Врожденное и приобретенное в личности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:44, реферат

Краткое описание

1. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Различия в психики животных и человека.

2. Мозг и психика. Основные функции психики и психические процессы.

3. Социализация как процесс прижизненного присвоения человеком со-циального опыта.

4. Основные свойства и особенности личности человека как продукт прижизненного развития.

Файлы: 1 файл

рефератик.docx

— 39.20 Кб (Скачать)

Тема: Врожденное и приобретенное в личности человека

 

План.

 

1. Развитие психики в  процессе филогенеза и онтогенеза. Различия в психики животных  и человека.

 

2. Мозг и психика. Основные  функции психики и психические  процессы.

 

3. Социализация как процесс  прижизненного присвоения человеком  со-циального опыта.

 

4. Основные свойства и  особенности личности человека  как продукт прижизненного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Различия в психики животных и человека

 

     Филогенез (от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Термин «филогенез» был введен немецким биологом          Э. Геккелем. В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (на уровне ощущений).  Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающиеся) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных (прежде всего человекообразных обезьян) – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. 

       Онтогенез (анг. ontogenesis) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития – попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития – это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.

Различия  в мышлении человека и животного. 

 

     Существенно различаются язык животных и язык человека. Животное может лишь подать сигнал по поводу явлений, ограниченных данной конкретной ситуацией. Экспериментами доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление, абстрактные способы мышления им не свойственны. Человек может при помощи языка информировать других о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Благодаря языку человек может получить знания о явлениях, с которыми он никогда лично не сталкивался. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. 

 

      Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно.

Человек же создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет  его. Человек пользуется орудием  сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних  и передает его другим. 

 

      Животные, как и люди способны  испытывать положительные и отрицательные эмоции, радость и страх.Однако существует мнение, что только человек обладает развитой способностью сопереживать горе или сорадоваться.

Неоспоримо лишь одно - только человек может наслаждаться картинами  природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

 

    Развитие психики животных связывают с законами биологической эволюции.

Развитие же человеческой психики и сознания подчиняется  законам исторического развития. И животные и человек обладают комплексом инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И животное и человек способны приобретать опыт. Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику, причем этот процесс начинается с рождения. Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными человек не становится человеком: не будет развитых (собственно человеческих) чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению. И случаи воспитания человеческих детей среди животных показали, что у них не возможно обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. Таким образом «история Маугли» - это миф. В то же время маленькая обезьянка без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мозг и психика. Основные функции психики и психические процессы

 

      Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.

      Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

      На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

             Функций психики три: коммуникативная, познавательная и регулятивная.

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.

Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная – обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

        Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

        Говоря о психическом отражении, следует иметь в виду, что оно обращено не только к настоящему, но и к прошедшему, и к будущему. Это означает, что на отражение настоящего оказывает влияние не только оно само, но и прошлый опыт, хранящийся в памяти, а также прогнозы человека в отношении будущего.

         В целом психическое отражение имеет следующие специфические особенности:

•   это самый сложный и наиболее развитый вид отражения; 
•   оно позволяет правильно отражать окружающую действительность, что                               потом  подтверждается практикой; 
•    оно имеет активный характер, т.е. связано с поиском и отбором способов действий, адекватных условиям среды; 
•  оно постоянно углубляется и развивается в ходе деятельности; 
•  оно субъективно; 
•  оно носит опережающий характер.

       Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов. 
Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.

 

 

Психические процессы

 

        Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.      Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений; они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Физиологическим аппаратом, при помощи которого возникает ощущение, является анализатор. Для того чтобы человек имел нормальные ощущения, нужно здоровое состояние все трех отделов анализатора: рецептор проводящий; нервный путь; корковая часть.

Восприятие - отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.  Другими словами, восприятие есть не что иное, как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

      Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

        В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие всегда целостно. Результатом восприятия является образ предмета. Поэтому оно всегда предметно. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Не все анализаторы принимают одинаковое участие в этом процессе. Как правило, один из них бывает ведущим и определяет вид восприятия.

Внимание - это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание - это такая организация психической деятельности, при которой определенные образы, мысли или чувства сознаются отчетливее других. Другими словами, внимание есть не что иное, как состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.

Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход. Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса служит возникновение задачи, которая, в свою очередь, появляется как следствие осознания рассогласования между известными человеку принципами и способами выполнения действий и новыми условиями, исключающими их применение. Первый этап, непосредственно следующий за осознанием наличия задачи, обычно связан с задержкой импульсивно возникающих реакций. Такая задержка создает паузу, необходимую для ориентировки в ее условиях, анализа компонентов, выделения наиболее существенных и соотнесения их друг с другом. Предварительная ориентировка в условиях задачи является обязательным начальным этапом всякого процесса мышления.

Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

         Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует появление особой формы отражения действительности. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Информация о работе Врожденное и приобретенное в личности человека