Взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
7
1.1. Развитие познавательных психических процессов без речевой патологии
7
1.2. Особенности развития познавательных психических процессов при общем недоразвитии речи
11
Выводы по первой главе
14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
15
2.1. Организация и описание исследования
15
2.2. Обоснование и выбор методов и методик
16
2.3. Представление и анализ результатов исследования
21
Выводы по второй главе
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 109.02 Кб (Скачать)

6. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: "Академия", 2008 - 240 с.

7. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003 – 144 с.

8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, - М. Просвещение, 1988, 211с.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.

10. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М , Л , 1935 – 26с.).

11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников — М., 1985

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1989.

25

13. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, ОНР 1985. – 207с., ил.

14. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.- М.: Просвещение,1991.

15. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., Просвещение, 1975.- 239с.

16.Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1996. 176с с.

17. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1964.

18. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Логопед в ДОУ).

19. Филичева Т.Б. «Особенности речевого  развития дошкольников» // «Дети  с проблемами в развитии», 2004 №1.

20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное  обучение и воспитание детей 5-летнего  возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. – 44 с.

21. Эльконин Д.В. Психология игры. - М., 1978.

22. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии, 1999, № 5.- 3-10 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

26

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. 

Дидактические игры

1.«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Оборудование: картинки с изображением на каждой из них множества однородных предметов или группы однородных предметов (вилки, ложки, чашки, тарелки и т.д.)

Ход игры:

Сначала нужно назвать предметы. Потом закрыть глаза. Логопед убирает одну из картинок (или одну группу однородных предметов). Открыв глаза, ребенок должен ответить на вопрос «Чего не стало?».

2.«ЗАПОМНИ С ЧЕМ»

Оборудование: предметы группами по четыре, коробка, ящик и пакет.

Ход игры:

Логопед на глазах у ребенка кладет в пакет 2 грибка, в коробку - 3 матрешки, в ящик - 4 кубика. Меняет пакет, коробку и ящик местами и предлагает вспомнить, с чем пакет? С чем коробка? С чем ящик?

3.«ПУТАНИЦА»

Оборудование: фишки для правильных ответов.

Ход игры:

Логопед задает вопросы типа:

- В море плавает рыба? (Да) - Ты  в красном платье? ( Нет)

- На небе есть солнце? (Да) - У  тебя есть игрушки? (Да, много)

Включаются и провокационные вопросы.

Дети предупреждаются, что слушать надо очень внимательно и в ответ включать слова: да, нет, много или мало. Игра идет в быстром темпе. 4.«СЛОЖИ УЗОР»

Оборудование: карточки с изображением последовательно расположенных разноцветных геометрических фигур: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый прямоугольник, черный овал;                 27

Ход игры:

Предъявляется одна из карточек и предлагается внимательно рассмотреть и запомнить расположение фигур. После этого нужно самостоятельно составить из геометрических фигур аналогичный узор. После завершения работы результаты проверяются, сверяются с образцом. Далее идет обсуждение по вопросам логопеда:

-Где расположен круг относительно  других фигур?

-Объясни месторасположение овала  относительно других фигур. И  так далее.                                                                                                                       

Затем можно предложить для образца другую карточку с теми же геометрическими фигурами, но расположенными в другой последовательности. Работа ведется аналогично.

5.«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Оборудование: рисунки, на которых изображены предметы с недостающими частями. Например, стол на двух ножках, стул на одной ножке, пиджак без пуговиц, машина с одним колесом и т.д., карандаши.

Ход игры:

Предлагается ответить на вопрос: Чего не хватает, и дорисовать нужные детали. Например, столу не хватает двух ножек; машина без трех колес, велосипед без руля.

6.«СЛОЖИ САМ»

Оборудование: 4 палочки, 4 квадрата, 4 прямоугольника, 4 треугольника, 4 кружка – разных цветов.

Ход игры: по образцу нужно выложить предложенную фигуру из этих форм – домик, машина, башня, лодка, елочка.

Сложив фигуру, ребенок отвечает на следующие вопросы:

-Из чего ты сложила домик?

-Какого цвета тебе понадобились  квадраты для домика?

-Какого цвета ты использовала  треугольники для домика?               

28

-Сколько кружков и какого цвета тебе понадобилось?

-Каких фигур ты использовала  больше всего?

Далее, игру можно усложнить, раздав меньшее количество фигур, чем требуется для предложенных конструкций и задаются следующие вопросы:

- Каких фигур тебе не хватает?

- Фигуры какого цвета ты хотела бы добавить?

 7.«СЛОЖИ КВАДРАТ»

Оборудование: произвольно разрезанные на несколько частей цветные квадраты.

Ход игры: Предлагается сложить квадрат. После выполнения задания предъявляется ряд вопросов:

-Из каких фигур получился  квадрат?

-Из скольких фигур получился  квадрат?

-Сколько треугольников вы использовали?

-Сколько квадратов вам понадобилось?

Приложение 2.

Методика «Изучение природной памяти дошкольников»

Раздел:  Психодиагностика  -  Познавательные процессы

Исследование проводится в два этапа: подготовительный и диагностический.

Подготовительный этап. На рисунке 3 содержится карточка, на которой изображена фигура, состоящая из трех пересекающихся линий; необходимо изготовить точно такую же карточку. Для работы потребуются: карандаши, часы с секундной стрелкой, листок чистой бумаги без клеточек и линеечек, размером 10×15 см (размер должен совпадать с размером карточки).

Диагностический этап. После того как все необходимое подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Усадите ребенка за стол. Взрослый располагается напротив. Ребенку следует дать чистый лист бумаги и карандаш.

 

29

Рис.3. Карточка для исследования памяти дошкольника.

Инструкция ребенку: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что я сейчас покажу карточку, буду предупреждать словом - «Внимание!» После того как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».

Ребенок после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка по 2 секунды показывается до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал.

В правильном рисунке должны быть соблюдены:

приблизительно размеры фигуры, наклон фигуры, количество линий и количество их пересечений.

Чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 сек х количество показов карточки.

Оценка результата:

а) если на запоминание потребовалось 10 секунд и менее, то это говорит о сильной природной памяти ребенка;

б) если на запоминание потребовалось от 12 до 30 секунд — природная память средней силы;

в) если же полученный результат составляет более 32 секунд, то сила природной памяти ниже среднего.                                                                        30

Изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Использование методики Д. Векслера позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка.

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты опыта:

1. Две перекрещенные линии и  два флажка — 1 балл;

правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный  на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким  в нем — 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным  углом на каждом краю —    1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат —  14 баллов.

31

О хорошей  зрительной  памяти  свидетельствует результат — 10 и выше баллов, о средней – 9 – 6 баллов и о низкой – 5 – 0 баллов.

Изучение слуховой памяти дошкольников по методике «10 слов»

Ребенку зачитывают 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Воспроизведение – 10 – 7 слов после первого прочтения свидетельствует о высоком уровне слуховой механической памяти, 6 – 4 слов свидетельствует о среднем уровне, 3 – 0 – о низком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь развития речи и познавательных психических процессов