Восприятие времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности восприятия времени человеком.
Задачи:
• изучить литературу по теме исследования
• выявить механизмы и особенности восприятия времени человеком.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ВОСПРИЯТИЯ 4
1.1 Понятие восприятия 4
1.2 Понятие времени 7
2. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ 11
2.1 Физиологическая основа 12
2.2 Теории восприятия времени 14
2.3 Особенности восприятия времени 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа по Общей П.docx

— 86.72 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

 

Курсовая работа по общей психологии

 

 

 

 

 

 

 

Отметка о допуске к  защите

________________________

________________________

 

«__»______________2010г

 

 

 

 

Работа защищена на оценку

________________________

«___»_____________2010г.

Руководитель

 

 

Новосибирск - 2011

План

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ  И ВОСПРИЯТИЯ 4

1.1 Понятие восприятия 4

1.2 Понятие времени 7

2. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ 11

2.1 Физиологическая  основа 12

2.2 Теории восприятия  времени 14

2.3 Особенности восприятия  времени 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема восприятия времени  является одной из важных проблем  психологии. Особенно большое значение она имеет сегодня — в период бурного научно-технического прогресса. Ведь к человеку, к его психическим возможностям предъявляются серьезные требования в плане умения правильно и экономно распределять время. От этого зачастую зависит не только успешность человека, как работника, но и успех предприятия в целом.

Объект исследования: восприятие.

Предмет исследования: восприятие времени.

Цель работы: изучить особенности восприятия времени человеком.

Задачи:

    • изучить литературу по теме исследования
    • выявить механизмы и особенности восприятия времени человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ВОСПРИЯТИЯ

 

1.1 Понятие восприятия

 

Знания об окружающем мире человек получает посредством двух взаимосвязанных процессов –  ощущения и восприятия. Шиффман Х.Р. дает следующие определения ощущения и восприятия: «Термином «ощущение» обозначаются начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира» [19. С 24]. То есть ощущения связаны с начальной стадией контакта организма с окружающей его средой. «Восприятие является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память». [19. С 24]. Обычный звуковой раздражитель заставит наши барабанные перепонки вибрировать определенным образом, и мы ощущаем это как например громкость («работа» ощущения), но слышим при этом мы разговор или мелодию (восприятие).

Таким образом, можно говорить, что восприятие включает в себя систематизацию, интерпретацию и осмысление информации, поступающей от сенсорных систем, т.е. упорядочивает ощущения и превращает их в знания об окружающем мире и происходящих событиях.

В «Современном психологическом  словаре» дается такое определение  восприятия:

Восприятие – процесс целостного отражения предметов или явлений при их непосредственном контакте с органами чувств.[14. С 60].

Основные подходы  к изучению восприятия

Структурализм. Основной задачей считается разложение восприятия на составляющие его элементы – простейшие ощущения. На рисунке 1 изображен «структуралистский» треугольник – в соответствии с их интерпретацией, каждая точка в образованной точками линии вызывает одиночное элементарное ощущение, и восприятие треугольника обусловлено их суммацией.

 

 

 


 

Рисунок 1 – «Структуралистский»  треугольник

Данный подход представляет собой преимущественно исторический интерес, и сегодня никто не принимает всерьез его строгие представления об элементарных ощущениях.

Гештальт-психология. Целое – не есть простая сумма его частей. На рисунке 2 показан «гештальтистский» треугольник. Восприятие треугольника является скорее результатом взаимного расположения трех точек, нежели суммой их сенсорных эффектов.

Рисунок 2 –«Гештальтистский» треугольник

«Гештальт-подход обращает основное внимание на то, что мы воспринимаем окружающий мир, учитывая его структурные элементы и их соотношения, и что мы стремимся воспринимать целостные, связные и имеющие смысл формы». [19. С 32]. Другой пример: особенностью любой мелодии является именно связь между нотами, именно она делает ее узнаваемой. До тех пор пока эта связь остается постоянной, мелодия, даже транспонированная в другую тональность, будет узнаваема.

Конструктивистский  подход. Подчеркивает активную роль наблюдателя в процессе восприятия. Восприятие – не просто констатация самого факта воздействия на нас раздражителя. Это некий результат интерпретации сенсорного сигнала. «Воспринимаемое нами в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем предшествующем опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании и т. д.» [19. С 32].

Экологический подход. Внутренние мыслительные процессы играют в восприятии либо незначительную роль, либо вовсе в нем не участвуют. Перемещаясь в окружающем мире, наблюдатель непосредственно усваивает информацию, необходимую для эффективного адаптивного восприятия.

Нейрофизиологический  подход. Восприятие лучше всего объясняется известными нейронными и физиологическими механизмами функционирования сенсорных систем. Понимание разнообразных, безусловно, сложных форм поведения, возможно только при изучении лежащих в их основе биологических процессов. Нейрофизиологические механизмы играют решающую роль в объяснении явлений на сенсорном уровне, однако свести все аспекты восприятия только к нейрофизиологии было бы неправильно.

Когнитивная нейрофизиология. Высшие процессы познания и восприятия представляют собой результат взаимодействия простых мыслительных процессов, каждый из которых, в свою очередь, является следствием нейронной активности той или иной части мозга. Для лучшего понимания сложных познавательных процессов необходимо объяснить роль этих нервных окончаний в таком процессе, как восприятие.

Свойства восприятия

Целостность, то есть восприятие есть всегда целостный образ предмета.

Константность восприятия – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине.

Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру.

Осмысленность восприятие – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

В зависимости от того, какой  анализатор играет в восприятии преобладающую  роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия. В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов.

 

1.2 Понятие времени

 

Что такое время? На первый взгляд вопрос очень простой. И если спросить об этом обычного человека, он, наверное, ответит, что время — это длительность, интервал между какими-то событиями, которые происходят в нашей жизни, что измерять время принято в определенной системе единиц. Всё легко и просто.

Если же поискать более  точное, научное объяснение, то, как  это часто бывает, точные ответы на самые простые вопросы найти  не так-то просто.

В науке существует несколько  подходов. Первый – все просто, но почему-то непонятно. «Время — мера существования материальных живых существ, неживой материи и взаимоотношений между ними». Что за мера? Меры бывают разными, значит и время тоже бывает разным? Второй подход – тоже достаточно прост, но вот объясняет термин через сам себя: «В быту временем обычно называют время суток» или «В классической физике: время — непрерывная величина, априорная характеристика мира, ничем не определяемая. В качестве основы измерения просто берётся некая последовательность событий, про которую считается несомненно верным, что она происходит через равные промежутки времени, то есть периодична».

Существует третий подход - время рассматривается как часть единого пространства-времени, и, значит, может меняться при его преобразованиях. Можно сказать, что время становится четвёртой координатой. «Скорость течения времени» становится понятием «субъективным», зависящим от системы отсчёта.

Физическая сущность времени  для науки до сих пор остается тайной. Между тем изучению этого  явления посвящали свои труды  многие ученые и философы, начиная  с древних времен.

Подходы к проблеме времени  в европейской философии и  науке с древнейших времен описал в своей книге Гайденко П.П.

Первое упоминание категории  времени можно найти уже в  античной и древнегреческой мифологии. Там оно связывается с изменениями  в природе – каждому явлению  – свое время. С появлением религии  представление о времени несколько  меняется, оно становится свойством  богов или же самостоятельным  божеством. Воспринимается абстрактно, как самостоятельно существующая субстанция.

У Платона время не безначально, оно сотворено демиургом вместе с космосом с целью «еще более уподобить творение образцу». Природа образца вечна, а этого нельзя полностью передать сотворенному, поэтому демиург создал подобие вечности, ее подвижный образ - время.

Согласно Аристотелю, космос существовал всегда, он не имел начала, и не будет иметь конца. Время мыслится непрерывным, существовавшим всегда, «имеет свои специфические черты, отличающие его от других видов непрерывного, например от пространства. И важнейшая из этих специфических черт - это невозможность воспринимать время как непосредственно наличное, данное нашему восприятию так, как даны ему определенные части пространства или движущиеся в пространстве предметы. Когда мы делим пространственный отрезок, то разделенные его части явлены нашему взору как рядоположные и мы можем видеть их перед собой; что же касается времени, то его «части» - прошлое и будущее - не существуют: первого уже нет, второго еще нет, а настоящее, в свою очередь, ускользает от нас, потому что при попытке «схватить» его «стя-гивается» в бесконечно малое мгновение, длительность которого почти неуловима». [Цит.по 5]

Аврелий Августин в своих размышлениях ищет меру времени и способ его измерения в индивидуальной душе. Даже если бы вообще не было космоса и космических движений, но оставалась душа, то было бы и время как протяжение, длительность душевной жизни. «Напряжение души осуществляет акт перевода будущего в прошлое и тем самым конституирует время. Условием существования времени, таким образом, является структура души, в которой соединяются в нечто непрерывное различные измерения времени. Только в душе, говорит Августин, «есть все три времени. Она и ждет, и внимает, и помнит: то, что она ждет, проходит через то, что она внимает, и становится тем, что она помнит. Будущего еще нет, но в душе живет ожидание будущего. Прошлого уже нет, но в душе живут воспоминания о прошлом. Настоящее лишено длительности, но внимание - протяженно. У будущего нет длительности, ибо нет и самого будущего; длительность будущего — это длительность его ожидания. У прошлого нет длительности, ибо нет и самого прошлого; длительность прошлого - это длительность памяти о нем» [5. С 64].

Фома Аквинский вслед за Аристотелем определяет время как «число движения в отношении предыдущего и последующего». «Идея вечности, согласно Фоме, связана с началом неизменности, тогда как идея времени - с движением и изменением. Это принципиальное различие вечности и времени позволяет, как подчеркивает Фома, понять несопоставимость  божественного и человеческого  мышления: «Мышление Божье лишено [временной] последовательности и существует вечно все сразу;  а наше мышление последовательно,  поскольку привходящим образом присоединяется к нему континуум и время» [5. С 80].

В XVII веке происходят существенные изменения в характере мышления, связанные с развитием механики, как ведущей науки о природе. Дж. Уитроу пишет, что «великие достижения Галилея в динамике в большой степени были обусловлены удачным использованием им изображения времени геометрически в виде прямой линии». [16. С 13]. Ньютон считал, что существует абсолютное и относительное время. Абсолютное протекает равномерно, и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время, это мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, например: час, день, месяц, год.

На сегодняшний день категория  «время» стала более дифференцированной и включает такие понятия как  физическое, биологическое, социальное и психологическое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

 

Понятие времени является фундаментальным для человека. В  каждом языке закреплены представления  о прошлом, настоящем и будущем, имеется множество слов, точно обозначающих определенный момент времени вчера, сегодня, недавно, в течение часа, с тех пор, после и др. Время - это человеческая конструкция, которая позволяет нам размечать, распределять свою деятельность. Однако мы можем надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени в пределах между 1/18 и 2 секундами.

Действительно, под нижней границей моменты не воспринимаются больше как таковые: 18 изображений  в секунду уже сливаются в  одно непрерывное движение, 18 вибраций воздуха в секунду превращаются для нашего уха в один звук (самый  низкий), а 18 легких ударов по коже воспринимаются как одно надавливание. [Цит.по 6]

В современной психологии определение восприятия времени следующее:

Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие времени — странная, причудливая перцепция в том смысле, что оно имеет скорее когнитивную, нежели физическую или нейронную основу. На самом деле, нет ни очевидных сенсорных рецепторов или органов, предназначенных для восприятия времени, ни каких-либо непосредственных, наблюдаемых ощущений, вызываемых специфическими стимулами, связанными со временем. Продолжительность (течение) времени не имеет никаких «вещественных» признаков, свойственных большинству физических стимулов. Между тем мы умеем измерять физическое время и знаем, что его течение каким-то образом фиксируется нашим восприятием. В учебнике по общей психологии Гусев А.Н. пишет: «Из того, что данный перцептивный процесс не связан прямо с какой-либо конкретной сенсорной репрезентацией, никоим образом не следует, что у субъекта не складывается полноценный образ изменения физического времени, поскольку построение перцептивноrо образа может носить весьма опосредствованный, косвенный характер» [7. С 238].

Информация о работе Восприятие времени