Возрастные особенности младшего возраста

Автор: Ксюша Зырянова, 18 Октября 2010 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Анатомо-физиологические особенности

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка

завышена, но гораздо  хуже когда наоборот, потому что  подросток сильно

переживает если он находит себя хуже других. В данном периоде существует

негативная фаза, что обуславливает повышенной раздражимостью, капризами и

т.д. Недовольство собой часто выражается «меланхолией»  или агрессивным

поведением.

Постепенно нарастающая  взрослость подростка делает неприемлемым для него

привычные младшему школьнику формы обучения, в этом возрасте также очень

заметно изменяются психические и познавательные процессы личности.

     1. Особенности развития  внимания, памяти

Подросток может  хорошо концентрировать внимание в значимой для него

деятельности: в  спорте, где он может добиться высоких  результатов, в трудовой

деятельности, где  он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и

выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может

соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является

профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо

управляемым, контроли процессом и увлекательной деятельностью. В школе

на уроках внимание подростков нуждается в поддержке . С целью поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного можно

использовать эмоциональные факторы. Конечно, здесь речь идет о потенциальных возможностях и об апофеозе внимания

в отдельные, значимые для самолюбия подростка моменты  его жизни. В то же

время те же отроки могут впасть в состояние глубокого утомления,  когда

внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Он

сидит, если можно - лежит с полузакрытыми глазами  и находится в состоянии

полной прострации, в состоянии легкого угнетения, сопровождающегося упадком

сил, безразличием к окружающему. Здесь исчезает не только произвольное, но и,

кажется, непроизвольное внимание.

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному

синтетическому  восприятию предметов и явлений. Восприятие становится

плановым, последовательным и всесторонним. Отсутствие интереса, равнодушие к

материалу –  и ученик поражает поверхностью, лёгковесностью своего

восприятия. Подросток может добросовестно смотреть и слушать, но  восприятие

его будет случайным. Нарастает умение организовывать и контролировать своё

внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно

приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых  процессов.

Значительный  прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала.

Раз внимания отличается известной противоречивостью: с  одной стороны, в

подростковом  возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой

– обилие впечатлений, переживаний.

Подросток уже  способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность

к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13

до 15 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте

память перестраивается, переходя от доминирования механического  запоминания к

смысловому. При  этом перестраивается сама  смысловая  память - она приобретает

опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно

с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным

запоминание абстрактного материала. Память работает на уже

присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.

Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко  повышается, особенно

в 13-14.

Судя по проявлениям  внимания, подростковый возраст - период парадоксов в

достижениях возможностей и в потерях.

                    2. Особенности развития  мышления                   

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка.

Развивается способность  активно, самостоятельно мыслить, рассуждать,

сравни, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность

мыслительной  деятельности подростка – способность  к абстрактному мышлению,

изменение со между  конкретно-образным и абстрактным  мышлением в

пользу последнего.

Воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее

воздействия слов.

Наиболее важен  в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от

мышления, основанного  на оперировании конкретными представлениями  к мышлению

теоретическому. При этом переход на новый уровень  осуществляется через ряд

последовательных  изменений: для детей 11 лет, часто  на протяжении всего 6

класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит

его перестройка  и лишь примерно с 12 лет, с 7 класса, школьники начинают

осваивать мир  теоретического мышления. Решающее влияние на эти изменения

оказывают особенности  учебной деятельности, причем не только то, как она

организована  взрослым, но и то, насколько она  сформирована у самого

подростка. Организация  учебной деятельности должна обеспечить ее

направленность на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего)

 мышления, основанного  на оперировании  не конкретными  образами и

представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить

в ходе рассуждения  от одного суждения к другому.

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются

индивидуальные  различия, связанные с развитием  самостоятельного мышления,

интеллектуальной  активности, творческого подхода  к решению задач, что

позволяет рассматривать возраст 12-15 лет как сензитивный период для развития

творческого мышления. 
Социальные особенности: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Старший возраст:
    • 15-18 лет.

Анатомо-физиологические особенности:

Костная система, а значит и форма грудной клетки, таза приближаются к их строению у взрослых. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и др. исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью, чем у детей младшего возраста.

Сердечно-сосудистая система. Частота пульса в 12 лет составляет 80 ударов в минуту, старше колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту (частота пульса взрослого человека). Артериальное давление продолжает повышаться с возрастом, и в 17 лет равно 120/70 мм рт. ст., что также соответствует артериальному давлению взрослого человека.

 Эндокринная  система. Продолжается развитие  половых желез, в связи с  этим происходят следующие изменения  у девочек: 

    -в 15-16 лет  появляются угри, обусловленные  функциональными расстройствами  эндокринной системы в период полового созревания, менструации становятся регулярными;

     

    -в 16-18 лет  прекращается рост скелета. 

                                  у мальчиков: 

    -в 15-16 лет  продолжается созревание половых  клеток - сперматозоидов;

     

    -в 16-17 лет  начинается оволосение лобка по мужскому типу, т.е. волосы распространяются на внутреннюю поверхность бедер и в направлении пупка; усиливается рост волос по всему телу; окончание созревания сперматозоидов;

     

    -в 17-21 год  рост скелета останавливается. 

Нервная система: продолжается совершенствование нервно-психической деятельности, развиваются аналитическое и абстрактное мышление.

Психологические особенности:

1. Юность как стадия  жизненного пути  человека 

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

2. Психологические  теории юности

 Развитие  человека в период юности может  идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

 При переходе  от подросткового возраста к  юношескому происходит изменение  в отношении к будущему: если  подросток смотрит на будущее  с позиции настоящего, то юноша  смотрит на настоящее с позиции  будущего. Выбор профессии и типа  учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника

Подавляющее большинство  юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних  профессиональных или специальных  учебных заведений. Вместе с тем, определённая часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека.

4. Формирование мировоззрения  в ранней юности

 Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены.

При этом высокий  уровень притязаний не подкрепляется  столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей  желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

При этом девушки  ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется  их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей  самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

Информация о работе Возрастные особенности младшего возраста