Возрастные кризисы в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:37, реферат

Краткое описание

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризисное состояние лишает человека опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА------6
1.1 Кризис детства------------------------------------------------------------------6
1.2 Кризис школьного возраста------------------------------------------------17
1.3 Кризис юности------------------------------------------------------------------26
1.4 Кризис молодости-------------------------------------------------------------28
1.5 Кризис среднего возраста---------------------------------------------------30
1.6 Кризис середины жизни. Старость---------------------------------------32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------

Файлы: 1 файл

основы педагогики и психологии.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

И все-таки, развитие самоуважения, чувства гордости и  стыда у ребенка в этом возрасте, еще не означает способность сознательно  управлять своими поступками, ему еще трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания, а тем более выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого, но основные предпосылки сознательного управления рождаются именно здесь.

Наряду с  этим, важным фактором в развитии психики является идентификация с собственным именем. Можно сказать, что имя, является основой личностного восприятия и заявления внешнему миру, недаром первым вопросом, обращенным к ребенку, обычно бывает « Как тебя зовут?». Такая идентификация выражается в особом интересе к литературным героям и людям, носящим подобное имя. Постепенно появляется осознание себя как отдельного человека, выделение своего «Я». Сначала ребенок начинает говорить о себе в третьем лице: «Ваня хочет!», однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Это и есть начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Нередко, в этот период ребенок беседует с собой, ругает, уговаривает, благодарит. Это происходит, как правило, в период с двух до трех лет. К концу третьего года, под влиянием самостоятельности, происходит осознание присутствия у себя различных желаний и действий, отличных от тех, которые «навязаны» взрослыми. Ребенок начинает говорить: «Дай мне», «Я хочу», он научается отделять себя от других людей, осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У ребенка появляется стремление к волеизъявлению, он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желанием взрослых. Он чувствует, что способен управлять своими действиями и своим воображением, способен изменить мир. Именно в этот период и проявляется «кризис трех лет». [10]

- Кризис трех лет

Кризис трех лет, как уже писалось выше, возникает  при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием. Малыш начинает сравнивать себя с взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям.

Важные симптомы кризиса трех лет ( Э. Келер): [1]

*негативизм. Выражен отказом подчиняться требованиям взрослых;

*упрямство. Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались. Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях;

  *строптивость. Как правило, это протест против порядков, существующих в доме;

  *своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать, стремится к эмансипации от взрослого;

  *обесценивание взрослых. Мама – «дура»;

   *протест-бунт. Ребенок находится в состоянии конфликта, войны с окружающими;

    *стремление  к деспотизму  (встречается в семьях с единственным ребенком).

Данный период становится решающим для установления соотношения между доброй волей  и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, самовыражением или смиреной угодливостью. Но именно переживания кризиса обостряют чувствительность ребенка к чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей.[1]

- Дошкольный возраст

Основной характеристикой  этого периода является игра. Игра, как средство познания мира и себя, как очередной этап психического развития. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Центром игры является роль, которую берет на себя ребенок. В детских садах можно видеть, что в игре детей присутствуют все основные профессии, которые есть в окружающем мире. Взяв на себя роль взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

В дошкольном периоде  ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Ребенку свойственно со всей своей детской горячностью погружаться в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. Идентификация в форме сочувствия делает детей из пассивных слушателей (чтение сказок, устные рассказы), в активные. Ребенок искренне сочувствует горю литературных героев, а при наличии страшных моментов, ужасается, требуя, чтобы книгу закрыли или придумывает более благополучное развитие ситуации. Обособление же выражается в стремлении подтвердить свою самостоятельность и, как частное выражение – отчуждение в виде страхов. Недостаток любви приводит к ощущению одиночества и «покинутости», отчужденное отношение близких порождает чувство отчужденности от других и связанный с этим страх – состояние тревоги, беспокойства, сильного смятения. Частое переживание страха негативно влияет на физическое и психическое самочувствие ребенка. Однако принципиально различается страх за других, который является скорее вариантом сочувствия и способствует появлению такого качества как сопереживание.

В этом же периоде  ребенок активно овладевает речью  как средством общения. С помощью  речи, он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться впечатлениями  и переживаниями. В своей речи, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, принятый в семье, подражая родителям и близким людям. В своем ребенке каждая семья получает слепок своих недостатков и эмоциональных проявлений. Развитие речи у дошкольника идет в нескольких направлениях: - совершенствуется ее практическое употребление, речь становится основой перестройки психических процессов и орудием мышления. Рост словарного запаса непосредственно зависит и отражает условия жизни и воспитания ребенка. Здесь наиболее заметны особенности индивидуального психического развития. Для детей такого возраста характерны эксперименты с рифмой, с суффиксами, со сменой смыслового значения слов.

Промежуточный кризис в дошкольный период связан с посещением дошкольных учреждений типа детского сада, в котором ребенок вынужден строить взаимоотношения со своими сверстниками. Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. Именно это общение требует высокого эмоционального напряжения. В общении со сверстниками очень быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые. В этом отношении основная ответственность ложиться на плечи воспитателя. Воспитатель должен быть доброжелательным, видеть и нивелировать конфликтные ситуации, увлекать детей интересной деятельностью и игрой. От стиля общения, положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, это один из первых серьезных опытов социального взаимодействия на равных условиях, с себе подобными, и именно здесь ребенок учится применять на практике усваиваемые нормы поведения.

К концу дошкольного  периода ребенок учится таким  эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми, у него начинают формироваться основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство долга. Эмоционально- положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на соответствие этическому эталону. Личная заинтересованность в уважении и признании окружающих приводит к потребности соответствия нравственному эталону. Когда эти потребности обретают личностный смысл, можно говорить об ответственности, как о черте личности. Если ребенок до школы обладает чувством ответственности за самого себя, то с этим чувством он придет в класс и постепенно оно разрастется до «ответственность за группу», «ответственность за класс». [4]

- Кризис семи лет. Готовность к школе

Основным симптомом  кризиса семи лет является потеря непосредственности.

Это обусловлено  тем, что между желанием что-то сделать  и самой деятельностью возникает  новый момент – переживание того, какое значение это действие будет  иметь для самого ребенка, что  оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл  может иметь осуществление деятельности, его положительные и негативные проявления, удовлетворение или неудовлетворение от него. Таким образом, в психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка.

В этот период характерными особенностями поведения ребенка выступают, так называемое, «манерничанье» и симптом «горькой конфеты». Манерничанье проявляется в том, что ребенок постоянно что-то из себя «строит», играет придуманные им самим роли и образы, зачастую становится скрытным. Симптом «горькой конфеты» у ребенка обусловлен желанием скрыть внутреннее (а порой и физическое) ощущение боли и страха. Ребенок начинает замыкаться в себе и становится неуправляемым. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового содержания отношений, в том числе и с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.

Проблема готовности к школе до сих пор не имеет  четкого решения. Нередко ребенок приходит в школу с более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психически ребенок оказывается не готов. Переход к системе школьного обучения – это переход от естественной, реактивной программы к упорядоченной программе школьных предметов, усвоению научных понятий (Л.С. Выготсткий ). Однако в мире существуют различные учреждения и программы, направленные на подготовку ребенка к школе, постепенный интеллектуальный и психический переход от стадии детства к более ответственному и серьезному периоду – школьному. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.2 Кризис школьного возраста

Это очень серьезный  этап в становлении человека. Психика  человека меняется кардинально, и за 10 школьных лет, из меленького ребенка  формируется взрослая личность. Этот этап невозможно рассматривать целиком, поэтому он разбивается на две составляющих – младший школьный возраст и подростковый период (отрочество).

- Младший школьный возраст

Ведущей деятельностью  данного периода становится учебная  деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Этот период занимает особое место в психологии ещё и потому, что является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника". Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходится выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью.

Два важных новообразования  младшего школьного периода - это личностная рефлексия и рефлексия интеллектуальная. Рефлексия (от лат «reflexio» - "обращение назад") - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия в общей психологии - это познание субъектом внутренних психических актов и состояний. Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.

Отличие личностной рефлексии от интеллектуальной заключается  в том, что оценивание положения  происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто  глубоко субъективным критериям, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу.

Поэтому можно  сделать вывод, что процесс личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален.

Личностная  рефлексия как деятельность самопознания, как процесс получения явного знания о себе самом, ведёт к исследованию своего поведения, своих личностных особенностей, отношений с людьми, своего поведения. [3]

В младшем школьном возрасте личностная рефлексия как  одно из новообразований данного периода имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё, охватывающее их. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера. Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок относительны.

          В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия - это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении и выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.

Интеллектуальная  рефлексия определяется, как умение субъекта оценивать, выделять, анализировать  и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов. Также важными функциями интеллектуальной рефлексии являются критичность анализа, логичность обоснования, обобщённость систематизация, составление собственных представлений, накопление опыта .

Информация о работе Возрастные кризисы в жизни человека