Возрастные периоды психического развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:32, доклад

Краткое описание

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие.
Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития. Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.

Файлы: 1 файл

развитие.docx

— 30.39 Кб (Скачать)

Опираясь  на идеи Пиаже, Л. Кольберг обозначил этапы нравственного развития, основанные на интеллектуальной зрелости детей.

Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом он считал, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот, последний, фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную ученым.

Наиболее  полно мотивационный критерий периодизации был воплощен в работах Фрейда, хотя интеллектуальная сторона при  этом практически не учитывалась. Фрейд  создал свою периодизацию, исходя из закономерностей  развития либидозной энергии, которая непосредственно связана с влечением к жизни, продолжением рода и является основой развития личности.

Несмотря  на существенные различия между рассмотренными выше периодизациями, общими для них  являются не только возрастные границы  отрезков онтогенеза, что связано  и с психологической симптоматикой, и с внешними, социальными условиями (например, с началом систематического обучения), но и преимущественно  эволюционный подход, так как в  них переход от одной ступени  мышления к другой (или от одного вида мотивации к другому) происходит постепенно, а сам переход не связан с появлением негативных компонентов в различных видах деятельности.

Этот  взгляд частично претерпел изменения  в теории Эриксона. Развивая идеи Фрейда о доминировании мотивационного компонента как критерия определения  этапов жизненного пути, Эриксон доказывал, что для человека ведущая потребность - стремление к сохранению идентичности, целостности Эго, а ее трансформации  знаменуют переход от стадии к  стадии. Так как Эго, самосознание человека развивается в течение  всей его жизни, то и потребность  в сохранении идентичности остается всегда актуальной; следовательно, периодизация должна не оканчиваться на юношеском  возрасте, а охватывать весь жизненный  путь.

Оригинальный  подход к проблеме периодизации был  разработан в отечественной психологии. Его особенность связана в  первую очередь с введенными Л.С. Выготским понятиями социальной ситуации развития и критическими и  литическими периодами, чередующимися  в онтогенезе. Он также сформулировал  принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. Ее критерий, подчеркивал Выготский, должен быть внутренним, а не внешним  по отношению к развитию, должен быть объективным и не терять своего значения на протяжении всего периода  детства.

Развивая  идеи Выготского, Д. Эльконин предложил одну из наиболее полных на сегодняшний день периодизаций, в которой он выделил две стороны деятельности – познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде.

Периодизация  развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различные подходы к периодизации развития, существующие в этих науках. Трудности в значительной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук. Требования к критерию периодизации были сформулированы еще Л.С. Выготским, который указывал, что признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развитии ребенка; легкодоступным для наблюдения и объективным. В качестве примера такого признака Выготский приводит процесс смены зубов.

 

 

Список источников информации

 

1. http://www.psyworld.ru

2. http://psylist.net

3. http://www.gumer.info

4. http://wikipedia.ru

5. http://www.psyarticles.ru

6. http://window.edu.ru

7. http://slovari.yandex.ru

8. http://www.freud.ru

9.http://www.erikson.ru

10.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология» М-2004г.

11.Сапогова Е.Е , «Психология развития человека» 2005г.


Информация о работе Возрастные периоды психического развития личности