г. и умер в Медине в 632 г.

Датой основания мусульманской  религии считается 622 г. - год, в котором

свершилась хиджра, то есть исход первых мусульман во главе  Мухаммадом

из Мекки в Йасриб (Медину). От этого года отсчитывается мусульманское

летоисчисление.

Ислам в переводе с арабского  означает «предание себя Богу,

покорность ему». Мусульмане верят, что главная священная  книга – Коран,

представляющий собой  Откровение, слова самого Аллаха –  был устно

передан Мухаммаду ангелом Джибрилом, а после смерти пророка

запечатлен его последователями  в письменном виде. Главная формула

ислама - «шахада» (свидетельство, исповедание веры) гласит: «Нет

божества, кроме Аллаха, и  Мухаммад – посланник Аллаха».

Мухаммад выступал в трех ипостасях: посланник Мухаммад выступал в трех ипостасях: посланник Аллаха, пророк и имам - предводитель «уммы» (общины правоверных). После его смерти должность халифа (заместителя) должен был занять один из его сподвижников.

Верхушкой общины на эту  должность был избран сначала

Абу Бакр, а затем последовательно Умар, Усман и Али. Сунниты считают

всех их четырьмя «праведными  халифами», но шииты (это название идет от

«шиа» Али - партии Али) рассматривают первых трех как узурпаторов,

лишивших власти единственного законного наследника пророка – Али,

который был двоюродным братом и зятем Мухаммада.

 

Название «сунниты» (люди сунны) не означает, что только они  верят

в сунну, вторую священную  книгу мусульман, содержащую описание

поступков Мухаммада и его высказываний. Сунна, объясняющая Коран и

дополняющая его, почитается всеми течениями ислама, включая шиитов,

как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение

или мнение угодно Аллаху. Коран  и сунна лежат в основе шариата,

комплекса предписаний, определяющих убеждения, формирующие

нравственные ценности мусульман. Шариат (от слова «шариа» - прямой,

правильный путь) воспринимается мусульманами как исламский образ

жизни в целом, всеобъемлющий  исламский комплекс правил поведения,

включающий также юридические нормы и обычаи. На шариате построен

фикх - исламское право и юриспруденция.

 

Шариат, а следовательно и ислам в целом, дает целостное объяснение

мира, определяет отношение  человека к другим людям, обществу,

государству. Все поведение  индивида от рождения до смерти укладывается

в рамки предписаний, четко  отрегулировано. Ислам – ясная и даже простая

религия, без таких понятий, как божественная троица и искупление

первородного греха, как  у христиан, или перевоплощение душ, как у

индуистов. Поэтому в принципе мусульманин должен чувствовать  себя в

этом мире совершенно спокойно, уверенно и душевно комфортно. Все, что

от него требуется –  это неукоснительно выполнять четкие и не

допускающие разночтения  предписания Аллаха, идти праведным  путем,

подчиняться строгому и суровому, но в то же время милостивому и

милосердному Богу. Кроме  того, мусульманин всегда должен ощущать

4

свою принадлежность к  «умме» - всемирному сообществу единоверцев.

Отсюда – мусульманская  солидарность, осознание общности, братства.

вначале было единство, сплоченность, фанатизм.

Вдохновленные новой динамичной верой, арабские воины в эпоху  первых

халифов пронеслись, подобно  урагану, по Азии и Северной Африке,

опрокидывая царства и  завоевывая народы. В период расцвета ислама

территория халифата доходила до границ Китая на востоке и Франции  на

западе. Большинство завоеванного населения было обращено в ислам,

остальные были «неверными»: отношение к ним было весьма

пренебрежительным. И все  же мнение об изначальной нетерпимости ислама

и мусульман можно считать  спорным.

Безусловным фактом является то, что все те, кто исповедуют

иную религию, рассматриваются  как «неверные» и тем самым

неполноценные, люди низшего  порядка. Мусульмане – это избранная

Аллахом общность именно потому, что они – единственно истинные

правоверные. Однако, вопреки  распространенному мнению, ислам  не

стремится к уничтожению  «неверных» и не нацелен на то, чтобы все люди

на земле стали мусульманами. Перед населением завоеванных стран  был

поставлен выбор: либо принять  ислам, либо сохранить свою веру, но тогда

платить специальный налог  «джизья» и смириться с положением

второсортных жителей  империи. Все не мусульмане считаются  неверными,

но и тут была установлена  своя градация: многобожники, язычники – хуже

всех, заслуживают только презрения и отвращения. Люди двух других

«авраамических» религий - христиане и иудеи - стоят выше язычников: это

«заблудшие души», первоначально  тоже мусульмане, но поддавшиеся

соблазну и прислушавшиеся к ложным, искажающим ислам учениям. С

точки зрения мусульман, изначально и Тора и Евангелие были ниспосланы

в таком же чистом виде, как  Коран, но потом иудеи и христиане  их

исказили. Как иудеи и  христиане, мусульмане почитают патриархов,

начиная с Ноя, признают пророков, в том числе Авраама (Ибрахима),

Давида (Дауда) и Иисуса (Иса), хотя и отрицают божественную природу

Христа.

Средневековая арабо=мусульманская культура стала на какое=то

время вершиной мировой цивилизации, ее блестящий расцвет затмил

европейскую христианскую культуру. Авиценна. Аверроэс, аль=Газали –

эти и другие выдающиеся мыслители, благодаря своим работам, ставшим

известным в европейских университетах, оказали могучее влияние на

развитие философии и  богословия в Европе.

Увы, этот расцвет был  по историческим меркам недолгим. Великая

мусульманская империя, точнее, два сменивших друг друга халифата –

Омейядский со столицей в Дамаске (просуществовавший с 661 г. до 750 г.),

и Багдадский (750–1258 гг.) – пала под натиском новых завоевателей.

Смертельный удар арабскому  халифату нанесли монголы, завоевавшие  в

1258 г. Багдад, после чего  халиф правил в Каире, практически

подчинившись мамлюкам. Но к этому времени уже выдвинулся новый

народ, которому было суждено  перехватить у арабов знамя мусульманской

государственности. Это были огузы – туркмены, мигрировавшие из

Средней Азии. Самый могущественный род этого тюркоязычного

сообщества, воинственные и  энергичные Османы, заложили основы

мощной мусульманской  державы, вошедшей в историю под  названием

Османской империи. Турки=османы овладели Арабским Востоком,

Византией, Балканами, Сицилией, воевали с европейцами на Средиземном

море, дважды подходили к  стенам Вены.

Но тюркские завоеватели  так и не смогли покорить Иран, который

под названием Персии стал второй могучей мусульманской державой. Еще

одно мусульманское государство, Кордовский халифат, до конца ХV в.

продержался на юге Испании. В последующие столетия Европа имела  дело

с исламским миром, представленным Османской империей, воевала и

торговала с турками, и  лишь Россия противостояла как Турции, так и

Ирану, в результате многочисленных войн утвердила свою власть над

территориями Закавказья.

Россия столкнулась с  исламом и внутри своей постепенно

складывавшейся империи. Первым врагом была Золотая Орда; в 1312 г. хан

Узбек обратил своих подданных  в ислам. Те монголо=татары, которые не

желали переходить в ислам, уходили на службу к московским властителям.

Значительную часть бояр и других служилых людей московского  царя

составляли представители  татарской знати. Татарские эмиры  и их

соплеменники, принимая православие  и смешиваясь с русскими, дали

начало множеству семейств российского дворянства. Из татар  вышли такие

фамилии, как Аксаков, Алябьев, Бердяев, Булгаков, Гоголь, Горчаков,

Державин, Карамзин, Кропоткин, Милюков, Мичурин, Рахманинов,

Салтыков, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Тютчев, Ушаков, Чаадаев,

Шаховской, Шереметьев и  многие другие. Еще в ХVIII в. около 17%

русской знати составляли потомки выходцев из верхушки ордынских

феодалов1.

Освободившись от ига Золотой  Орды в 1480 г., Русь вынуждена была

обороняться от наследников  этой державы – степных ханов, требовавших

от Москвы дани и покорности, непрерывно нападавших на русские земли и

грабивших их. Однако были не только войны, но и союзы. С начала ХVI в. в

грамотах крымских и ногайских ханов московского государя уже

именовали «Великого улуса  Великий князь», а поскольку таким  названием

прежде обозначалась Золотая  Орда, выходило, что ее законным преемником

признавались правители  Москвы. После взятия в 1552 г. Казани и в 1556 г.

Астрахани московский государь был фактически признан законным

правителем бывших ордынских  территорий, кроме Крыма. C крымскими

ханами, за которыми стояла Турция, еще долго пришлось воевать. В ХVIII

в. России пришлось столкнуться  с горцами Северного Кавказа (ислам  стал распространяться в Чечне еще с ХIV в.). В XIX в. шла Кавказская война,

в которой Российской империи  противостояли мусульмане Дагестана  и

Чечни, создавшие имамат. Самый знаменитый из имамов, Шамиль, воевал с

Россией четверть века. Наконец, в ХIХ в. к России была присоединена

Средняя Азия.

После Первой мировой войны Османская империя перестала

существовать. Турция превратилась в светскую республику. Арабские

страны, избавившись от османского владычества и пройдя через стадию

неоколониальной «опеки» западных держав, стали добиваться

независимости. Этой цели они  добились уже после Второй мировой войны.

Появились десятки государств, обычно называемых «мусульманскими»;

возник термин «исламский мир». Мусульманские страны чрезвычайно

разнообразны – и по языку, и по культуре, и традициям, и по

экономическому положению. Ничто, кроме религии, не служит общим

знаменателем для столь  разных во всех отношениях народов, как,

например, курды и индонезийцы, или марокканцы и афганцы. В

мусульманском мире весь образ  жизни основан на религии до такой

степени, что сами термины  «ислам» и «исламская цивилизация» могут

звучать почти как синонимы.

Но поскольку ислам - это  больше, чем религия - это также  фактор

идентичности, мусульманская  цивилизация объединяет людей, которые  при

всем различии в менталитете  и традициях, осознают свою принадлежность

к некоей не только религиозной  общности. Это осознание, в отличие  от

того, каким обладают этнические группы, не отражает общности

исторической судьбы (какие  воспоминания о совместно пережитом

прошлом могут быть, скажем, у жителей Египта и Бангладеш) и не

включает в себя элементы этнической и языковой близости. Оно  связано с

духовной и культурной традицией. Принадлежность к мусульманскому

сообществу поэтому порождает  особого рода солидарность, базирующуюся

не только на едином вероисповедании, но и на вытекающем из устоев

ислама мироощущении, отношении, как к отдельным людям, так  и к

обществу в целом, к  идеям, вещам и природе. Именно это, а не только

религия сама по себе, позволяет  говорить о существовании исламской

цивилизации.

Эта цивилизационная солидарность является сегодня несомненным

фактом. Бесчисленные конфликты  и войны между мусульманами ничего в

этом смысле не меняют. Цивилизации не бывают монолитными и

бесконфликтными; в двух мировых войнах прошлого столетия

большинство жертв составляли люди одной и той же западной

цивилизации. Если говорить о « мире ислама» в буквальном смысле, то этот

термин не в большей  мере отражает реальность, чем «  славянский мир» или

« англо=саксонский мир».

Термин «исламский мир» как  бы подразумевает некую совокупность

государств. Но как быть с  мусульманами, живущими в отнюдь не

исламских странах: в Индии, где насчитывается 150 млн. мусульман, в

России, в Западной Европе? Вряд ли татарин из Казани или узбек  из

Информация о работе Ислам. История и современность