Восприятие и понимание человека человеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

В человеческих взаимоотношениях важную роль играют вопросы восприятия и понимания людьми друг друга. Многие ученые во всём мире работают над рядом психологических проблем познания человека человеком, пытаясь глубже проникнуть в существо процесса формирования у человека знания других людей и постичь роли этих знаний в поведении и деятельности человека. К таким проблемам относятся: общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности; значение гендерных, возрастных, профессиональных, социальных особенностей человека для образования у него знания о других людях; основные ошибки, которые допускает человек при оценке окружающих его людей; механизмы взаимопонимания в общении, пути оптимизации общения с целью достижения понимания людьми друг друга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Общее представление о межличностном восприятии и взаимопонимании
в процессе общения………………………………………………………………... 5
Вопросы восприятия и понимания как составная часть межличностного
общения………………………………………………………….......................... 5
1.2 Процесс восприятия как перцептивная сторона общения……………...... 7
1.3 Типичные формы восприятия и понимания……………………………….. 9
2 Механизмы межличностного понимания и познания...................................... 11
2.1 Имплицитная теория личности…………………………………………....... 11
2.2 Механизмы познания: интерпретации, эмпатия и аттракция идентифика-ции, рефлексии……………………………………………………………………. 13
3 Содержание и эффекты межличностного восприятия………………………... 21
3.1 Каузальная атрибуция………………………………………………….......... 21
3.2 Эффекты межличностного восприятия: первичности и новизны, бумеран-га, ореола, стереотипизации…………………………………………………........ 25
4 Оптимизация общения………………………………………………………….. 29
4.1 Пути оптимизации понимания в процессе общения…………………….... 29
4.2 Обратная связь………………………………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………………... 32
Список использованной литературы…………………………………...……….. 33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.85 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………  3

1 Общее представление о межличностном восприятии  и взаимопонимании

в процессе общения………………………………………………………………... 5

    1. Вопросы восприятия и понимания как составная часть межличностного

общения…………………………………………………………..........................  5

  1.2 Процесс восприятия как перцептивная сторона общения……………......   7

  1.3 Типичные формы восприятия и понимания……………………………….. 9

2 Механизмы межличностного понимания и познания...................................... 11

  2.1 Имплицитная теория личности…………………………………………....... 11

  2.2 Механизмы познания: интерпретации, эмпатия и аттракция идентифика-ции, рефлексии……………………………………………………………………. 13

3 Содержание и эффекты межличностного восприятия………………………... 21

  3.1 Каузальная атрибуция………………………………………………….......... 21

  3.2 Эффекты межличностного восприятия: первичности и новизны, бумеран-га, ореола, стереотипизации…………………………………………………........ 25

4 Оптимизация общения………………………………………………………….. 29

  4.1 Пути оптимизации понимания в процессе общения…………………….... 29

  4.2 Обратная связь……………………………………………………………….  31

Заключение………………………………………………………………………... 32

Список использованной литературы…………………………………...……….. 33

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В человеческих взаимоотношениях важную роль играют вопросы восприятия и понимания людьми друг друга. Многие ученые во всём мире работают над рядом психологических проблем познания человека человеком, пытаясь глубже проникнуть в существо процесса формирования у человека знания других людей  и постичь роли этих знаний в поведении и деятельности человека.  К таким проблемам относятся: общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности;  значение гендерных, возрастных, профессиональных, социальных особенностей человека для образования у него знания о других людях;  основные ошибки, которые допускает человек при оценке окружающих его людей; механизмы взаимопонимания в общении, пути оптимизации общения с целью достижения понимания людьми друг друга.

Феномену восприятия и понимания человека человеком, вопросам межличностного  общения посвящены и работы таких отечественных учёных,  как А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, Е.Ф.Бажин, Я.Вальсингер, А.Г.Гусева, А.М.Зимичев, А.С.Золотнякова, А.П.Коняева, Т.А.Репина, Е.В.Рощина, Н.А.Русина, А.А.Степанов, К.Д.Шафранская, П.М. Якобсон, Г.М. Андреева.

Вопросы понимания и восприятия  - это составная часть проблем  межличностного общения. В настоящее время всем понятно, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, оказывающее определяющее влияние на полноценное формирование у человека психических функций и психических процессов, психических свойств, а так же личности в целом. И изучение проблематики особенностей понимания и восприятия  обеспечивает дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Восприятие человека человеком представляет целостное отражение человека человеком в их чувственно временных и пространственных связях и отношениях. Понимание человека человеком представляет собой психический процесс включения информации о человеке в прежний опыт, в приобретённые ранее знания и постижение на основе этого смысла и значения событий, фактов, содержания влияния.

Проблемой данной курсовой работы являются особенности и специфика восприятия и понимания человека человеком.

Актуальность данной работы характеризуется тем, что данные формы психического отражения выполняют очень важную функцию при объединении людей, являясь регуляторами общения. Знание механизмов восприятия и понимания человека друг другом обеспечит более продуктивное общение, а практикам удастся получить дополнительные возможности для осуществления более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в различных сферах общественной жизни.

Целью представленной курсовой работы является анализ и характеристики всех факторов, определяющих процессы межличностного восприятия и понимания человека человеком.

В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить такие задачи, как:

1. Получить общее представление о межличностном восприятии  и взаимопонимании в процессе общения;

2. Проанализировать механизмы  межличностного понимания межличностного понимания и познания;

3. Изучить содержание и эффекты межличностного восприятия;

4. Описать пути оптимизации понимания в процессе общения.

 

 

 

 

 

1 Общее представление о межличностном восприятии  и взаимопонимании в процессе общения

    1. Вопросы    восприятия     и      понимания      как      составная        часть межличностного общения

Не нужно никому доказывать, что эффективное общение  между людьми невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Каковы же истоки понимания человека человеком?

Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. При этом очень важную роль, регулирующую процесс общения,  играют впечатления, которые возникают при этом.

В ходе наблюдения за другим человеком одновременно осуществляются и его эмоциональная оценка, и попытка понять логику его поступков и строй мыслей. Затем, уже на основе этих наблюдений и впечатлений, человек строит стратегию своего собственного поведения.

В самом общем плане можно сделать вывод, что восприятие другого человека  - это восприятие его внешних признаков, сопоставление их с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Учитывая, что в процессе общения участвуют как минимум два человека, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон, и каждый из общающихся уподобляет себя другому. Следовательно, в процессе общения при построении стратегии взаимодействия люди принимают в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает наши потребности, мотивы и установки.

Образы и понятия, формирующиеся у людей друг о друге, несут людям информацию о характеристиках каждого участника деятельности и о его возможностях. Так же они позволяют людям вести себя в соответствии с выявленными ими у другого человека свойствами и согласно этому планировать свое поведение. Таким образом, с помощью названных форм отражения выполняется важнейшая функция при объединении людей — они являются регулятором общения.

Человек, выступая в роли объекта познания, вызывает у познающих его людей определенное отношение. Однако, учитывая способность человека самому активно влиять на ход общения, он своим поведением оказывает огромное влияние на отношение к нему со стороны окружающих его людей. Имеющиеся у этих людей оценочные эталоны, стереотипы и установки,  применительно к оцениваемому человеку, формируют конкретное своеобразие впечатления, которое этот человек затем у каждого из них вызывает.  
            В познании человеком других людей могут быть выделены этическая, эстетическая и аксиологическая (ценностная) характеристики. Когда человек оказывается в роли объекта познания для других людей, он в своём поведении, поступках и внешних проявлениях руководствуется этическими, эстетическими и ценностными нормами. Из этих же норм человек исходит, когда ему приходится оценивать окружающих его людей. И в том, и в другом случае  сформированные у него критерии определяют характер восприятия им других людей и интерпретацию их внутреннего мира.

Для полного познания людей недостаточно понятие «восприятие человека человеком». Крайне важно  такое понятие, как «понимание человека», которое предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.

Понимание является необходимым компонентом познания человека человеком. В современной психологической литературе встречается два основных термина для обозначения обсуждаемого феномена: «межличностное понимание» и «взаимопонимание».

Процесс межличностного понимания (социальная перцепция) в общих чертах можно определить как процесс формирования в сознании человека образа другого человека. Этот познавательный процесс начинается с отображения внешности. Характерным признаком этого процесса является включение в психический образ свойств личности, которые не даются непосредственно как физические свойства. Личностное содержание другого человека при этом устанавливается путем интерпретации элементов поведения и деятельности.

Взаимопонимание —  это    социально-психологический    феномен.      Его сущность проявляется: 
1)   В согласовании    индивидуального     осмысления     предмета     общения; 
2)   Во взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию. При этом наблюдается полная или частичная    близость    или    схожесть     эмоционального    и     поведенческого реагирования людей.

О взаимопонимании людьми друг друга можно  говорить  в различных смыслах:

  • совпадение, сходство взглядов на мир, их ценностных ориентиров;
  • понимание индивидуальных особенностей друг друга;
  • понимание мотивов поведения в какой-то конкретной ситуации;
  • взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей;
  • взаимопонимание как взаимное принятие самооценки своих возможностей и способностей и т.д.

Взаимопонимание людей выступает таким уровнем их взаимодействия, при котором они не только осознают действия партнера, но также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности — необходимо взаимосодействие (в противовес с взаимопротиводействием, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком).

 

    1. Процесс восприятия как перцептивная сторона общения

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, поэтому большое важность имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Термин "социальная перцепция" впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее [2].

В связи с тем, что восприятие социальных объектов обладает многочисленными специфическими чертами, то ряд феноменов, участвующих в формировании представления о другом человеке, невозможно уложить в традиционное определение перцептивного процесса. В этом случае в качестве синонима "восприятию другого человека" употребляют выражение "познание другого человека".

Это более широкое понимание термина обусловлено такими специфическими чертами восприятия другого человека, как восприятие физических и поведенческих характеристик объекта, формирование представления о его эмоциях, помыслах, способностях, установках и т. д.

В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции:

  1. Познание себя
  2. Познание партнера по общению
  3. Организация совместной деятельности
  4. Установление эмоциональных отношений

Структура межличностного восприятия состоит из трёх компонентов и включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия.

Поэтому исследования, проводимые в области межличностной перцепции, можно разделить на две группы, которые ориентируются:

Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком