Возрастные особенности формирования свойств внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Работа посвящена изучению возрастных особенностей формирования свойств внимания. В исследовании приняли участие две группы исследуемых (по 10 человек). Первую группу составили мужчины и женщины 20-25 лет (период ранней взрослости), вторую группу представили мужчины и женщины 40-50 лет (период средней взрослости)

Оглавление

Введение 3
І. Психологические особенности периода взрослости 5
1.1. Краткая характеристика взрослости 5
1.2. Концепции периодизации взрослости 6
ІІ. Общее представление о внимании 8
2.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
2.2. Основные свойства внимания 10
ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания 12
3.1. Описание процедуры исследования 12
3.2. Анализ результатов исследования и выводы 15
Заключение 22
Список литературных источников 24

Файлы: 1 файл

Курсовая ВНИМАНИЕ.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

 

Сама социально-политическая и экономическая ситуация кардинальных общественных изменений и перехода к рыночным отношениям, способствует этому и усиливает данную тенденцию. Продавец стремится продать товар покупателю, и их интересы далеко не всегда совпадают, если не сказать, что расходятся и имеют лишь одну общую точку соприкосновения - факт продажи конкретного товара. При этом продавец активно прибегает к различным приемам, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, действительные, а чаще всего мнимые у рекламируемого товара. Зачастую он скрывает необходимую клиенту информацию, а часть ее изменяет и тем самым затрудняет получение адекватных сведений о товаре. Работодатель прибегает также к психологическим манипуляциям, чтобы, например, дешевле оплатить труд работника и т.п.

 

Участники переговоров, используя различные способы  манипулирования информацией, реализуют технологию рефлексивного управления, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления интересов другой стороны. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельного человека или нескольких лиц, так и межгосударственные отношения, в которых ценой манипуляций выступают интересы целых народов и даже, как свидетельствует история, само их существование.

 

Доступ к  широкомасштабному использованию  новых информационных технологий и  контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического воздействия на людей посредством изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций - различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества.

 

В связи с  этим возможно выделить еще три относительно самостоятельных группы источников угроз информационно-психологической безопасности личности. Так, для личности может представлять инфомационно-психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений людей, в частности, некоторых политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных организаций, финансово-экономических и коммерческих структур, лоббистских и мафиозных групп и т.п.

 

Их деятельность становится опасной, когда для достижения своих целей они начинают применять различного рода средства информационно-психологического воздействия, изменяя посредством этого поведение людей таким образом, что наносится ущерб их же интересам. Широко известны примеры деятельности такого рода некоторых религиозных сект, провоцирования национально-этнических конфликтов, недобросовестной рекламы, в частности, нашумевшая история с АО "МММ"(у которого не было проблем, но эти проблемы возникли у большинства его клиентов).

 

В качестве еще  одного источника угроз информационно-психологической  безопасности личности при определенных условиях можно выделить само государство, органы государственной власти и  управления. Это связано с действиями государственных лидеров, правящей элиты. Опасность возникает, когда они, реализуя собственные интересы, а иногда и просто амбиции, используют мощь государственного аппарата для оказания информационно-психологического воздействия на людей, маскируя свои действия и истинные цели, которые не соответствуют интересам государства, общества и населения страны. Опасность усугубляется также тем, как подчеркивает профессор П.И.Фисенко, что государство нередко начинает экспериментировать с массами ради "благих великих целей" и манипулировать их сознанием.

 

Кроме этого, источником опасности могут быть индивидуально-психологические  особенности государственных лидеров, влияющие на адекватность принятия ими  важнейших государственных решений, определяющих политику государства и, соответственно, организацию и практику информационно-психологического воздействия, оказываемого на людей с использованием возможностей государственного аппарата. Так, например, в американских исследованиях выделяются семь основных специфических реакций президентов США на стресс, которые вызывают отрицательное влияние на принятие решений: 1) фиксация внимания только на одной альтернативе, в то время как обычно президент рассматривает множество альтернатив; 2) упрощение позиции противника; 3) усталость в течении длительного периода времени, которая приводит к повышению подозрительности, враждебности, к параноидальным реакциям; 4) ограниченное время для принятия решения, способное привести к ослаблению (или потере) внимания к угрожающей ситуации, к отрицанию и недооценке будущих последствий; 5) усиление тенденции воспринимать настоящую ситуацию и исторические аналогии как подобные; 6) по мере возрастания стресса лидер с целью сохранения самооценки пытается либо выйти из ситуации, либо уменьшить для себя ответственность за нее, чтобы избежать провала; 7) стремление консультироваться только с теми, кто поддерживает его личную позицию, что ограничивает информацию, необходимую для принятия оптимального решения[18].

 

В качестве важнейшего источника опасностей такого рода, действующего постоянно и все более активно и мощно, П.И.Фисенко рассматривает также другие государства, ведущие массированные психологические операции против населения или отдельных социальных групп страны, избранной в качестве их "мишени" (объекта воздействия). Основываясь на анализе работ американских специалистов в этой области (Г.Киссенджер "Проблемы национальной стратегии", У.Тейлор "Психологичес-кие операции как компонент спектра конфликтов"), он делает вывод об усилении внимания к использованию психологических факторов и психологических операций в обеспечении внешнеполитической деятельности США и о направленности психологических исследований на выработку рекомендаций для правящей элиты и руководства вооруженных сил в мирное время, в кризисных ситуациях и в конфликте.

 

Данные рекомендации, в частности, включают следующие  положения: а) стратегическое мышление обязательно должно учитывать психологический фактор, стратег должен знать, как ведут себя люди в ситуациях угрозы и провоцирования; б) психологические операции в любом виде войны или конфликта занимают важное место; в) они должны проводиться не только против враждебных, но и нейтральных и дружественных стран ("мишени" или объекты психологических операций) в интересах США; г) широко должны использоваться все современные средства массовой информации; д) необходимо постоянно отыскивать целевые аудитории в странах - "мишенях" и воздействовать на них; и др.

 

Распад Советского Союза, создание новых государств на его территории и России как правопреемницы СССР, не изменили целей и задач психологических операций, направленных на население их стран. Как показывают данные американских источников, "мишенями" являются государства, которые не обязательно являются "врагами США", но которые ведут политику, отличающуюся от политики, проводимой США[19].

 

Основные источники  информационно-психологического воз-действия на человека в обобщенном виде можно  представить следующим образом.

 

· Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения.

 

· Общество (различные  общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе  зарубежные).

 

· Различные  социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые - по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и проведения досуга и т.п.).

 

· Отдельные  личности (в том числе представители  государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

 

В качестве основных средств информационно-психологи-ческого воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:

 

· средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);

 

· литература (в  том числе, художественная, научнотехни-ческая, общественно-политическая, специальная и т.п.);

 

· искусство (в  том числе, различные направления  так называемой массовой культуры и  т.п.);

 

 образование  (в том числе, системы дошкольного,  среднего, высшего и среднего  специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);

 

· воспитание (все  разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);

 

· личное общение.

 

Внутренние  источники угроз информационно-психологи-ческой безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

 

В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д. Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей.

 

Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях. Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на малоосознаваемые и неосознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и т.п.

 

Знание своих  инидвидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей  функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.

 

Как это ни парадоксально, но множество людей куда больше стремятся узнать об устройстве автомобиля и способах обращения с ним, чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психологических возможностей. 
1.2. Концепции периодизации взрослости

 

На сегодняшний день существует множество разнообразных  возрастных классификаций, имеющих  различные основы. Ознакомление с некоторыми из них поможет нам более точно понять проблему периодизации развития взрослого человека.

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации представляет собой следующее:

1. Новорожденный –  1-10 дней

2. Грудной возраст – от 10 дней до 1 год

3. Раннее детство –  1-2 года

4. Первый период детства  – 3-7 лет

5. Второй период детства  – 8-12 лет (мальчики) и 8-11 лет  (девочки)

6. Подростковый возраст  – 13-16 лет (мальчики) и 12-15 лет  (девочки)

7. Юношеский возраст – от 17  до 21 года для юношей и 16-20 лет для девушек

8. Средний (зрелый) возраст:

- первый период –  22-35 лет для мужчин и от 21 до 35 лет для женщин 

- второй период –  36-60 лет для мужчин и 36 -55 лет  для женщин

9. Пожилой возраст  – 61-74 года для мужчин и 56-75 лет для женщин

10. Старческий возраст  – 75-90 лет

11. Долгожители – старше 90 лет [2].

Достаточно интересна  и заслуживает нашего внимания возрастная периодизация Д.Б. Бромлея, содержащая в себе пять циклов:

  • утробный – четыре стадии:

– зигота – оплодотворенное яйцо;

– эмбрион – ранняя стадия биологического развития;

– плод – поздняя стадия биологического развития;

– момент рождения – смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде.

  • детство – три стадии:

– младенчество – от рождения до 18 месяцев жизни;

– дошкольное детство  – от 18 месяцев до 5 лет;

– раннее школьное детство  – от 5 до 11-13 лет.

  • юность – две стадии:

– половое созревание – старшее школьное детство (ранняя юность) – от 11 до 13-15 лет;

– поздняя юность – 15 лет - 21 год.

  • взрослость – четыре стадии:

– ранняя взрослость – 21-25 лет;

– средняя взрослость – 25-40 лет;

– поздняя взрослость – 40-55 лет;

– предпенсионный возраст  – 55-65 лет.

  • старение – три стадии:

– отход от дел – 65-70 лет;

– старость – 70 и более лет;

– дряхлость, болезненная  старость и смерть – около 110 лет [4].

Э. Эриксон предложил  следующие стадии развития личности:

1) раннее младенчество  – от рождения до 1 года

2) младенчество – от 1 года до 3 лет

3) раннее детство - около 3-5 лет

4) среднее детство  - от 5 до 11 лет

5) половая зрелость, подростничество  и юность – от 11 до 20 лет

6) ранняя взрослость  – от 20 до 40-45 лет

7) средняя взрослость  – от 40-45 до 60 лет

8) поздняя взрослость - свыше 60 лет [4].

Именно на возрастную периодизацию Э. Эриксона мы и будем опираться в своем исследовании при подборе исследуемых групп.

 

 

ІІ. Общее представление о внимании

 

2.1. Проблема  изучения внимания в психологии

 

Противоречивые  свойства внимания всегда вызывали повышенный интерес у ученых, по-разному объяснявших его происхождение и сущность.

Информация о работе Возрастные особенности формирования свойств внимания