Восприятие и познание человека человеком

Автор: Гульназ Бахтагараева, 12 Октября 2010 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто „производит хорошее впечатление”, ему обычно идут навстречу.

Оглавление

Введение.
Раздел 1.Общение, как восприятие людьми друг друга ( перцептивная сторона)
1.1 Раскрытие понятий «социальная перцепция» и «межличностная перцепция»………………………………………………………………………...4
1.2 Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека……………………………………………………………………………81.3 Действия человека на окружающих в различных ситуациях (линия поведения, лицо)………………………………………………………………..11
Раздел 2. Человек как объект восприятия…………………………………….14
2.1 Восприятие – активный творческий процесс…………………………….14
2.2 Восприятие и чувства………………………………………………………16
2.3 Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Понятие идентификации и рефлексии……………………………………………………20
Раздел 3. Экспериментальная часть…………………………………………….24
3.1 Сознание и мышление………………………………………………………24
3.2 Эмоции (совесть, юмор, ирония, сатира, трагизм, любовь)……………..26
3.3 Интимные межличностные отношения……………………………………29
Заключение……………………………………………………………….……...31
Список литературы………………………………………………………..……..34

Файлы: 1 файл

ХАРЬКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 60.90 Кб (Скачать)

     В практическом и теоретическом плане  представляется важным построение моделей, отражающих возможные направления  стратегии и тактики взаимодействия партнеров. Для этой цели используется аппарат математической теории игр. Все большее значение в настоящее  время приобретает анализ рефлексивных структур группы, объединенной общей деятельностью. Тогда схема – модель возникающих рефлексий получает объяснение не из самой себя, а из общего контекста как этой деятельности, так и опосредованных ею межличностных отношений.

     Таким образом, мы убедились, что восприятие – это действительно активный творческий процесс. Важное влияние  на точность восприятия и глубину  понимания другого человека имеет  жизненный опыт. Значительное влияние  на восприятие другого человека оказывает  также самооценка воспринимающего.

     Кроме того, процесс понимания друг друга  осложняется явлением рефлексии, а  идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания  другого человека.

 

      РАЗДЕЛ 3 

     3. 1. В настоящее время концепция  личности как субъект жизненного  пути позволяет нам представить  конкретную исследовательскую –  во многом еще гипотетическую  – модель изучения реального  сознания. Эта модель охватывает  функциональный механизм сознания, сознания в его функционировании, и условно названа « социальное  мышление личности: функционирование  сознания определяется не только  его структурой, « строением», проанализированными  вслед за Л.С.Выготским, А.Н.  Леонтьевым, а затем В.П. Зинченко, но и способом жизни личности, который определяет функциональные  возможности и ограничения сознания ( и его уже сугубо функциональные  пожизненные структуры). Самые отдаленные  аналоги вскрывают существо этого  различия: мощности завода нормативно  закладываются при его планировании, но и радикально отличаются  от реального функционирования, связанного с отсутствием либо  сырья, либо рабочих, либо комплектующих.

     Однако  психологические исследование социального  мышления личности не сводится к раскрытию  социальных условий этого мышления (поэтому и отличается от социалистического). Мы рассматриваем сознание и мышление как обобщение личностью того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных условиях. Речь идет о том, насколько субъект пользуется своим мышлением «загружает» его, о регулярности интеллектуальных занятий (конечно, определяемых физическим или умственным характером труда, но в первую очередь – самой личностью).

     Определив сознание как жизненную способность  личности, мы полагаем, что можно  говорить не только о способности  к социальному мышлению, но и о  потребности в нем. Так, Д.Дьюн указал на любознательность как форму выражения  этой потребности, однако сегодня в  нашем обществе теоретики обошли эту проблему, а практики образования, как справедливо заметил Я.А. Пономарев, всей системой его реализации постаралась убить в ребенке данную потребность.

     Выявленная  прямая зависимость социального  мышления от способа жизни определенной личности в конкретных условиях открывает  перед нами перспективную цель –  найти и убранную зависимость, которую  всегда подчеркивал С.Л. Рубенштейн, - регуляторную роль, или функцию мышления в этом способе жизни.

     Предметом мышления личности является вся социалистическая действительность в совокупности феноменологическом и сущностных характеристик ( социальных процессов, событий, ситуаций, отношений  и поведение людей, их личностей), а также ее собственная жизнь. Личность как субъект жизни имеет способность к такому мышлению и потребность в нем.

     „ У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старческие тупые зубы” – так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дрункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу [10]. С этим трудно не соглашаться, имея в виду, что мышления в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого „здравого смысла”.

     Мышление  – это движение идей, раскрывающее суть вещей, это особого рода теоретическая  и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировано – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление бывает теоретическое (понятное , образное) и практическое (ненагляднообразное, нагляднообразное).

     Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных  людей (например, у шизофреников), а  также у тех., кто занимает пограничное  положение между нормой и патологией или находится в состоянии  так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

     Один  из видов необычного мышления получил  название аутизма. Известный исследователь  этого вида мышления Э. Блейер писал  по поводу этого: „ Шизофренический  мир сновидений наяву имеет свою форму мышления, … свои особые законы мышления... Мы наблюдаем действие этих механизмов… и в обычном сновидении.., в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира”[6].

     Мысли человека при аттическом мышлении подчиняются  не логике и разуму, а эффективным  потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

     Существенное  отличие человека как вида от животных состоит в его способности  рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы, программы. Все это  вместе взятое связано со сферой человеческого  сознания. Особо важное значение для  развития человеческого сознания имеет  продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченном в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

     3. 2. Каждому человеку присуще такое  явление как эмоции. Эмоции- особый  класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущения приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

     «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что  представляется ему смешным, более  всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность»[12].

     Люди  как личность в эмоциональном  плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих  у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или  отрицательных эмоций. Но более всего  эмоциональная сфера развитых личностей  различается по силе и глубине  чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. По характеру  эмоции, которые у человека вызывать представленные в тестах ситуации и  предметы события и люди, судят  об их личностных качествах. Экспериментальным  путем было установлено, что на возникающие  эмоции большое влияние оказывают  не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внутренние - пристрастная, субъективная интерпретация вероятных  последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический  настрой, когнитивный фактор оказалось  возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями  людей. Это лежит в основе разнообразных  систем психотерапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы.

     Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в  себе побуждение к деятельности. Чувства  одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем и то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут  в себе нравственное начало.

     Одним из таких чувств является совесть. Она  связана с нравственной устойчивостью  человека, его принятием на себе моральных обязательств перед другими  людьми и неукоснительным следованием  им.

     Эмоции  входят во многие психологически сложные  состояния человека, выступая, как  их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые  также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.

     Юмор  – это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или  к кому-либо, которое несет в  себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения.

     Ирония  – это сочетания смеха и  неуважительного отношения, чаще всего  пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым.

     Сатира  представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде.

     Трагизм – это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил  добра и зла и победе зла над добром.

     Много интересных наблюдений, красочно и  жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза.

     «Природа  людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют  сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и … относятся с тем большей  ненавистью, чем больше они любят  что-либо, что воображают во владении другого».

     «Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот  будет в одно и то же время и  ненавидеть, и любить его».

     «Ненависть  увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью» [22].

     Особое  человеческое чувство, которое характеризует  его как личность, - это любовь. О смысле этого чувства в его  высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью»[23]. Человек, который любит по – настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» не был. Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом.

     3. 3. Тут же можно порассуждать  на тему вражды между людьми. Во-первых, потому, что эти отношения  – антиподы, во-вторых, вражда нередко  возникает на основе выражения  дружеских и других несложившихся  интимных отношений, в-третьих,  дружба, любовь и вражда находятся  на различных точках одного  и того же континуума человеческих  межличностных отношений. Но вместе  с тем вражда не зависима  от остальных отношений и может  возникнуть самостоятельно, из индифферентных  поначалу отношений.

     Отношения типа вражды можно определить как  проникнутые взаимной неприязнью и  ненавистью людей. Следует признать, что в обществе в периоды революционных  преобразований такие отношения  проявляются не реже, чем дружеские  и любовные.

     Люди, обладающие разным жизненным опытом, естественно, не понимают друг друга, и  чем больше эти различия, тем глубже может стать недопонимание между ними. Само по себе оно, конечно, еще не ведет к вражде. Но, усугубляясь желанием во что бы то ни стало обратить другого в свою веру, оно может породить взаимную неприязнь людей.

     Потенциально  конфликтной является ситуация в  которой два или несколько  индивидов имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя свои личные цели, основанные на этих мотивах, невольно препятствует достижению целей других индивидов, и чем значительнее мотивационные различия, чем весомое соответствующие мотивы для людей, вовлеченных в данную конфликтную ситуацию, тем большее чувство неприязни у них возникает в отношении друг друга.

     Возникшая вражда всякий раз вызывает у одного из общающихся скрытую или открытую неприязнь, бессознательную установку  на противодействие. В результате все  его поведение в отношении  другого человека с самого начала оказывается направленным на то, чтобы  доставить ему неприятности.

     Вражда  между людьми, когда она уже  возникла, становится трудно устранимой, так же связанные с ней отрицательные  эмоциональные и мотивационные  установки являются весьма устойчивыми, возникают автоматически и с  трудом контролируются сознанием. Это  не значит, что враждебные отношения  между людьми невозможно исключить; это лишь означает, что их легче  предупредить, чем изменить тогда, когда  они уже возникли.

     Следовательно, сознание и мышление – это своеобразное обобщение личностью того способа  жизни, которого она сумела достичь  в конкретных условиях. Именно в  способности человека рассуждать и  мыслить абстрактно, размышлять о  своем прошлом, критически оценивая его, строить планы на будущее  и состоит существенное отличие  человека как вида. Кроме того, каждому  человеку присуще такое явление  как эмоции, отражающие отношения  человека к миру и людям, процесс  и результаты его практической деятельности.

Информация о работе Восприятие и познание человека человеком