Введение надгрупповых целей, как способ урегулирования этнических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:56, реферат

Краткое описание

Проблема этнических конфликтов и способах их регулирования в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных. Это объясняется тем, что подобного рода конфликты довольно трудноразрешимы, а также являются наиболее распространённым источником политической нестабильности.
В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран. Таким образом, людям разных национальностей, так или иначе, приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда. По данным Института мира в Осло за период с 1990 по 1999 г. В 80 странах мира зарегистрировано 118 вооружённых конфликтов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I . Этнические конфликты ………………………………………………….5 1.1 Сущность этнических конфликтов …………………………………………...5 1.2 Причины возникновения этнических конфликтов …………………………..7
Глава II. Введение надгрупповых целей, как способ урегулирования этнических конфликтов ……………………………………………………….10
2.1Методы урегулирования этнических конфликтов…………………………10
2.2 Формирование надгрупповых целей и идентичности……………………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат этнические конфликты.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

По мнению А.Г. Здравомыслова, источником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур. Собственно, это - политологический подход, в котором первоочередное внимание уделяется трактовке роли национальной элиты в мобилизации чувств в процессе межнациональной напряженности и её эскалации до уровня открытого конфликта.

Итак, именно вопросы власти, роли местных национальных элит, стремящихся к её обладанию, связи властных органов и процессов распределения правомочий, экономических ресурсов, материальных благ, обладание определенными привилегиями – являются исходной основой для понимания причин возникновения этнических конфликтов, ущемления прав личности, интересов конфликтующих сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Введение надгрупповых целей, как способ урегулирования этнических конфликтов

  2.1Методы урегулирования этнических конфликтов

        Урегулирование межгрупповых — и этнических в том числе — конфликтов, при котором происходит трансформация, т.е. перевод противоборства на иной, общественно безопасный уровень, предлагают сторонники разных психологических теорий. Полное разрешение этнических конфликтов психологическими методами — утопия. К столь нерадостному заключению приходят практически все исследователи данной проблемы, какой бы теоретической ориентации они ни придерживались.

        Сторонники рассмотрения межгрупповой враждебности как продукта универсальных психологических характеристик подчеркивают, что нет шансов избежать насильственного разрешения конфликта интересов, поскольку невозможно ликвидировать агрессивные склонности человека. Но и при столь пессимистических взглядах они ищут методы борьбы с деструктивными формами межгрупповых отношений.

          По мнению З.Фрейда, необходимо предпринимать попытки так изменить направление человеческой агрессии, чтобы она находила свое выражение не в виде войны. В этом может помочь установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, понимаемую Фрейдом как достижение общности чувств. Несколько способов, помогающих справиться с деструктивной агрессией, предлагает Лоренц. Он утверждает, что предотвратить ее социально вредные проявления способна переориентированная агрессия, например культурно-ритуализированная форма борьбы между группами — спорт. Но самыми мощными силами, противостоящими агрессии, австрийский исследователь считает: личное знакомство людей разных наций, так как именно анонимность облегчает прорывы агрессивности и воодушевление людей одним идеалом.

Более оптимистичной выглядит концепция Т.Адорно, так как личность авторитарного типа формируется в процессе семейной социализации, а общество способно повлиять на тип отношений между родителями и детьми.

Действительно, исследования психологических причин авторитарных режимов, привлекшие внимание самых широких кругов общественности, способствовали тому, что в послевоенные годы в Европе и США произошли значительные изменения в характере семейных отношений. На смену строгости и эмоциональной сухости пришли отношения более непосредственные и свободные.

Таким образом, можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

- каждая из враждующих группировок  должна иметь единое командование  и контролироваться им;

- стороны должны контролировать  территории, которые обеспечивали  бы им относительную безопасность  после заключения перемирия;

- достижение состояния определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей;

- присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес  сторон к достижению перемирия  и добиться признания этнического меньшинства в качестве стороны в конфликте;

- согласие сторон на "замораживание" кризиса и на то, чтобы отложить  всеобъемлющее политическое урегулирование  на неопределенный срок;

- размещение по линии разъединения  миротворческих сил, достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий.

 

 

 

 

2.2 Формирование надгрупповых целей и идентичности

 

М.Шериф, который видел цель своих исследований в выявлении стратегий для трансформации враждебных межгрупповых отношений в кооперативные, предложил простое лекарство для лечения межгрупповых конфликтов – введение надгрупповых целей, имеющих равную привлекательность для обеих групп, но достичь которых они могут, только объединив усилия.

В качестве надгрупповых целей для человечества, способных предотвратить глобальную войну, сторонники теории реального конфликта рассматривают решение экологических задач, ликвидацию последствий стихийных бедствий, борьбу со смертельными болезнями. Но следует иметь в виду, что Шериф даже в своем лабораторном эксперименте не смог добиться полного разрешения конфликта. Задачу психолога он видел не в устранении конфликта интересов, а в том, чтобы помочь людям изменить восприятие ситуации: меньше значения придавать различиям интересов и приоритетными рассматривать надгрупповые цели.

Понятие надгрупповых целей творчески использовали американские психологи, предложившие способ улучшения межэтнических отношений в десегрегированных школах. Они работали с малыми группами школьников, состоящими из представителей различных этнических и расовых общностей. Метод, названный «головоломкой», заключался в том, что материал, задаваемый учащимся, делился на всех членов группы. Чтобы выполнить задание, каждый ребенок должен был не только выучить свою часть, но и объединившись с другими членами группы, восстановить всю переданную информацию, т.е. «собрать головоломку». Иными словами, были созданы условия взаимозависимости школьников при выполнении общего задания.

Применение описанной процедуры способствует улучшению межэтнических отношений в коллективах школьников, так как между представителями разных общностей налаживается дружба. Кроме того, повышаются самооценка и достижения представителей групп меньшинств.

Но в широком масштабе изменить восприятие конфликтной ситуации с помощью надгрупповых целей чрезвычайно сложно. Во-первых, само обеспечение кооперативного взаимодействия конфликтующих групп сталкивается с серьезными препятствиями: пока обе общины в Северной Ирландии – и католическая, и протестантская – настаивают на раздельном обучении, программа создания единых школ просто не может быть реализована. Во-вторых, даже если удается добиться кооперативного взаимодействия двух групп, оно не всегда способствует урегулированию конфликта. По мнению сторонников теории социальной идентичности, во многих случаях сама категоризация на «мы» – «они» делает невозможным смягчение межгрупповой враждебности. Надгрупповые цели «срабатывают», если группы кооперируют без ущерба для групповой идентичности. Но явные межгрупповые различия могут оказаться препятствием даже для улучшения представлений о чужой группе, не говоря уже о смягчении напряженности.

Поэтому психологи школы Тэшфела основную стратегию урегулирования конфликтов видят в уменьшении, и в конечном счете, устранении различий между своей и чужой группами. А наиболее эффективным социально-психологическим подходом к этому они считают стимулирование трансформации межгрупповых отношений в отношения внутригруп-повые через создание общей или надгрупповой идентичности. Сверхцель подобной декатегоризации – общество, лишенное культурных, расовых и других межгрупповых различий, целое общество, пораженное «цветовой слепотой».

Однако зададим себе вопрос, во-первых, о возможности, во-вторых, о желательности достижения такой цели. Ответ будет отрицательным в обоих случаях. Межэтническая и межкультурная гомогенность невозможна, так как многие категории, в том числе и этнос, можно уничтожить, только уничтожив всех его членов. Она нежелательна из-за возможной утраты культурных различий, обогащающих человеческое сообщество.

При урегулировании этнических конфликтов часто помогает не надгрупповая идентичность, а введение дополнительных идентичностей для членов противоборствующих групп. Французские психологи использовали этот способ после окончания второй мировой войны, создавая франко-германские клубы для школьников и формируя спортивные команды из представителей двух народов. Идентификация с командой оказывалась очень значимой для детей, а влияние этнической идентичности уменьшалось. В этом случае происходит пересечение категорий – член чужой группы при одной категоризации оказывается членом своей группы при другой, в результате межгрупповые границы размываются.

Таким образом,  введение надгрупповых целей для разрешения этнических конфликтов является неидеальным способом. Успех может быть достигнут, как правило, только на тех этапах конфликта, когда он существует в восприятии сторон – до начала конфликтных действий и после их завершения. Ни один из психологических способов урегулирования конфликтов не является идеальным, так как ни один психологический механизм не способен разрешить социальные проблемы. Но даже не изменяя социальную ситуацию, психологические подходы способствуют переориентации человеческой агрессии, установлению более естественных отношений между родителями и детьми, объединению людей вокруг общих целей, уменьшению влияния на человеческие взаимоотношения грубых механизмов межгруппового восприятия и перемещению центра тяжести на отношения межличностные. И для достижения этих благородных целей необходимо использовать возможности всех рассмотренных моделей, вне зависимости от того, какая теоретическая концепция за каждой из них стоит.

 

 

 

Заключение

Обострение этнических проблем во всём мире усилило внимание к методологическим и концептуальным поискам в сфере этнических конфликтов. Межнациональные конфликты как социальное явление – это столкновение интересов разного уровня и содержания и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов. Это означает существование национальных противоречий и проблем, вызывающих межнациональные конфликты, что, в свою очередь, порождает необходимость изучения причин их возникновения.

Именно вопросы власти, роли местных национальных элит, стремящихся к её обладанию, связи властных органов и процессов распределения правомочий, экономических ресурсов, материальных благ, обладание определенными привилегиями – являются исходной основой для понимания причин возникновения  этнических  конфликтов, ущемления прав личности, интересов конфликтующих сторон. Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи. Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

Таким образом, этнический конфликт – это любая конкуренция между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов – во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.

Ни один из психологических способов урегулирования конфликтов не является идеальным, так как ни один психологический механизм не способен разрешить социальные проблемы. Но, даже не изменяя социальную ситуацию, психологические подходы способствуют переориентации человеческой агрессии, установлению более естественных отношений между родителями и детьми, объединению людей вокруг общих целей, уменьшению влияния на человеческие взаимоотношения грубых механизмов межгруппового восприятия и перемещению центра тяжести на отношения межличностные. И для достижения этих благородных целей необходимо использовать возможности всех рассмотренных моделей, вне зависимости от того, какая теоретическая концепция за каждой из них стоит. Одним из основных способов разрешения этнических конфликтов является введение надгрупповых целей, имеющих равную привлекательность для обеих групп, но достичь которых они могут, только объединив усилия.

В отношении культуры этническая идентичность, в силу дихотомии друг/враг, всегда селективна, хотя теоретически вполне допустимо мирное сосуществование культур. Ещё С.Н. Булгаков отмечал, что сближение существования многих наций порождает между ними не только чувство солидарности, но и борьбы. Культурные особенности сами по себе не могут быть причиной, каких бы то ни было коллизий, а тем более конфликтов.

Но как бы не различались культурные и политические традиции, государственные устройства, всё же есть общее понимание таких категорий как толерантность, терпимость. Терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия, это свойство открытости и свободного мышления, личностная или общественная характеристика, предполагающая осознание многомерности социальной среды и мира.

 

Список литературы

 

  1. Волков Ю.Г. Политическое состояние общества Юга России в постперестроечное время: слияние, перспективы, ожидания // Ученые записки Донского юридического института, Том 15. Ростов-на-Дону, 2003, с.311-312.
  2. Давитадзе М.Д. Причины возникновения и стадии развития межнациональных конфликтов // Стабилизация ситуации и мирное развитие на Северном Кавказе. 1-я Межд. науч.-практ. конф. М., Пробел, 2009.
  3. Доронченков А.И. Русские между прошлым и будущим // Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX–XXI веков. Материалы Междун. науч.-теорет. конф. 13–15 мая 1998. Орел, ГТУ, 2008, с.11.
  4. Журнал «Конфликтология» Центра конфликтологии Института социологии Российской Академии Наук, №1, 2004. – Статья. Кокшаров Н.В. Причины и факторы межнациональных конфликтов.
  5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2007, с.90-92.
  6. Иванов В.Н. Россия федеративная (кризис и пути его преодоления). М., Институт социально-политических исследований РАН, 2005, с.20.
  7. Крысько В. Г. Этническая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
  8. Слюсарянский М.А., Разинская В.Д., Баландин А.М., Прокина Т.А. Проблемы национальных отношений в условиях перехода к рынку (региональные особенности) // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., ИЭА РАН, изд-во Старый сад, 2008, с.115-116
  9. Старовойтова Г. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. СПб., 2004, с.143
  10. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 368 с.
  11. Cоциология межнациональных отношений в цифрах. М., Институт социально-политических исследований РАН. Центр социально-политических и региональных отношений. 2009, с.223.
  12. Тутинас Е.В. Права личности и межнациональные конфликты. Монография. Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России. 2006, с.20
  13. Федерализм: Энциклопедия слов. – М.: Аспект Пресс, 2007.
  14. Чешко С. В. Кризис доктрины самоопределения // Этнографическое обозрение. 2004. № 2, с. 3–17.
  15. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб.: Питер, 2006

Информация о работе Введение надгрупповых целей, как способ урегулирования этнических конфликтов