Возможности арт-терапевтических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 23:14, реферат

Краткое описание

Различные ученые по-разному понимают основные факторы лечебного воздействия в арттерапии и применяют несколько различные приемы работы. Тем не менее они, конечно же, разделяют общие принципы, лежащие в основе арт-терапевтической деятельности, что позволяет говорить об арт-терапии как самостоятельном методе и сфере профессиональной деятельности.

Оглавление

1. Арт-терапия: европейская модель развития 2
2. Арт-терапевтические исследования 7
2.1. Как люди рисуют 8
2.2. Что люди рисуют 12
3.3. Почему люди рисуют 13
3. Качественные исследования 15
4. Значимость терапевтических результатов 17
Литература 21

Файлы: 1 файл

Арт-терапия.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

       4. Значимость терапевтических результатов

       Одно из новых направлений исследований связано с оценкой результатов арт-терапии. Этот тип исследований, по сути, очень близок работе любого арт-терапевта. Как известно, «золотым стандартом» клинических исследований считается двойной «слепой» плацебо-метод со случайным подбором пациентов для исследуемой группы. Специалисты, признавая трудности, связанные с оценкой состояния пациентов таким способом, разработали очень интересные модели клинического исследования. Л. Гантт проводил свое исследования около десять лет. Привлекая, в частности, критерий оценки терапевтических результатов, можно по-разному строить это исследование. Например, можно выделять в особую группу тех пациентов, которые находились на стационарном лечении более трех раз в течение последних десяти лет. При этом мы можем обращать внимание на то, становились ли их рисунки лучше или хуже, что может указывать на уровень их психической интеграции и ту или иную способность к решению своих проблем. Если пациент имеет десятилетний алкогольный анамнез, мы можем попытаться установить, изменяется ли характер линий в его рисунках, а также выбор цвета для изображения тех или иных элементов рисунка, что может свидетельствовать о нарастающем органическом поражении головного мозга. Можно использовать шкалы для оценки пространственных характеристик изображения, преобладающих цветов или иных деталей, с тем, например, чтобы попытаться установить, какие показатели шкал характерны для 80 – 90 % больных с эндогенной депрессией, равно как и исследовать, какие различия в рисунках характерны для лиц в возрасте 20 – 30 лет, с одной стороны, и лиц в возрасте 60 – 70 лет, с другой стороны. Изменяется ли выбор цветов с возрастом? Характеризуются ли устойчивостью образы тех пациентов, которым диагностируется одно и то же заболевание или синдром при их повторных госпитализациях за тот или иной период? Имеются ли определенные признаки, специфичные для той или иной нозологической группы? Можно ли, исходя из особенностей изображения. предсказывать частоту последующих госпитализаций?

       Остановимся прежде всего на том, что мы знаем лучше всего. Некоторые люди (включая арт-терапевтов) смотрят на искусство «деревянными» глазами. На мой взгляд, это обстоятельство может быть причиной того, что большинство проективных рисуночных тестов оказались малодейственными. По-видимому, их разработчики слишком мало знали об особенностях изобразительного процесса и не могли соответствующим образом оценить результаты тестов. Если же человеку действительно близок язык изобразительного искусства — либо в силу врожденных способностей, либо благодаря полученному образованию — он может быть более подходящей фигурой для проведения исследований с использованием проективных рисуночных тестов. Мы можем «перевести» процессы художественного творчества на язык психологии. Арт-терапевты должны выступать в роли своеобразных «переводчиков», раскрывая особенности рисунков пациентов в общении с другими специалистами. В своей работе «Порядок вещей» французский философ М.Фокольт анализирует культурно-исторические предпосылки, развития наук о человеке. Он показывает, каким образом происходило формирование гуманитарных воззрений на протяжении нескольких веков, и предсказывает, что эти воззрения могут однажды кануть в Лету. Он цитирует Борхеса, который обращается к анализу древней китайской классификации различных «странных» и «невозможных» живых организмов, включающей «ароматизированные» живые существа, «сирены», «фантастические» организмы и т. д. Фокольт при этом указывает, что «экзотическое очарование» иной системы взглядов выявляет ограниченность нашей собственной позиции, не допускающей даже вероятность того или иного явления. Одна из основных его мыслей заключается в том, что до тех пор, пока мы не столкнемся с иной системой взглядов, мы не способны осмыслить явления таким образом, который отличен от стереотипов времени и общества, в котором мы живем. И Фокольт в чем-то прав. Если арт-терапевты имеют свою собственную систему взглядов на изобразительное творчество и на то, что в нем имеет наибольшую клиническую значимость, именно им следует задавать тон в проведении исследований, связанных с изобразительным творчеством. Можно успешнее других проводить исследования, связанные с анализом художественных образов, ибо именно арт-терапевты способны мыслить образами. Именно арт-терапевты могут различать те переменные, которые способен распознать лишь глаз художника, объединяя отдельные элементы в целостное изображение. Необходимо абстрагироваться от всей той ненужной информации, которой отягощены, например, исследования, связанные с изображением фигуры человека. Многие из этих исследований были попросту лишены глубоко психологического, художественного взгляда на вещи. Исследования, основанные на анализе образов, должны дать определенные «ключи» для использования лечебных подходов. Например, если арт-терапевты представляем себе, каковы особенности изобразительной продукции клинически здоровых лиц, они по-видимому могут, используя те или иные приемы, способствовать приближению состояния пациентов к состоянию здоровых дин. Если метод, позволяет человеку развить свои экспрессивные возможности, становится осуществимой и целенаправленная разработка коррекционных подходов.

       Сосредоточиваясь на исследованиях, связанных с анализом образов, можно подвергнуть проверке традиционные методы и представления. Это означает, например, то, что можно продолжить описательную работу Ловенфельда, благодаря которой, путем анализа сотен изображений, в наш обиход вошли такие понятия, как «базисная линия» и «рентгеновский рисунок». 6Таким образом, мы можем перейти от описания отдельных клинических наблюдений к научному подходу. Говоря о сходной проблеме в области антропологии, можно сказать, что нелегко проводить этнографические исследования, пользуясь лишь обыденным языком повседневной жизни. Язык и методы науки предполагают получение воспроизводимых результатов и применение процедур их проверки. Они были созданы для того, чтобы решить проблемы, связанные с использованием повседневного языка, который так любят художники. Следует учесть как достоинства, так и недостатки, связанные с исследованиями, основанными на анализе образов. Символизм не имеет значения, многое уже было сделано историками, антропологами и представителями других гуманитарных наук. До тех пор пока мы не займемся обсуждением и проверкой их идей, применяя методы, используемые в арт-терапевтических исследованиях, место «первой скрипки» останется за ними. Обращая преимущественное внимание на особенности образов, а не на авторские ассоциации, мы в то же время можем пропустить нечто чрезвычайно важное для человека.

 

    Литература

 
  1. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. –  СПб.: Питер, 2001. – 320 с.: ил.
  2. Грегг М.Ф.  Тайный мир рисунка: Пер. с англ. – СПб.: Деметра, 2003 –  176: ил.
  3. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии СПб.: «Речь», 2003. – 96 с.: ил.
  4. Кэмерон Дж. Путь художника. Ваша творческая мастерская: Пер. с англ. – М.: Гаятри, 2005. – 277с.

Информация о работе Возможности арт-терапевтических исследований