Воспитатель как руководитель группы взаимодействия. Выбор оптимальной модели руководства группой

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 10:01, реферат

Краткое описание

В работе любого учебного заведения необходимо соблюдать принцип создания воспитывающей среды. Это предполагает создание в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных сих объединений;
отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Оглавление

1.Вступление
2.Воспитатель как руководитель группы взаимодействия.
3.Выбор оптимальной модели руководства группой. 4.Посредничество педагога в разрешении конфликтных ситуаций в школьном коллективе.

Файлы: 1 файл

Реферат воспитатель как руководитель группы.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

ВИРО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Воспитатель как руководитель группы взаимодействия. Выбор оптимальной  модели руководства группой.  Посредничество педагога в разрешении конфликтных  ситуаций в школьном коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила слушатель

курсов переподготовки

«Педагогика и психология»

Графинова Е.А.

 

Вологда, 2013

План 

1.Вступление

2.Воспитатель как руководитель группы взаимодействия.

3.Выбор оптимальной модели руководства группой.  4.Посредничество педагога в разрешении конфликтных ситуаций в школьном коллективе.

1.Вступление.

В работе любого учебного заведения необходимо соблюдать принцип создания воспитывающей среды. Это предполагает создание в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

  • развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных сих объединений;
  • отношений  «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

  • школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
  • педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
  • общая цель школы — цель каждого педагога и ученика; необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;
  • каждый в коллективе должен быть творцом отношений новых дел;
  • равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

Классификация методов воспитания

Сущностная сфера

Доминирующий метод  воспитания

Метод самовоспитания

Интеллектуальная

Мотивационная

Эмоциональная

Волевая

Саморегуляции

Предметно-практическая

Экзистенциальная

Убеждение

Стимулирование

Внушение

Требование

Коррекция

Воспитывающие ситуации

Метод дилемм

Самоубеждение

Мотивация

Самовнушение

Упражнение

Самокоррекция

Социальные пробы

Рефлексия


2.Воспитатель как руководитель группы взаимодействия.

Жизнедеятельностью и  воспитанием классной группы в современной  школе руководит педагог в должности «классного руководителя»

Организация и воспитание классного ученического коллектива –раздел работы классного руководителя.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся.

В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова в управлении можно выделить три уровня функций.

К первому относятся  педагогические и социально гуманитарные функции, отнесённые Р.Х. Шакуровым  к группе целевых.

- воспитание  учащихся;

- социальная  защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Среди социально-психологических  функции необходимо выделить организаторскую функцию..

Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления.

Третья группа функции  выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К ней относятся следующие функции: диагностическая, целеполагание, планирование, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.

Коррекция – это всегда совместная деятельность классного  руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников. Три выше перечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя. 

Формы работы связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные.

По времени проведения формы можно разделить на:

- кратковременные (от  нескольких минут до нескольких  часов)

- продолжительные (от  нескольких дней до нескольких недель)

- традиционные (регулярно  повторяющиеся)

По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения  их в предварительную работу, подготовку учащихся.

По субъекту организации  классификация форм может быть следующей:

- организаторами детей  выступают педагоги, родители и  другие взрослые;

- деятельность организуется  на основе сотрудничества;

- инициатива и её  реализация принадлежит детям.

По результату все  формы можно разделить на следующие  группы:

- результат – информационный  обмен;

- результат – выработка  общего решения (мнения);

- результат – общественно  значимый продукт.

По числу участников формы могут быть:

- индивидуальные (воспитатель-воспитанник);

- групповые (воспитатель  - группа детей);

- массовые (воспитатель - несколько групп, классов).

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для вех членов коллектива, других людей.

В коллективных формах : конкурсы, спектакли, концерты, походы, турслёты, спортивные соревнования и т.д. Педагоги могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

В воспитательной работе классного руководителя следует  выделить три главных направления.

Первое связано с непосредственным воздействием на ученика:

Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:

- сплочение коллектива

- формирование благоприятной  эмоциональной атмосферы;

- включение учащихся  в разнообразные виды социальной  деятельости;

- развитие детского  самоуправления.

Третье направление предполагает коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка:

Главным инструментом решения  воспитательных задач являются методы и приёмы воспитания.

Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

При работе с группой  надо отметить   методы воздействия на экзистенциальную  сферу. Они направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. Можно использовать метод дилемм : совместне обсуждение школьниками разнообразных моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение, по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

Соответствующим методу дилемм является метод самовоспитания – рефлексия,

Реализация каждого  метода предполагает использование  совокупности приёмов, соответствующих  педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному педагогическому  стилю учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.

Приёмы  воспитания – это педагогически оформленные действия, посредствам которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом. Это коммуникативные приёмы, приёмы, связаные с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика. Это «инструктирование», «распределение ролей», «коррекция позиций», «самоотстранение учителя», «обмен ролями», «мизансцена».

Среди множества педагогических приёмов большое место занимают юмор, личный пример учителя, изменение  обстановки, обращение к независимым экспертам и др.

2.Выбор  оптимальной модели руководства  группой.

Основное в  работе классного руководителя –  это воспитание коллектива учащихся. Воспитание коллектива невозможно без формирования межличностных отношений в нем. Система взаимоотношений складывается из деловых и личных отношений, тесно связанных и взаимовлияющих.

«Классный руководитель-организатор. Основной интерес такого классного руководителя – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу. Развитие классного коллектива как субъекта , возможно только в процессе совместной деятельности школьников. Основная забота классного руководителя-организатора – это создание условий для взаимодействия, сплочения ребят: работа с органами самоуправления; создание коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская деятельность. Классный руководитель-организатор обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд). Классный руководитель-организатор использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).

Классный  руководитель-психолог. Основная забота такого классного руководителя – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении. Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. По мнению В.Р. Ясницкой, это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе.  
С точки зрения подростка удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей отражается во «внутренних» вопросах: 
● как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне? 
● образует ли класс некую общность («мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности? 
● как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом? 
Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу. Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель делает главный акцент на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях. Классный руководитель-психолог старается понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных. Основными формами организации общения и совместной деятельности :формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.

Классный  руководитель – социальный организатор. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой учитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А.Н. Тубельский. Результатом деятельности классного руководителя – социального организатора является сформированность класса как социально ориентированной группы. Проектный тип работы сложен. Педагогу – социальному организатору необходимы хорошие навыки построения групповой работы, создания атмосферы сотрудничества, знания из многих предметных и практических областей, владение технологией социального проектирования как педагогического средства.

Поддерживающий классный руководитель.

Основные задачи поддерживающего  классного руководителя: обеспечение  индивидуального развития и саморазвития ребенка; поддержка школьника в  решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и  прав. Основная цель классного руководителя поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы такой педагог видит развитие «Я» у ребенка, проявление способности школьника разрешать свои проблемы, брать ответственность за них на себя.»(7)

Информация о работе Воспитатель как руководитель группы взаимодействия. Выбор оптимальной модели руководства группой