Воздействие цвета на психику человека как предмет исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить особенности влияния цвета на психику человека
Задачи:
· Анализ литературных источников по данному вопросу.
· Изучить историю становления психологии цвета и используемые
методы определения психологического, физиологического влияния цвета на психику и деятельность человека.
· Провести исследование, основанное на использовании двух видов неполного цветового теста М. Люшера, проанализировать полученные результаты.

Оглавление

І Воздействие цвета на психику человека как предмет исследования……………………………………………………………………....5
1.1 Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов………..5
1.2 Психология цвета………………………………………………..........11
1.2.1 История возникновения психологии цвета……………….….……11
1.2.2 Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии………………………15
1.2.3Физиология цветовосприятия………………………………………16
Глава ІІ Практическое использование цветового тестирования по методу М. Люшера. Обработка и анализ полученных результатов………….22
2.1 Цветотест. Исследование предпочтений по М. Люшеру……….….22
2.2 Характеристика цветов по М. Люшеру……………………………..30
2.3 Проведение цветового тестирования и обработка результатов…...35

Файлы: 1 файл

kursovaya_Serezhe.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

Седьмой и восьмой цвет отмечаются знаком «-» и означают «противонаправленность». Цвета, которые избирающий отвергает как несимпатичные, представляют собой ту самую потребность, которая тормозится целесообразным преимуществом.

В зависимости от характера  субъективного предпочтения, в соответствии со специально разработанными таблицами  интерпретаций психодиагностики может  реально судить о структурной  динамике психических процессов. В  основе теста лежат фундаментальные  закономерности связи между разнокачественными цветоэнергиями и определенными психическими процессами, состояниями и явлениями.

Порой человек, сам того не подозревая, «свидетельствует» о  тех или иных склонностях, тенденциях и скрытых мотивах собственного поведения, просто совершая выбор и  предпочитая один из нескольких стимулов. Человек всегда что-то выбирает, выбор  совершается как бы сам собой, но говорит о многом. При правильном же подходе к анализу предпочтений можно получить фантастические объемы информации о структуре, динамике и  развитии состояний бессознательного как на физиологическом и психодинамическом, так и на культуральном и социально-конвенциональном уровне.

Проблема индивидуального  предпочтения -- это проблема «потребности изнутри». Неосознаваемая потребность первоначально складывается на некоем биопсихическом уровне, отражаясь в особенностях восприятия и фиксируясь в различиях эмоциональных реакциях на тот или иной стимул. А.Кемпински разработал психодинамическую модель «информационно-энергетического обмена», структура которого весьма устойчива и точно соответствует наблюдаемым внешним поступкам и высказываемым суждениям индивидуума. Методики, основанные на ранжировании стимулов и позволяющие определить структуру неосознаваемых предпочтений, предоставляют исследователю доступ к глубинным пластам этого самого «информационно-энергетического метаболизма». Что бы ни случилось с организмом, чего бы ни захотел субъект, куда бы ни направилась его фантазия -- все это немедленно отражается на структуре индивидуальных предпочтений. Опытный диагност, который может проанализировать связь между характером предпочтения и интересующими его настроениями и состояниями, получает исчерпывающую информацию о скрытом от самого исследуемого психическом материале.

Феномен предпочтения указывает  на специфику и количественные характеристики недостающих энергий и субстанций. Всякое предпочтение может быть проинтерпретировано  как указание на вектор активности, на тенденции изменения состояния  организма и психики в определенном направлении. Всякое отвержение указывает либо на избыток отвергаемых элементов в информационно-энергетическом обмене, либо на невозможность их восприятия из окружающей среды. Таким образом, цветотест Люшера оказывается энергетически достоверным, что и подтверждается всем многодесятилетним опытом его использования.

Всякое желание, стремление и хотение основывается на тяготении  к редукции напряжения. Организм либо отталкивается от чего-то, либо привлекается к чему-либо. Полярность цветов соответствует  полярности стремлений, которые лежат  в основе толкования различных цветопар, имеющих определенный ранг в субтестах диагностической методики Люшера. Желание рассматривается как фактор действия, стремление определяется как попытка энерго-информационной системы организма-психики изменить свое состояние. Тест более чем прямо указывает на то, чего хочется человеку, а чего -- нет. Цветопредпочтение (как и вкусопредпочтение, и формопредпочтение, и ритмопредпочтение, и позопредпочтение, и ароматопредпочтение) является интегральной характеристикой энерго-информационного состояния живой системы. Изучение характера предпочтений позволяет не только диагностировать режим функционирования живого организма, но и предоставляет возможность настроиться в унисон с идущими в нем процессами, «присоединиться» к ритмам и векторам энергосдвигов и направленно изменить их.

Возможности влияния практически  неисчерпаемы. Можно предлагать отвергаемые  цвета в гомеопатических дозах, особенно если речь идет о неприятии  основных цветов. Можно обильно «накачивать» через всю поверхность кожи и  глаза предпочитаемые цвета. Можно сочетать различные цветовые воздействия с соответствующими им музыкальными, ароматическими и многими другими воздействиями. В конце концов, влияние может быть комплексным и проходить при постоянном мониторинге изменяющегося состояния организма и психики.

Цвет может гармонизировать  человека, он способен мобилизовать его  ресурсы, а может успокоить и  расслабить. Цветом можно вылечить, цветом можно привести субъекта в  угнетенное состояние. С другой стороны, психоаналитическая работа, приводящая к осознаванию истинных причин скрытой тревожности, приводит к спонтанному изменению характера цветопредпочтения и переструктурированию всего рангового ряда цветов. Есть влияния аллопатические, необходимые для ликвидации гиперзащиты организма и полезные при острых нарушениях информационно-энергетического обмена. Существуют влияния гомеопатические, усиливающие вектор защитных реакций и эффективные при хронических нарушениях жизнедеятельности и настроения.

Исследование предпочтений - замечательный диагностический метод, позволяющий грамотно и обоснованно выбирать действительно полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия. Влияние это, вне зависимости от глубины нарушений, поступает непосредственно в мозг, проникает во все физиологические структуры, протекает прямо к органам через активные рецепторные зоны радужки глаза. Организм немедленно отзывается на целебный цветовой поток. Но для того, чтобы он был законен, приятен и полезен, его необходимо организовывать с данными цветотеста. Это и есть истинно психосоматический подход, позволяющий с помощью единой тестовой методики избрать единый фактор влияния, равно эффективный и в исправлений телесной жизнедеятельности, и в коррекции психических состояний.

Метод Люшера пользуется популярностью среди психологов и сегодня, так как является самым коротким среди психодиагностических методик, достаточно прост в использовании, необычен и привлекателен для испытуемых, может давать интересную и неожиданную информацию об эмоциональных переживаниях, достаточно объективен в отличие от анкетных методов.

Вместе с тем, критики  данного направления в психодиагностике, не отрицая большинства эмпирических фактов цветовой психологии, не считают  достаточно обоснованными теоретические  посылки этого метода. Именно цветовой тест Люшера (ЦТЛ), в этом отношении, вызвал наибольшую критику среди всех существующих цветодиагностик. К сожалению, концепция надежности методики, предназначенной для диагностики состояния человека, в отличие от устойчивых индивидуальных свойств, пока еще в должной мере не разработана. Но, при этом, существует большое количество исследований, косвенно подтверждающих валидность, как отдельных ее показателей, таких, например, как показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы, вегетативный коэффициент и т.п., так иметодики в целом.

2.2 Характеристика цветов  по М. Люшеру

Физиологам давно известно, что каждый определенный цвет вызывает у любого человека, у любого культурного  слоя не только то же самое восприятие, но и точно такое же впечатление, независимо от настроения субъекта. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий успокаивает и затормаживает. В этом заключена объективная общезначимость психологии цвета. Индивидуально различной является, однако, личная симпатия, равнодушие или антипатия человека по отношению к какому-нибудь цвету.

Люшер, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему.

Цвет может нравиться  или не нравиться, но характер его  влияния, специфика его воздействия  на психику остаются неизменными, вне  зависимости от состояния организма  в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения. Каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой биосистемы. Качественное своеобразие цвета очень тонко и четко дифференцировано. Любой чистый цвет в своем воздействии существенно отличается от «соседствующих» с ним на шкале спектра оттенков. Именно детальный анализ накопленных человечеством опытных данных позволили М.Люшеру точнейшим образом охарактеризовать каждый из основных цветов и на основании этих исходных характеристик сформулировать значения многочисленных оттенков и тонов. Предположения Люшера о характере действия этих цветов на психику в дальнейшем были подтверждены работами сотен учёных, исследователей цветопредпочтений, изучавших цветовосприятие в самых различных условиях и ситуациях.

Краткая интерпретация значений восьми цветов:

Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то "произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения". Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1) Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает разрывание пут или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную (помимо первых 3-х) позицию.

Зеленый (2) По Люшеру - это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения "Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение". Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. "все, что приводит к абстрактному формализму", а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й). Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й и 4-й.

Красный (3) Символизирует  физиологическое состояние, связанное  с расходом энергии. Красный - выражение  жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного  желания всех жизненных благ. Это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, сила воли Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого  говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, "попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований". Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет "мазохистическое прилипание" к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 -поиск приключений, активация сексуальности Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2, 3, 4 и 5.

Фиолетовый (5). Содержит в  себе свойства и синего и красного, объединяет победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность". Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин - на 1-й и 2-й позициях.

Информация о работе Воздействие цвета на психику человека как предмет исследования