Восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:36, реферат

Краткое описание

Восприятие - это форма познания действительности. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Общая характеристика восприятия…………………………………4
Свойства восприятия………………………………………………….7
Классификация восприятия………………………………………….12
Законы восприятия………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….….10
Список использованной литературы……………………………………….…..21

Файлы: 1 файл

к.р. психология.docx

— 39.95 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

    1. Общая характеристика восприятия…………………………………4
    2. Свойства восприятия………………………………………………….7
    3. Классификация восприятия………………………………………….12
    4. Законы восприятия………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………….….10

Список использованной литературы……………………………………….…..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Восприятие - это форма  познания действительности. Внешние  явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому  воздействию. Способность ощущать  дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в  виде образов наделены только человек  и высшие животные, она у них  складывается и совершенствуется в  жизненном опыте1.

Целью исследования данной аттестационной работы является изучение понятия восприятия, его свойств, видов, законов.

 

 

    1. Общая характеристика восприятия

Было бы глубоко ошибочным  думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложным  восприятиям) является простым суммированием  отдельных ощущений или, как часто  говорили психологи, результатом простых  ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует  выделения из всего комплекса  воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и  т.п.) основных ведущих признаков  с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения  группы основных существенных признаков  и сопоставления воспринятого комплекса  признаков с прежними знаниями о  предмете.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному  решению. При восприятии новых или  незнакомых предметов узнавание  их гораздо сложнее и протекает  в гораздо более развернутых  формах. Полное восприятие таких предметов  возникает как результат сложной  аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей  воспринимаемые детали в одно осмысленное  целое.

Существуют теории, посвященные  процессу распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты, и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Восприятие является очень  сложным и активным процессом, требующим  значительной аналитико-синтетической  работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом  ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс  информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения  органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически  воспринимающих органов. В процесс  восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и  движение глаз, выделяющие наиболее информативные  точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому  восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Естественно поэтому, что  воспринимающая деятельность почти  никогда не ограничивается пределами  одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов  чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду Предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам2.

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот  или иной предмет, сознание необходимости  или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального  мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Таким образом, необходимо сделать  вывод, что восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что  в данный момент воздействует на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Свойства восприятия

Уяснив суть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические  механизмы, мы приступаем к рассмотрению основных свойств восприятия как  познавательного психического процесса. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность3.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции  поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с  их практическим назначением или  их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего  отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных  свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько  прочно связаны между собой, что  единый сложный образ предмета возникает  даже тогда, когда на человека непосредственно  действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают  условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между  зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает  какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее  ноты еще продолжают звучать у  него в уме, когда поступает новая  нота. Обычно слушающий понимает музыкальную  вещь, т.е. воспринимает ее структуру  в целом. Очевидно, что последняя  из услышанных нот сама по себе не может  быть основой для такого понимания  — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии  с разнообразными взаимосвязями  входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и  структурности восприятия лежат  в особенностях самих отражаемых объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета  — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный  полдень посылает примерно в 8-9 раз  больше количества света, чем мел  в сумерки). Явление, константности  цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых  большое значение имеют адаптация  к общему уровню яркости зрительного  поля, светлостный контраст, а также  представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное  постоянство видимой величины предметов  при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая  величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при  сравнительно небольших удалениях  предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся  к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы  предметов заключается в относительной  неизменности ее восприятия при изменении  их положения по отношению к линии  взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря  движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных  сочетаний контурных линий; известных  нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения  константности восприятия? Может  быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов  на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители  же постоянно видят объекты, расположенные  внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и  тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность — неизменную структуру) перцептивного  образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности  объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает  при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое  значение. Восприятие у человека теснейшим  образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет  — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой  постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и  поэтому в восприятии всегда сказываются  особенности личности человека. Зависимость  восприятия от содержания психической  жизни человека, от особенностей его  личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах  восприятия они ищут эталоны, к которым  можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются  и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному  восприниматься различными людьми.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком  задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде4.

Информация о работе Восприятие