Возрастная периодизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.
Изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой могут быть различны.

Оглавление

Введение
Теории развития человека
Возрастные классификации жизни человека
Психологическая характеристика периода новорожденности
Новообразования младенческого возраста
Проявление личности в раннем возрасте
Развитие психических функций в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
Психологические особенности подростка
Юность как стадия жизненного пути человека
Переход от юности к взрослению
Психология человека зрелого возраста
Психология человека пожилого и старческого возраста
Заключение

Файлы: 1 файл

МАЛИНКИН.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом "горькой  конфеты" - ребенку плохо, но  он старается этого не показать.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий  уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Обычно выделяют два аспекта психологической  готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к  школе.

Интеллектуальная  готовность включает в себя:

- ориентировка  в окружающем;

- запас знаний;

- развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);

- развитие разных  типов памяти (образной,слуховой, механической  и др.);

- развитие произвольного  внимания.

Психологические особенности подростка

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и  сложное взаимодействие гормонов роста  и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

В этот самый  короткий по астрономическому времени  период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Социальная  ситуация развития представляет собой  переход от зависимого детства к  самостоятельной и ответственной  взрослости. Подросток занимает промежуточное  положение между детством и взрослостью.

Ведущей деятельностью  подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

1) Общение является  для подростков очень важным  информационным каналом;

2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

3) Общение - специфический  вид эмоционального контакта. Дает  чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в  год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

Юность  как стадия жизненного пути человека

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении  к будущему: если подросток смотрит  на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее  с позиции будущего. Выбор профессии  и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и  условиях образования и развития молодого человека.

Готовность  к самоопределению как основное новообразование ранней юности

Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.

• открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.

• стремление к самопознанию.

• формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.

• самоуважение

• становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"

В годы юности все  имеет характер абсолюта, одновременно характер временного. Это странная и сама по себе противоречивая ситуация, но совершенно не беспокоящая самих молодых людей. Суждения и чувства абсолютны — во всяком случае, в данный момент! Каждый выбор «временно-абсолютен».

Таким образом, своеобразие юношеского возраста заключается  в том, что в это время происходит активное включение в жизнь общества через развитие и использование способностей в профессиональной деятельности. А это предполагает более высокий уровень воспитанности человека как личности и субъекта учебно-познавательной деятельности, формирование их основных компонентов — характера, способностей социальной и профессиональной направленности, ценностных ориентации и самосознания.

Переход от юности к взрослению (23-30 лет)

С какой точки  зрения людей можно считать взрослыми? Таких точек зрения несколько.

Физиологическая (с точки зрения функционирования всех систем организма). Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое  влечение достигает своего полного  развития лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам и держится у многих на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное снижение полового влечения наступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жизни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается постепенный спад.

Психологическая точка зрения представлена теми важнейшими новообразованиями, которые вносят в жизнь нормального человека создание собственной семьи и  родительство. Психологи называют освоение родительской роли - важнейшей задачей  личностного развития в периоде взросления.

Первое место  работы или вступление в профессию  являются также большим творческим достижением в общественной сфере. На какой бы ступени общественной лестницы ни начинали, нужно всегда стараться заслужить признание  начальства и коллег. Без них невозможна жизнь души. Первая должность — это лишь стремя, с помощью которого садятся в седло, только вступив в должность, можно доказать свои способности.

Человек в период взросления и проходит испытание  на решение важнейшей жизненной задачи - выработку собственного (семейного) стиля жизни.

Психология  человека зрелого возраста, задачи развития в этот период

Одним из фундаментальных  разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Этот раздел возрастной психологии назвали «акмеологией» - наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности.

Взрослый человек  одновременно переживает и чувство  стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял  и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Взрослость в большей  степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни.

В зрелом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей - в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д.

Выделим психологические  особенности зрелости, позволяющие  предвосхищать или продуктивно  преодолевать возрастные кризисы:

1) умение (брать  на себя ответственность; 

2) стремление  к власти и организаторские  способности; 

3) способность  к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;

4) уверенность  в себе и целеустремленность;

5) склонность  к философским обобщениям;

6) защита системы  собственных принципов и жизненных  ценностей; 

7) формирование  индивидуального жизненного стиля; 

8) стремление  оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт (профессиональный и личностный) молодому поколению;

9) реализм оценок  и чувство «сделанности» жизни; 

    1. стабилизация системы социальных ролей и др.

Психология  человека пожилого и старческого  возраста

Старость - заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Старость - один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный с тем, что «последние вопросы бытия» встают перед человеком во весь рост, требуя разрешения неразрешимого - совместить возможности старого человека в понимании мира и его жизненный опыт с физической немощью и невозможностью активно воплотить в жизнь все понимаемое.

Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных  причин сужаются его социальные связи, и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой установление и обновление системы социальных связей и обязательств. Во-вторых, постепенно «вымывается» его возрастная когорта, и многие близкие ему люди и друзья умирают или возникают трудности в поддержании отношений. В-третьих, старый человек быстрее устает от напряженных социальных контактов, многие из которых ему не кажутся актуально значимыми, и сам ограничивает их.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает  с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Эмоциональные проявления одиночества выражаются в тревожности и скуке, в страхе и опустошенности, в депрессивном состоянии.

После шестидесяти  лет человек постепенно приходит к осознанию социального отчуждения от последующих поколений, которое  переживается болезненно.

 

Заключение

Сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека – продукт совокупного действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом определяется окружающей средой, но вместе с тем, он неповторим, как человеческая личность.

Возрастная  психология рассматривает тенденции, закономерности и процессы развития на протяжении всей человеческой жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знаний.

Предполагается, что изменения, которые переживает человек в течение жизни, являются результатом совокупного влияния  биологических, психологических, социальных, исторических и эволюционных факторов, а также зависят от времени их воздействия.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Е.И. Туревская. Возрастная психология. – Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;
  2. Болотова А.К. Психология развития. www.koob.ru
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Издательский  центр «Академия», 1999

  1. Элъконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.
  2. . Пиаже Ж. Избр. психол. труды. — М., 1969

 

 


Информация о работе Возрастная периодизация