Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:09, реферат

Краткое описание

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Вся наша жизнь состоит из этапов, следующих один за другим, – детство, юность, зрелость, создание семьи, развитие профессиональной карьеры, воспитание детей и т.д. Переход с одного этапа на другой связан с изменениями не только личностного, профессионального или семейного статуса, но и психологического. Такие изменения психологического статуса в психологии получили название возрастных кризисов.
Избежать закономерных переходов от одного этапа жизни к другому без ломки чего-то старого и привычного невозможно. Однако, кризис – это не угроза катастрофы, а лишь поворотный момент в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к нему на определенных этапах развития.

Оглавление

Введение....................................................................................................3
Глава 1. Детские возрастные кризисы………………………………...4
1.1. Годовалый кризис………………………………………….4
1.2. Трехлетний кризис.................................................................5
1.3. Кризис семи лет…………………………………………..…7
1.4. Кризис подросткового возраста…………………………....9
1.4.1. Половое созревание…………………………………..…10
1.4.2 Эмоциональное развитие…………………………….…..11
1.4.3. Воображение и творчество……………………………...11
1.4.4. Основные новообразования…………………………….12
Глава 2. Кризисы середины жизни…………………...…………...….14
2.1. Кризис тридцатилетия…………………………………….14
2.2. Кризис середины жизни…………………………….…….16
Глава 3. Кризис пожилого возраста……………………..……....……20
Заключение……………………………………………………………..21
Список использованных источников…………………………………22

Файлы: 1 файл

Психология. Контрольная 1.docx

— 52.41 Кб (Скачать)

Такое усложнение эмоционально-мотивационной  сферы приводит к возникновению  внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения  составляют содержание переживаний, они  своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления  о них складываются в зависимости  от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет  у них совершенно разный эмоциональный отклик: четверка для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

Такие новообразования, как  самолюбие, самооценка, остаются, а  симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) проходят. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты – побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.

 

1.4. Кризис подросткового возраста

«Переходный», «трудный», «критический»  – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст – это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития. В психологии считается, что трудный подростковый возраст начинается лет в 11-12. Однако одинаковых людей нет, поэтому у кого-то признаки переходного возраста могут начаться и в 10 лет, а у кого-то процесс отложится до 14.

В подростковом возрасте происходят мощные изменения и перестройки  в социокультурном плане, для  подростка значимыми становятся сверстники, а авторитет родителей  отходит на второе место. Сейчас для подростка важно “войти” в свою среду, найти единомышленников и утвердить свой статус. Также происходит половое созревание, мощный выброс гормонов, изменение строения тела, все это влияет не только на самовосприятие подростка, но и на оценку его сверстниками. Подростковый возраст – сложный для самого ребенка, ему надо адаптироваться к новым условиям жизни (ведь он взрослеет), к изменениям своего организма и к тому, какие изменения происходят во взаимоотношениях с окружающими.

Почему же данный возрастной период называют кризисом, если все  проходит так как должно? Ребенок взрослеет, его системы и органы перестраиваются, меняется не только физическое строение, но и личностные особенности, расширяется мировоззрение, появляются новые интересы… Человек развивается и растет. Что кризисного происходит?

Кризисом переходный возраст  называют тогда, когда в данный возрастной промежуток, начинают нарушаться взаимоотношения  со взрослыми, в частности с родителями.  Конфликты и непонимание, эмоциональные вспышки, агрессивное поведение и обособление от семьи являются признаками подросткового кризиса. Редко, когда подростковый возраст проходит гладко и бесконфликтно.

 

1.4.1. Половое созревание

Наступление подросткового  возраста со всей очевидностью проявляется  в резком возмужании организма, внезапном  увеличении роста и развитии вторичных  сексуальных признаков. У девочек  этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение  более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст  считается периодом выраженного  увеличения сексуальных желаний  и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его  интересовали раньше (презрительное  отношение к детским забавам). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые  интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный  интерес.

Во время смены интересов  есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать период "пустыней отрочества".

Позже, в начале новой  фазы, у ребенка появляется множество  новых интересов. Из них путем  дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

 

1.4.2. Эмоциональное  развитие

Подростковый возраст  считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных  трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется  иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над  ними. Каждому 12-му в голову приходили  идеи самоубийства.

Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам  своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться  с некоторыми людьми. Иногда тревожность  парализует социальную жизнь подростка  настолько, что он отказывается от большинства  форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств. [3]

 

1.4.3. Воображение  и творчество

Игра ребенка перерастает  в фантазию подростка. По сравнению  с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". [4] Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Есть еще второе русло  – объективное творчество (научные  изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда  подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был  открыт для понимания, должны быть удовлетворены  предыдущие потребности.

 

1.4.4. Основные новообразования

В подростковом возрасте среди  детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает  тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, компания состоит  только из связанных между собою  пар.

Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Объективной взрослости у  подростка еще нет. Субъективно  она проявляется в развитии чувства  взрослости и тенденции к взрослости. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.

Взрослость проявляется  в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место  не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

 

Переходный период – это перестройка и реорганизация, по-настоящему кризисом данный период можно назвать в том случае, если он протекает болезненно для подростка, если ему трудно адаптироваться и принять изменения в его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. КРИЗИСЫ  СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

 

2.1. Кризис тридцатилетия

Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство  людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений  о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых  случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. В чем же причина  возникающей неудовлетворенности  своей жизнью?

 По мнению И.С. Кона, "никто не может реализовать  себя полностью", и свойственный  сложившемуся взрослому человеку  самоанализ выявляет эту нереализованность.  А.В. Толстых, развивая мысль  И.С. Кона, отмечает, что у человека "на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение... Оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и провалы, он видит, как при уже сложившейся и внешне благополучной жизни несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено "напрасно", насколько мало он реализовал свои способности и возможности... Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности".

Согласно А.В. Толстых, "при  этом человек видит, что "отпущенные ему возможности", их реальное поле постепенно суживается — он уже  не может "сделать все", не волен  повернуть развитие своей личности в произвольном направлении. Его "сковывают" семья, профессия, привычный образ  жизни... Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей — найти  себя в новых обстоятельствах  жизни, соразмеряя в данном случае масштаб  своей личности с новыми перспективами  и новыми ограничениями, которые  он увидел только теперь".

 Итак, кризис 30 лет возникает  вследствие нереализованности жизненного  замысла. Если же при этом  происходит "переоценка ценностей"  и "пересмотр собственной личности", то речь идет о том, что  жизненный замысел вообще оказался  неверным. Только в этом случае  развитие могут "сковывать" семья, профессия, привычный образ жизни, может сузиться реальное поле "отпущенных человеку возможностей". Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность "к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям" не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию. [1]

Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни. Ведь именно с периодом кризиса 30 лет обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной неразвитости — даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

Проблеме смысла жизни  в ее широком проявлении посвящены исследования В. Франкла. Он пишет:

"Сегодняшний пациент  уже не столько страдает от  неполноценности, как во времена  Адлера, сколько от глубинного  чувства утраты смысла, которое  соединено с ощущением пустоты,  — поэтому я и говорю об  экзистенциальном вакууме. 

 Я бы хотел просто  процитировать здесь пару фраз  из письма, которое написал мне  один американский студент: "Здесь,  в Америке, я со всех сторон  окружен молодыми людьми моего  возраста, которые отчаянно пытаются  найти смысл своего существования.  Недавно умер один из моих  лучших друзей, которому найти  этот смысл не удалось..." Что  касается поколения сегодняшних  взрослых, я ограничусь лишь ссылкой на результат исследования, проведенного... на выпускниках Гарвардского университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то что за это время они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла".

Что же представляет собой  смысл как психологическая категория? Согласно В. Франклу, "смысл – это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа". Эта формулировка хорошо согласуется с феноменологией смысла, вытекающей из психологической теории деятельности. Смысл, как психологический феномен возникает тогда, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпадающие с мотивом. В отличие от деятельности, составляющие ее действия обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Достижение цели опосредствует или, по Франклу, имеет в виду достижение мотива. Но, имеет в виду не сам мотив, а именно его достижение, ведь "имеет в виду" в данном случае означает факт опосредствования мотива целью. Смысл, таким образом, это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (если цель и мотив как это обычно бывает, не совпадают).

Информация о работе Возрастные кризисы