Возрастной кризис и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть возрастные кризисы развития личности.
Объект исследования - онтогенетическое развитие личности.
Предмет: психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ……...3
Понятия «возрастной кризис» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………….6
Возрастной кризис как психологическая проблема
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...…7
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРИЗИСОВ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ…………………………………………9
Характеристика возрастных кризисов до взрослости………………..
Характеристика возрастных кризисов от взрослости до поздней взрослости………………………………………………………………..
Преодоление и исход кризисов………………………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Оли.docx

— 79.24 Кб (Скачать)

     В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти (приложение В).

     Сейчас  наша социальная структура, равно как  и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

     В этот период важным представляется осмысление социально-психологических механизмов адаптации человека к феномену смерти. Речь идет и о системе психологической защиты, определенных моделях символического бессмертия, и о социальной апробации смерти – культе предков, поминальных обрядах, похоронных и мемориальных службах и о просветительских программах пропедевтического характера, в которых феномен смерти становится темой раздумий и духовных поисков.

     Культура  сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры, как личности, так  и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не только условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Преодоление и исход кризисов

     Исход кризиса зависит от того, насколько  конструктивным (созидательным) или  деструктивным (разрушительным) был  выход из этого кризиса. Другими  словами, пользу или вред принес этот период человеку. Это не тупик, а  некие противоречия, которые накапливаются  у человека, и обязательно должны привести к какому-то решению и  поступку. Это неприятный момент, так  как человек выбивается из своего привычного ритма. Все жизненные  кризисы подобны матрешке: один сменяет  другой, и с каждым из них мы становимся больше как личности. Тяжело, когда  человек не выходит из кризиса, а  накапливает «застревает» в нем, не решаю собственных проблем, уходя  в себя. Правильное разрешение кризиса  ведет к эволюции в развитии личности – лучшего понимания наших  целей, желаний, стремлений, гармонии человека в отношениях с самим собой.  

     У каждого из нас имеются внутренние резервы (адаптационные свойства) для  того, чтобы решить возникающие психологические  трудности. Но эти защитные механизмы  не всегда справляются со своей задачей. Рассматривая кризисы как закономерность,  можно предсказать и смягчить неизбежные последствия и перемены, а также избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.  Кризис как «индикатор» развития, показывает, что человек уже изменился физически и психически, но еще не может справляться с этими изменениями. Человек может преодолеть его и, тем самым, войти в новую реальность, а может и не преодолеть, оставаясь в прежних тесных рамках, которые ему уже не подходят. Самостоятельное преодоление кризиса считается наиболее благоприятным для развития человека.

     Однако  в жизни могут возникать различные  ситуации, ведь иногда мы стоим лицом  к лицу с психологическими проблемами и просто не знаем как можно с ними справиться. Иногда лучше получить помощь профессионала, чтобы как следует разобраться в собственных жизненных обстоятельствах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы по 2 главе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  •      Проблема  кризисов – одна из мало разработанных, перспективных и актуальных проблем  психологии. Линия человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Итак, в данной работе были представлены особенности и характеристики возрастных кризисов: их структура, психологическое содержание, динамика протекания, вероятные пути выхода их них. Также рассмотрены особенности каждого из возрастных кризисов детства и взрослости.

         Рассматривая  кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность  и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека. Чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что "если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их, тем не менее, следовало бы задать теоретически". Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит "рывками", от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

         В психологических теориях категория  «возрастной кризис» используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается  с различными характеристиками психического развития человека.

         Суть  возрастных кризисов заключается в  изменении системы связей человека с окружающей действительностью  и его отношения к ней, в  смене ведущей деятельности. В  отличие от кризисов невротического или травматического типа, они  относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального  поступательного хода психического развития.

         Конечно, в этой сфере существует еще много  направлений для дальнейших исследований. В частности, выход из кризисов представлен  в самом общем виде, и все-таки в результате гипотеза о том, что  особенностью прохождения кризиса  является то, что человек сам и  только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей  жизни, породившие кризис, подтвердилась. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Бахарева К. С. Психология за 24 часа. [Текст] / К. С. Бахарева – Ростов н./Д: Феникс, 2008. – 255 с. . – ICBN – 978-5-222-13837-3
        2. Блонский П.П. Память и мышление [Текст]: СПб.: Питер, 2001. – 288с. – ISBN – 5-318-00216-1.
        3. Ефимкина Р.П. Психология развития. Методические указания.[Электронный ресурс] Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2004. – Режим доступа: www.koob.ru
        4. Кордуэл М. Психология. А – Я: Словарь справочник [Текст] /пер.С англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР – ПРЕСС,1999. – 448с. – ISBN – 5-93878-029-2
        5. Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] – М.: Эксмо, 2008 – 66с. – ISBN –978-5-699-26675-3
        6. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. [Текст] – М.: Эксмо, 2005. – 896 с. – ISBN – 5-699-06448-6
        7. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. [Текст] – М.: Эксмо, 2005. – 416 с. – ISBN – 5-699-07426-0
        8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. [Текст] Р.н/Д.: Феникс, 2000.- 671с. – ISBN – 5-222-00483-х
        9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). [Текст] – М.: Гардарики, 2005. – 349 с. – ISBN – 5-8297-0176-6
        10. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря, - изд. 3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 806с. – (Словари). – ISBN – 978-5-222-11940
        11. Божович Л.И. Избарнные психологические труды: Проблема формирования личности. М., 1995. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987. – 311с.
        12. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо и др. - М., 1984.
        13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 4.
        14. Дармодехин С.В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. - М., 1999.
        15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. – 372 с.
        16. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
        17. Новое педагогическое мышление. Под ред. Петровского А.В. – М., 1989. – 310с.
        18. Пахальян В. Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук.—М., 1981.
        19. Поливанов К.Н. Психология возрастных кризисов // Вопросы психологии, № 4, 2000.
        20. Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам / под ред. Ткаченко А.С. - Брянск, 1994.
        21. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна М., 1997.
        22. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. - СПб, 2002.
        23. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
        24. Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. - М., 1994, с. 46.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение А 
     
    Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

     
    Стадия развития
     
    Нормальная линия
     
    Аномальная линия
    0 - 1 год  - раннее младенчество 
    социальное качество - надежда
    • доверие к людям, к окружающему миру.
    • взаимная любовь, связь ребенок - родитель
    • удовлетворение потребности в общении с родителями
    • недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
    1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество - воля
    • самостоятельность
    • уверенность в себе
    • сомнения в себе
    • гипертрофированное чувство стыда
    3-5 лет  - возраст игры 
    социальное качество- целеустремленность
    • инициативность
    • активность, живое воображение
    • подражание взрослому
    • признаки полоролевого поведения
    • чувство вины
    • пассивность
    • отсутствие инициативы
    • отсутствие признаков полоролевого поведения
    5-11 лет  среднее детство социальное качество- компетентность
    • стремление к достижению
    • трудолюбие
    • развитие познавательных и коммуникативных навыков
    • чувство собственной неполноценности
    • избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
    • слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
    • конформность
    11-20 лет  половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность
    • эгоидентичность (собственная уникальность)
    • жизненное самоопределение
    • поиск себя
    • формирование мировоззрения
    • половая поляризация в формах поведения
    • диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)
    • путаница ролей
    • смещение временных перспектив
    • смешение форм полоролевого поведения
    20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество - любовь
    • интимность
    • стремление к контактам с людьми
    • желание и способность посвятить себя другим людям
    • рождение и воспитание детей
    • изоляция
    • избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
    40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота
    • творчество (особенно в труде)
    • продуктивная и творческая работа над собой и другими
    • застой (особенно в труде)
    • эгоизм, эгоцентризм
    • непродуктивность в работе
    • ранняя инвалидность

     
     
     

         Приложение Б

         Психосоциальные кризисы, специфичные  для каждого возраста.

         (по  Э. Эриксону).

         Первый  кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

         Второй  кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

         Третий  кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

         Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

         Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации, или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

         Шестой  кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа—рождение детей - отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

    Информация о работе Возрастной кризис и их особенности